Датчик эдс двигателя постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается электрических измерений и может быть использовано в системах управления двигателями постоянного тока. Целью изобретения является повьппение точности измерений в динамическом диапазоне двигателя , особенно в условиях различия постоянных времени обмотки якоря и последовательных обмоток двигателя. Для достижения поставленной цели в устройство дополнительно введены конденсаторы 8 и 10 и шунт 11. Кроме того , устройство содержит двигатель постоянного тока, имеющий якорную обмотку 1, обмотку 2 из двух последовательно соединенных катушек, резисторы. 3,7 и 9, входные клеммы 4, 5 и 6, преобразователь 12 тока. Введение указанных элементов позволяет снизить погрешность в измерении ЭДС двигателя в динамическом режиме, например при пуске двигателя, до величины порядка 2%, определяемой в основном падением напряжения в щеточном контакте. 2 ил. (Л 00 о 00 С71 05 Ф(/г./
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (10 (51) 4 G 01 К 19/00 ф1 pР$$ JCl r -g
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
БЫК,л", ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3921273/24-21 (22) 01 ° 07.85 (46) 30.04.87. Бюл. М 16 (71) Сибирский металлургический инс- . титут им. С.Орджоникидзе (72) П.H.Êóíèíèí, А.К.Иурышкин, А.И,Петрачков и А.Г.Хлыновский (53) 621.317.72 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 372632, кл. Н 02 P 5/06, 1971.
Коцегуб П.Х. Способ компенсации
ЭДС двигателя в системе вентильного привода. Известия ВУЗов. Электромеханика, 1980,. У 1, с.42-48. (54) ДАТЧИК ЭДС ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО
ТОКА (57) Изобретение касается электрических измерений и может быть использовано в системах управления двигателя ми постоянного тока. Целью изобретения является повышение точности измерений в динамическом диапазоне двигателя, особенно в условиях различия постоянных времени обмотки якоря и последовательных обмоток двигатепя.
Для достижения поставленной цели в устройство дополнительно введены конденсаторы 8 и 10 и шунт 11. Кроме того, устройство содержит двигатель постоянного тока, имеющий якорную обмотку 1, обмотку 2 из двух последовательно соединенных катушек, резисторы
3,7 и 9, входные клеммы 4, 5 и 6, преобразователь 12 тока. Введение указанных элементов позволяет снизить погрешность в измерении ЭДС двигателя в динамическом режиме, например при пуске двигателя, до величины порядка
2Х, определяемой в основном падением напряжения в щеточном контакте. 2 ил.
Если
Rg Кя
R 4+R6 фЬ то
1 13О73
Изобретение относится к электрическим измерениям и предназначено для использования в системах управления двигателями постоянного тока.
Цель изобретения — повышение точности измерения в динамическом режиме двигателя, особенно в условиях различия постоянных времени обмотки якоря и последовательных обмоток двигателя.
На фиг.1 приведена структурная схе-10 ма устройства; на фиг.2 — схема устройства совместно со схемой замещения двигателя постоянного тока, Датчик ЭДС двигателя постоянного тока (фиг.1) подключен к двигателю постоянного тока, имеющему якорную обмотку 1 и последовательные обмотки
2, и содержит первый резистор 3, подключенный к первой входной клемме 4 датчика, подключаемой к выводу якорной обмотки 1. Вторая входная клемма
5 и третья входная клемма 6 соединяются с выводами последовательных обмоток 2 двигателя. Между указанными клеммами включена цепь из второго резистора 7 и второго конденсатора 8.
Третий резистор 9 включен последовательно с первым 3 и вторым резистором
7 и шунтирован первым конденсатором
10. Шунт 11 своими токовыми зажимами подключен соответственно к общим вы-. водам первого 3 и третьего 9 резисторов и второй входной клемме 5 датчика. Преобразователь 12 тока подключей к измерительным зажимам шунта 11, à 35
его выходы являются выходами датчика.
Датчик ЭДС работает следующим образом.
При работе двигателя под действи- ем якорного напряжения U< по обмоткам 4О
1 и 2 протекает ток I>. Кроме того, обмотка якоря 1 вращается в магнитном поле полюсов и s ..ее витках наводится
ЭДС, подлежащая изменению. Поэтому к зажимам обмотки якоря 1 приложено на- 45 пряжение, равное ЭДС двигателя и падению напряжения на ее активных и реактивных сопротивлениях. Пропорционально этому напряжению по первому резистору 3 и шунту 11 протекает ток,. имеющий две составляющие: составляющую, пропорциональную ЭДС двигателя, и составляющую, определяемую падением напряжения на обмотке якоря 1.
С помощью резисторов 7 и 9 конден- 5 саторов 8 и 10 падение напряжения на последовательных обмотках 2 силовой цепи двигателя преобразуется в ток, 56 2 который компенсирует составляющую тока в шунте 11, пропорциональную падению напряжения на обмотке якоря 1.
Результирующий ток шунта 11 пропорционален ЭДС двигателя и преобразуется в напряжение, пропорциональное ЭДС двигателя, с помощью преобразователя
12 тока.
На фиг.2 приведена расчетная схема датчика ЭДС и схема замещения двигателя в динамическом режиме. На схеме обозначены операторные сопротивления
Z Е,Z,Z соответственно первого, второго, третьего и четвертого плеч измерительного моста.
Для фиг.2 имеем:
Е+Т(1-яр+R ) =I qRz»
1 . 1
Т (1.. +R30)=I4(+R.)-Т вЂ” -4
Я Фор а Ф С5Р Ф 3CГР
1 R 1
Тз(--- +
СЕр КЬС7р+1 4СБР
Ток через измерительный шунт Iö,=
-I
Разрешая систему уравнений, получим
1яЯя(Тя P 11 Ig Я (т о Р+1)(кьсур 1)
= — Ф
Р, Р„ РЬ ф,+й ) (chic )р„
R С =Т вЂ вЂ -(С +C )=Т, К,» КЬ
Ь 7 я» ) +р 5 1 ф0» (1) I
R (2)
Х где R, Т вЂ” активное сопротивление обмотки якоря и ее постоянная времени;
R,,T,,— активное сопротивление и постоянная времени последовательных обмоток силовой цепи двигателя (фиг.2).
Из (2) при условии (1) следует, что измеритель имеет ошибку измерения, определяемую иеидеальностью используемых в схеме элементов. Наибольшее влияние оказывает неучтенное падение напряжения на щеточном контакте двигателя.
В предлагаемом устройстве измерение выходного сигнала с помощью шунта и стандартного преобразователя тока (усилителя и потенциального разделителя) не приводит к разбалансу моста.
Выбор элементов устройства в соответствии с (1) позволяет снизить погреш1307356
Составитель О. Глухарев
Техред А.Кравчук Корректор A.3èèîêîñîâ
Редактор С.Лисина
Заказ 1627!44 Тираж 731 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ность измерения ЗДС двигателя в динамическом режиме (например при пуске двигателя) до величины порядка 2%, определяемой в основном падением напряжения в щеточном контакте.
Формула изобретения
Датчик ЭДС двигателя постоянного тока, содержащий три входных клеммы, первый резистор, подключенный к первой входной клемме одним из своих выводов, цепь из последовательно соединенных второго и третьего резисторов, причем второй резистор соединен с третьей входной клеммой, преобразователь тока, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений в динамическом режиме, дополнительно введены два конденсатора и шунт, причем третий резистор соеди5 нен последовательно с первым резистором, а их общие выводы подключены к одному из токовых зажимов шунта и через первый конденсатор — к общим выводам второго и третьего резистора, fO которые, в свою очередь, через второй конденсатор подключены к другому токовому зажиму шунта и второй входной ,клемме, измерительные зажимы шунта подключены к входам преобразователя
15 тока, два выхода которого соединены .,с выходами датчика.