Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением обмотки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в новышении надежности. Ротор электрической машины с жидкостным о.хлаждением обмотки содержит вал 8, внутренний 9 и наружный 6 цилиндры,трубки для подачи 11 и слива 12 жидкости. Благодаря тому, что на вал 8 насажено кольцо 7, закренляюн ее цилиндры и трубки и имеющее выемки 13, достигается поставленная цель. 1 з.п. ф-лы. 2 ил. оо о ел о со Фиг.1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
PECllYEillHH (д1) 4 Н 02 К 9 19
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4033483/24-07 (22) 30.12.85 (46) 30.04.87. Бюл. № 16 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электром а ш и ностроения (72) Ю. А. Бобков и Л. A. Суханов (53) 621.313.713 (088.8) (56) Иогансен В. И. и др. Турбогенератор с полным водяным охлаждением мощн. 800 МВт, 3000 об/мин. сб. Электросила, 1981, № 33.
Авторское свидетельство СССР № 253219, кл. Н 02 К 1/32, 1967.
ÄÄSUÄÄ 1307509 А 1 (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТ1.1ЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ
ОБМОТКИ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в»овышении надежности. Ротор электрической машины с жидкостным охлаждениеM обмотки содержит вал 8, внутренний 9 и наpv?KHblH 6 »». »» 1?h, Tpóáêè для подачи 11 и слива 12 жидкости. Благодаря тому, что на вал 8 насажено кольцо 7, закрепляющее цилиндры и трубки» имеющее выемки 13, достигается поставленная цель. з.п. ф-лы, 2 ил.
Ы)
CO ч
CO
1307509
Ь
Форл ула изобретения
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к роторам турбогенераторов с непосредственным жидкостным охлаждением обмотки.
Целью изобретения является повышение надежности.
На фиг. 1 показан ротор электрической машины с жидкостным охлаждением обмотки, продольный разрез; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1.
На бочке 1 ротора закреплено гайкой 2 массивное бандажное кольцо 3, удерживающее лобовые части обмотки 4. Упорное кольцо 5 и наружный полый цилиндр 6 смонтированы на свободном конце бандажного кольца 3. Дополнительное центрирующее кольцо 7, жестко посаженное на вал 8, центрирует наружный цилиндр 6 и внутренний полый цилиндр 9. Соединение центрирующего кольца 7 с валом 8 и наружным полым цилиндром 6 обеспечивается горячей посадкой кольца на вал, а полого цилиндра — на кольцо. Возможны также известные механические соединения.
Охлаждающая жидкость (вода) поступает по каналам неподвижного элемента 10 и далее по питающим аксиальным трубкам 1 — в нижние витки обмотки 4.
Затем жидкость под действием гидравлического напора проходит по полым проводникам обмотки и через сливные трубки 12 попадает на внутреннюю стенку наружного полого цилиндра 6. Далее жидкость течет по аксиальным каналам, образованным выемками 13 на внутренней поверхности центрирующего кольца 7 и охватывающего его наружного цилиндра 6, после чего жидкость выбрасывается с торцовой кромки цилиндра в кольцевую полость приемной камеры (не показана), смонтированной на гиите корпуса статора.
Для обеспечения прохождения аксиальных трубок 11 в центрирующем кольце 7 выполнены отверстия 14. Аксиальные трубки
11 и 12 проходят через упорное кольцо 5 также через отверстия. Элементы 15 служат для механического крепления трубки 11. Возможно также вывести сливные трубки 12 за центрирующее кольцо 7 через аксиальные каналы, образованные выемками 13. Это позволяет герметизировать полость между кольцом 5 и центрирующим кольцом 7 от попадания жидкости в случае разуплотнения мест прохождения трубок 11 и 12.
При вращении ротора из-за технологического небаланса механической системы, состоящей из полого цилиндра 6, не связанного с ротором упорного кольца 5 и бандажного кольца 3, консольно посаженных на бочку 1 ротора, возникают периодические силы и соответствующие вибрации.
Эти вибрации благодаря горячим посадкам центрирующего кольца 7 на вал и наружного полого цилиндра 6 на это кольцо в значительной степени снижаются и не передаются на бочку ротора.
Экономический эффект от использования изобретения образуется за счет уменьшения стоимости ремонта ротора в случае появления в er о элементах усталостных трещин после нескольких лет эксплуатации и уменьшения простоя турбогенератора.
1. Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением обмотки, содержащий вал, бандажное кольцо, насаженное на упорное кольцо, внутренний цилиндр и наружный цилиндр, закрепленный на упорном кольце, имеющем аксиальные трубки для подачи и слива жидкости в обмотку, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, на вал ротора насажено центрирующее наружный цилиндр кольцо, на торце которого с внешней стороны закреплен внутренний цилиндр, на наружной поверхности центрирующего кольца расположены равномерно размещенные по окружности выемки, образующие с наружным цилиндром аксиальные каналы, а аксиальные трубки для подачи жидкости закреплены в центр и рую ще м кол ь це.
2. Ротор по и. 1 отличающийся тем, что аксиальные трубки для слива жидкости выведены за центрирующее кольцо через его аксиальные каналы.
1307509
Составитель A. Воинов
Редактор Н.Швыдкая Техред И. Верес Корректор A. Обручар
Заказ 1401/51 Тираж 661 Гlодписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 415
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4