Судно для плавания в открытом море и покрытом льдом бассейне
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судам для плавания в открытом море и покрытом льдом бассейне. Целью изобретения является увеличение -ледопроходимости судна и повышение его остойчивости при наименьшей потребной мощности . Судно содержит расположенную в зоне ватерлинии и выше нее понтонообразную носовую оконечность 1, днище которой в нижней части выполнено с участком лобовой поверхности 2, наклоненной под острым углом к плоскости ватерлинии, а также кормовую оконечность с размещенными в ней движителями. Участки перехода бортовых стенок понтонообразной носовой оконечности корпуса судна в лобовую поверхность 2 днища образованы расположенными вдоль носовой оконечности бортовыми ребрами 3, частично изогнутыми в продольном направлении . Участок перехода лобовой поверхности днища в кормовой его участок под конструктивной ватерлинией выполнен выгнутым вниз или с изломом . Лобовая поверхность днища выполнена расширяющейся в сторону кормы и переходит в подводную носовую часть с У-образными шпангоутами. 20 з.п. ф-лы, 12 ил. ;/ § СО оо о 00 оо оо СП ч./
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (5р 4: В 63 В 35/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3510549/27-11 (22) 04. 11. 82 (31) P 3143857.1; P 3203468.7;
P 3221924.5; P 3233816.3 (32) 05.11.81; 03.02.82; 11.06.82;
11.09.82 (33) DE (46) 30. 04. 87. Бюл. Р 16 (71) Тиссен Нордзееверке ГмбХ (DE) (72) Хайнрих Ваас, Айрес Фрайтас, юрген Шультц и Гюнтер Варгес (DE) (,53) 629. 124. 791 (088. 8) (56) Патент ФРГ Р 2530103, кл. В 63 В 35/12, 1977. (54) СУДНО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В ОТКРЫТОМ
МОРЕ И ПОКРЫТОМ ЛЬДОМ БАССЕЙНЕ (57) Изобретение относится к судам для плавания в открытом море и покрытом льдом бассейне. Целью изобре— тения является увеличение ледопроходимости судна и повышение его остойчивости при наименьшей потребной мощности. Судно содержит расположенную
„Л0„„1308188 А 3 в зоне ватерлинии и выше нее понтонообразную носовую оконечность 1, днище которой в нижней части выполнено с участком лобовой поверхности
2, наклоненной под острым углом к плоскости ватерлинии, а также кормовую оконечность с размещенными в ней движителями. Участки перехода бортовых стенок понтонообразной носовой оконечности корпуса судна в лобовую поверхность 2 днища образованы расположенными вдоль носовой оконечности бортовыми ребрами 3, частично изогнутыми в продольном направлении. Участок перехода лобовой поверхности днища в кормовой его участок под конструктивной ватерлинией выполнен выгнутым вниз или с изломом. Лобовая поверхность днища выполнена расширяющейся в сторону кормы и переходит в подводную носовую часть с У-образными шпангоутами.
20 з.п. ф-лы, 12 ил.
1308188
20
45
55
Изобретение относится к судостро— ению, в частности к судам для плавания в открытом море и покрытом льдом бассейне.
Целью изобретения является повыше- 5 шение ледопроходимости при наименьшей мощности, потребной для перемещения судна, и увеличение остойчивости судна.
На фиг.1 изображен корпус судна в аксонометрической проекции, общий вид; на фиг.2 — вариант исполнения носовой окончености корпуса судна,общий вид; на фиг.3 — принцип работы судна во льдах; на фиг.4 — сечение
А-А на фиг.2; на фиг.5 — вид сверху на носовую оконечность корпуса судна; на фиг.6 — сечение А-А на фиг.2 (вариант); на фиг.7 — исполнение носовой оконечности корпуса судна в аксонометрической проекции (вариант); на фиг.8 — разрез по плоскостям шпангоутов судна согласно варианту его носовой оконечности на фиг.7; на фиг.9 — работа корпуса судна в носовой оконечности при взаимодействии со льдом; на фиг.10 — то же, носовая оконечность, поперечное сечение; на фиг.11 — то же, область днища судна, поперечное сечение; на фиг.12 — вариант исполнения носовой оконечности корпуса судна с узлом демпфирования волнения.
Судно ледового плавания по фиг.1 содержит в своей понтонообразной носовой оконечности 1 простирающуюся на значительную часть ширины судна лобовую поверхность 2, наклоненную под острым углом к плоскости ватерлинии. Лобовая поверхность 2 ограничена на ее наружных боковых краях двумя бортовыми ребрами 3, частично изогнутыми в продольном направлении, выступающими в сторону по сравнению с расположенным выше корпусом судна. Лобовая поверхность 2 располагается спереди назад, увеличиваясь в поперечном направлении судна,принимая форму свода, выгнутого вниз, или имеет излом.
Нижняя часть шпангоутов 4 между обоими боковыми выступами, начиная от точки длины судна, где лобовая поверхность 2 доходит в диаметральной плоскости 5 судна до его днища
6 (по меньшей мере до плоскости главных шпангоутов 7), выполнена уменьшающейся к корме в поперечном направлении судна и сводчато прогнутой вниз или с изломом.
Бортовые ребра 3 простираются на большую часть длины судна в сторону кормы по сравнению с бульбообразными выступами 8. Выступы 8 переходят сзади в боковые стенки 9 туннелей гребных винтов.
Бортовые ребра 3 в поперечном сечении выполнены преимущественно с дугообразным профилем, но могут быть также и заостренными.
Направленная вперед вверх лобовая поверхность 2 может переходить назад в подводную носовую часть с V-образными шпангоутами. В их конечной зоне лооовая поверхность выполнена в средней части слегка изломленной и образует таким образом постепенный, не слишком резкий, переход в подводную носовую часть с Ч-образными шпангоутами. Далее в направлении к корме шпангоуты принимают трапециевидную форму, контуры которой образованы днищем 6 судна и примыкающими боковыми линиями, которые направлены круче, чем.предшествующие V-образные шпангоуты. !
Бортовые ребра 3 расположены в зоне носовой оконечности,по меньшей мере, несколько ниже конструктивной ватерлинии 10 в двух параллельных диаметральной плоскости 5 боковых orраничительных поверхностях так, что они вместе образуют самое широкое место подводной части судна.
Направленная вперед вверх лобовая поверхность 2 содержит на среднем участке ее продольной протяженности вблизи (в частности ниже конструктивной ватерлинии 10) горизонтально проходящие в поперечном направлении судна нижние orраничения шпангоутов, благодаря чему на этом участке лобовая поверхность образует плоскость.
Бортовые ребра 3 направлены вперед за лобовую поверхность 2 выше конструктивной ватерлинии 10 и переходят в два образованных впадиной над— водных форштевня 11, относительно которых форма судна в зоне диаметральной плоскости 5 отступает назад и поднимается вверх круче, чем оба форштевня 11.
Кроме того, форма судна выше продольного расположения бортовых ребер
3 образована вогнутыми вовнутрь шпангоутами.
88 4 стенки 30 и 31 содержали на своих нижних кромках выступающие наружу режущие профили 35 и 36, которые выступают в сторону за остальную ширину корпуса судна.
Согласно другому варианту исполнения судно с ледокольными свойствами содержит лобовую поверхность 2 (фиг.7 и 8, пунктир), которая простирается на всю ширину судна и направлена вперед вверх. Лобовая поверхность 2 расположена. приблизительно наполовину ниже конструктивной ватерлинии
10. На обоих наружных краях лобовой поверхности 2 имеются простирающиеся в продольном направлении судна режущие кромки 37, которые находятся на стержневидных симметрично проходящих относительно диаметральной плоскости
5 скользящих и разрушающих профилях
38 (боковых полозьях),а также две боковые ограничительные плоскости
39, которые определяют самую большую ширину корпуса ледокольного судна.
Каждый из боковых ледореэных полозьев
38 в их ограничительной плоскости 39 выполнен слегка изогнутым. Этому легкому изгибу в продольном направлении следует также и.направленная вперед вверх лобовая поверхность 2. На среднем частичном участке своей продольной протяженности вблизи, в частности ниже, конструктивной ватерлинии
10 лобовая поверхность 2 содержит в поперечном направлении судна горизонтальные, практически прямолинейные, нижние ограничения приданных ей шпангоутов, так что она образует плоскость. При своем продолжении далее вперед лобовая поверхность 2 выполнена в поперечном направлении для постепенного перехода в носовую часть слегка сводчато-вогнутой, так как надводная носовая часть в направлении вперед вверх переходит в два катамараноподобных форштевня 40, относительно которых носовая часть на участке диаметральной плоскости 5 отступает назад и круче (по сравнению с форштевнями 40) и поднимается вверх.
Боковые стенки 21 с их угловыми точками 12, 22, 16, 23 и 13, 24, 17, 25 понтонообразной носовой оконечно- 30 сти 1 выполнены от режущих кромок
26, 27 и 28, 29 вверх до ватерлинии
10 настолько сильно вогнутыми во внутрь и вверх, что режущие кромки выступают сбоку за ширину корпуса, находящегося под водой. Режущие кромки образуют самую широкую часть вступающего в контакт со льдом участка корпуса судна.
Согласно фиг.4 боковые стенки 30 4р и 31 (борта) носовой оконечности расположены под острым углом а к вертикальным плоскостям 32, касательным к их нижним кромкам, и наклонены в сторону диаметральной плоскости, 45 образуя зазор 33 с вертикальными плоскостями и со льдом 34 (ледовым полем).
В случае варианта выполнения носовой оконечности, изображенной на фиг.6, угловые точки 12, 16 и 13, 17 расположены, как показано на фиг.4.
Угол наклона aL боковых стенок 30 и 31 понтонообразной носовой оконечности к вертикальным плоскостям вы- 55 полнен согласно фиг.5 возрастающим в сторону кормовой оконечности.
Вариант выполнения согласно фиг.6 предусматривает, чтобы обе боковые
3 13081
Носовая оконечность 1 корпуса судна с ледокольными свойствами содержит согласно варианту по фиг.2 плоскую лобовую поверхность 2, к которой примыкает выполненная в V-образной
5 форме часть подводной носовой части.
Направленная вверх лобовая поверхность
2 имеет угловые точки 12-15, которые расположены приблизительно в одной плоскости на острых кромках. 10
Направленная вперед лобовая поверхность 2 носовой оконечности постепенно переходит несколько ниже ватерлинии в Ч-образно выполненную подводную носовую часть судна. Ширина 15 носовой оконечности 1 спереди до угловых точек 16 и 17 больше, чем ширина остальной, контактирующей со льдом части судна.
Лобовая поверхность 2 понтонооб- 2р разной оконечности 1 и Ч-образно выполненная подводная носовая часть переходят в днище состыковывающимися на наклонном вперед форштевне 18 переходными поверхностями 19 и 20, направ.25 ленными в стороны вверх вперед.
Направленная вперед вверх лобовая поверхность 2 переходит в заднем направлении в подводную носовую часть со шпангоутами 41, имеющими в нижней части Ч-образную форму. На своем конечном участке лобовая поверхность 2 выполнена поэтому с легким изломом в середине и создает тем самым не слиш5 130818 ком крутой переход к подводной носовой части со шпангоутами, выполненными в их нижней части в V-образной форме. Далее шпангоуты принимают трапециевидную форму, контуры которой образованы днищевыми линиями 42 и примыкающими боковыми линиями 43, которые круче, чем V-образные шпангоуты
41, направлены вверх.
Носовая часть судна имеет наиболь- 10 шую ширину (фиг,8). Эта ширина соответствует расстоянию между режущими кромками 37 на боковых полозьях 38 (т.е. между ограничительными плоскостями 39) и имеет протяженность соот- 15 ветственно заштрихованной части с дву мя боковыми полозьями 38.
Обозначенные пунктиром поперечные линии указывают на прямолинейное прохождение лобовой поверхности 2 вблизи 20 конструктивной ватерлинии 10, где лобовая поверхность представляет собой практически плоскость. Для этого участка она в средней части слегка сводчато-вогнута, а на заднем участке в середине имеет легкий излом и снабжена центральным ледорезным полозом 44.
Остальная часть корпуса носовой части отступает назад (к зоне диаметральной плоскости) ртносительно полозьев 30
38 и 44, а также обоих форштевней, по меньшей мере в зоне той части корпуса, которая приводится в соприкосновение с твердым ледовым покрытием или с только что выломанным одним 35 куском льдины.
Расположенный в диаметральной плоскости 5 центральный полоз 44 направлен от заднего подводного участка 40 плоской лобовой поверхности 2 по подводной носовой части со шпангоутами
41, имеющими нижний V-образный профиль, до днища 45. Область, показанная на фиг.7, на фиг.8 изображена заштрихованным участком. Первоначально приблизительно треугольный профиль 46 центрального полоза 44 переходит в трапециевидную форму, направленную заостренной частью вниз.
Такая форма центрального полоза 44 позволяет производить надрез в целиком выломанной из ледового покрова льдине, создавая тем самым линию заданного разлома. Нижняя кромка центрального полоза 44 имеет в зоне лобовой поверхности 2 несколько больший наклон по сравнению с горизонталями, чем нижняя кромка (режущая кромка
8 6
37) боковых полозьев 38. Наклон относительно горизонталей уменьшается в направлении в корме. Исходя иэ высоты профиля центрального полоза и высоты V îáðàçíûõ шпангоутов, можно обеспечить выбор оптимального надреза льдины центральным полозом при учете прочих конструктивных особенностей судна. Кроме того, это позволяет, контролируя, производить разлом на две части приблизительно прямоугольной льдины большого размера и предотвращать ее разрушение на множество кусков. На заднем участке подводной носовой части судна боковые полозья 38 переходят в боковые выступы 47 корпуса судна.
На фиг.7 и 8 штрихлинией обозначена ватерлиния 48 "толстый лед", указывающая уровень осадки судна, например, после загрузки балластной водой. Благодаря этой мере создается больший изгибающий момент при разломе приблизительно прямоугольной льдины с обрезанными боковыми кромками, выломанной из ледового поля, и сохраняются у судна все остальные ледокольные свойства. При этом наклонная вперед вверх лобовая поверхность 2 практически полностью находится под водой.
На фиг.9 изображено судно ледового плавания в поперечном разрезе за конструкционной ватерлинией 10 на лобовой поверхности 2 (фиг.7,8) на переднем участке центрального полоза 44, Из ледового поля 34 вырезана посредством режущих кромок 37 льдина и поц действием изгибающего усилия отломана одним куском 49 по невидимой поперечной линии от ледового поля 34.
Носовая понтцнообраэная оконечность 1 корпуса судна ледового плавания содержит согласно варианту по фиг.12 лобовую поверхность 2, к которой примыкает выполненная в V-образной форме подводная носовая часть.
Резко направленная вперед лобовая поверхность 2 имеет угловые точки перегиба 50-53, которые расположены выше ватерлинии приблизительно в одной плоскости. Действие острых кромок сторон может быть усилено применением зубьев 54.
Направленная вперед лобовая поверхность 2 носовой части постепенно переходит несколько ниже ватерлинии в
V-образно выполненную часть подвод7 13081 ной области судна. Иирина носовой оконечности 1 спереди до угловых то— чек 55 и 56 одна и та же или даже несколько больше, чем ширина остальной части судна. За угловыми точками
55 и 56 ширина носовой оконечности
1 заметно уменьшена.
V-образно выполненная часть подводной области судна, примыкающая к понтонообразной носовой оконечности 10
1 корпуса судна с ледокольными свой— ствами, переходит в лобовую поверхность 2 с помощью направленных в сторону, вверх, вперед состыковывающихся переходных поверхностей 57 и 58, при- 15 мыкающих к форштевню 59.
Понтонообразная носовая оконеч— ность 1 оборудована рядом сопл 60 демпфирования волнения, расположенных с левого до правого борта прибли- 20 зительно в зоне ватерлинии 10. Через сопла 60 выпускают наружу воду, воздух или смесь воды с воздухом. Сопла
60 расположены преимущественно ниже конструктивной ватерлинии 10 в зоне 25 лобовой поверхности 2 носовой оконечности 1 судна. Эти сопла 60 установлены так, что с помощью выпускаемой из них воды, воздуха или смеси воды с воздухом можно демпфировать 30 бьющие в носовую оконечность волны.
Сопла 60 соединены с предусмотренными на корпусе судна сопловыми уста-) новками или могут являться составной частью такого рода установок, которые выполнены так, что всасывающие воронки этих сопловых установок могут содержаться свободными от льда, когда судно находится в покрытых льдом водах и требуется ввести в дей- 40 ствие сопла 60, предусмотренные в носовой оконечности 1.
Судно ледового плавания эксплуатируется во льдах следующим образом.
При перемещении носовой оконечности 1 в ледовом поле 34 наклонная вовнутрь относительно вертикальной плоскости 32 боковая стенка 30 или
31 носовой части позволяет образовать gp зазор 33 между боковой стенкой и твердым ледовым полем 34 (см.фиг.4), благодаря чему предотвращена горизонтальная передача усилий F изображенных на фиг.3. Зазор 33 увеличивается в верхнем направлении, причем он может также увеличиваться в направлении к корме судна, как на фиг.5,где носовая часть судна показана в пла88 8 не. Образование такого зазора может быть выгодным при сильном сжатии льдов, причем целесообразно зазор увеличивать как снизу вверх, так и спереди назад. При этом исчезнет трение между корпусом судна и боковой. стороной твердого ледового покрытия.
При варианте исполнения согласно фиг.7 центральный полоз 44 производит по средней линии куска 49 льдины надрез, образуя тем самым линию заданного разлома. В подводной носовой части с V-образными шпангоутами (фиг ° 10, поперечный разрез) центральный полоз 44 и подъемная сила на краях льдины вызывают ее разлом на две приблизительно равные половины.
На расположенной далее части корпуса судна эти половины отводятся в наружную сторону и попадают под ледовое покрытие 34 (фиг.11, поперечный разрез) .
Формула из обр ете ния
1. Судно для плавания в открытом море и покрытом льдом бассейне, содержащее расположенную в зоне ватерлинии и выше нее понтонообразную носовую оконечность корпуса судна, днище которой в нижней части выполнено с участком лобовой поверхности, простирающейся на большую часть ширины корпуса судна и наклоненной вперед и вверх к плоскости ватерлинии, а также кормовую оконечность с размещенными в ней движителями, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения ледопроходимости при наименьшей мощности, потребной для передвижения судна и повышения остойчивости, участки перехода бортовых стенок понтонообразной носовой оконечности корпуса судна в лобовую поверхность днища последней образованы расположенными вдоль этой носовой оконечности бортовыми ребрами, частично изогнутыми в продольном направлении, выполненными выступающими наружу от корпуса и образующими самую широкую часть подводного участка корпуса судна, причем участок перехода лобовой поверхности днища в кормовой его участок под конструктивной ватерлинией выполнен выгнутым вниз или с изломом, а лобовая поверхность днища выполнена расширяющейся в сторону кормы судна.
1308188
2. Судно по п.1, о т л и ч а ю— ю щ е е с я тем, что бортовые ребра участков перехода бортовых стенок носовой оконечности в ее днище имеют дугообразный профиль в сечениях шпангоутов.
3. Судно по п.1, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что бортовые ребра участков перехода бортовь!х стенок носовой оконечности в ее днище имеют острые кромки в сечениях шпангоутов .
4. Судно по пп.1-3, о т л и ч а.ю щ е е с я тем, что участки перехода бортов в днище корпуса за <яредела- f5 ми носовой оконечности образованы бульбообразными выступами, расположенными вдоль корпуса судна и плавно сопряженными с профилем участков перехода бортовых стенок носовой око- gp нечности в ее днище °
5. Судно по пп.1-4, о т л и ч аю щ е е с я тем, что бульбообразные участки перехода бортов в днище корпуса за пределами носовой оконечно- 25 сти плавно сопряжены с боковыми стенками туннелей, выполненных в кормовой оконечности корпуса судна для размещения в них гребных винтов движителей. 30
6. Судно по пп.3-5, о т л и ч аю щ е е с я тем, что бортовые ребра с острыми кромками в участка перехода бортовых стенок носовой оконечности в лобовую поверхность ее днища выполнены прямыми или изогнутыми, снабжены размещенными на них одними ледорезными элементами, а нижняя часть носовой оконечности корпуса судна снабжена установленными 10 по ее центру вдоль корпуса судна другими ледорезными элементами.
7.Судно по пп.1-6, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что днищевые участки шпангоутов выполнены трапецеи- 45 дальными и имеющими нижнее плоское основание, параллельное плоскости ватерлинии.
8. Судно по пп.1-7, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что на днище корпуса судна в носовой оконечности за пределами лобовой поверхности выполнен V-oáðàçíûé в плоскостях шпангоутов выступ, образующий подворный форштевень. 55
9. Судно по пп.1-8, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что бортовые стенки понтонообразной носовой оконечности расположены под острым углом к вертикальным плоскостям, касательным к их нижним кромкам, и выполнены в сторону диаметральной плоскости, 10. Судно по пп.1 — 9, о т л и ч аю щ е е с я тем, что передний торец понтонообразной носовой оконечности выполнен со впадиной, образующей с бортовыми стенками этой носовой части оконечности два надводных форштевня, расположенных симметрично по обе стороны относительно диаметральной плоскости и переходящих своими нижними кромками в бортовые ребра участков перехода бортовых стенок новосой оконечности в лобовую поверхность ее ,днища.
11. Судно по пп.3-10, о т л и ч аю щ е е с я тем, что ледорезные элементы выполнены в виде полозьев с острыми режущими кромками, централь— ный из которых расположен в диаметральной плоскости, а два других бортовых полоза установлены на бортовых ребрах участков перехода бортовых стенок понтонообразной носовой оконечности в лобовую поверхность днища последней °
12. Судно по п.9, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что угол наклона бортовых стенок понтонообразной носовой оконечности к вертикальным плоскостям выполнен возрастающим в сто— рону кормовой оконечности.
13. Судно по п.11, о т л и ч а ющ е е с я тем, что полозья ледорезных элементов имеют стержнеобразный профиль.
14. Судно по н.13, о т л и ч а ющ е е с я тем, что в плоскости шпангоута центральный стержнеобразный профиль полоза ледорезного элемента размещен в вершине угла Ч-образного профиля подводного выступа на днище в этой плоскости шпангоута.
15. Судно по п.14, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что длина центрального стержнеобразного профиля полоза ледорезного элемента не превышает длины носовой оконечности.
16. Судно по п.14, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что центральный стержнеобразный профиль полоза ледорезного элемента выполнен изогнутым в диаметральной плоскости.
17. Судно по п.11, о т л и ч а ющ е е с я тем, что режущие кромки бортовых полозьев ледорезных элементов своими кормовыми концами сопря! .1081 жены с бульбообраз ными выступами учз частков перехода бортов корпуса судна в днище последнего.
18. Судно по п.11, о т л и ч а ющ е е с я тем, что продольная ось центрального полоза ледорезного элемента наклонена к плоскости ватерлинии на больший угол, чем углы наклоосей бортовых полозьев ледорезных элементов.
19. Судно по п.18, о т л и ч а ющ е е с я тем, что отклонение величины угла наклона к плоскости ватерлинии продольной оси центрального полоза от величины углов наклона к плоскости ватерлинии продольных осей б ортовых полозьев уменьшается в направлении от носовой оконечности к 20 кормовой оконечности.
11.06.82
05,11.81
11.09.82, 03.02.82
1,2,4,5,7, 10;
8, 20,21;
6. 10, 11, 13-18, по пп. по пп. по пп. по пп.
38 12
20. Судно по пп. 1 — 19, о т л и ч ающееся я тем, что понтонообразная носовая оконечность снабжена смонтированной в ее нижней час сти со стороны лобовой поверхности группой сопл демпфирования волнения для подачи через них воды, воздуха или водовоздушной смеси, расположенных в ряд от одной бо то р вой стенки до другой противоположной бортовой стенки поперек корпуса судна.
21. Судно по п.20, о т л и ч а ющ е е с я тем, что ряд сопл демпфирования выполнения распол оложен под конструктивной ватерлинией.
П р и о р и т е т и о пунктам
Фиг. Ф
А -A
Фиг. б
Фиг.7
1308188
Фиг. В
1308188
Фиа@
Составитель В.Старых
Техред М.Ходанич Корректор А.Обручар
Редактор М. Недолуженко
Заказ 1645 /58
Тираж 409 Под лис ное
BHHHIfH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðoä, ул.Проектная,4