Способ измерения износа в зубчатых и червячных передачах
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытательной техникеи может быть использовано для измерения износа в зубчатых и червячных передачах. Цель изобретения состоит в повышении точности измерения путем учета осевого перемещения ведущего звена. Для.осуществления способа вращают ведущее звено исследуемой передачи в рабочем направлении до установления выбранной фазы зацепления и фиксируют в этом положении ведомое звено. Затем к ведущему зв ену прикладывают знакопеременный крутящий момент и измеряют при этом угловые и осевые положения ведущего звена в его крайних состояниях, определяют по ним величины мертвого и осевого ходов, по которым рассчитывают боковой зазор и судят об износе в исследуемой передаче. 1 ил. СЛ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
GD4С01В516
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 401 7958/25-28 (22) 29.01.86 (46) 07.05.87. Бюл. № 17 (71) Одесский политехнический институт (72) А.А.Клименко и В.Г.Максимов (53) 531.717(088;8) (56) Авторское свидетельство СССР № 504070, кл. G 01 В 5/20, 1973.
Авторское свидетельство СССР
¹ 832306, кл. G 01 В 5/00, 1978.
Авторское свидетельство СССР № 1054731, кл. G 01 В 5/16, (982. (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ИЗНОСА В ЗУБЧАТЫХ И ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧАХ (57) Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для измерения износа в зубчатых и червячных передачах. Цель изобретения состоит в повышении точности измерения путем учета осевого перемещения ведущего звена. Для осуществления способа вращают ведущее звено исследуемой передачи в рабочем направлении до установления выбранной фазы зацепления и фиксируют в этом положении ведомое звено. Затем к ведущему звену прикладывают знакопеременный крутящий момент и измеряют при этом угловые и осевые положения ведущего звена. в его крайних состояниях, определяют по ним величины мертвого и осевого ходов, по которым рассчитывают боковой зазор и судят об износе в исследуемой передаче. 1 ил.
1 13088
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для измерения износа в зубчатых и червячных передачах беэ их, разборки. 5
Цель изобретения — повышение точности измерения путем учета осевого перемещения ведущего звена.
На чертеже показана схема устройства для осуществления способа изме- 1О рения износа в зубчатом зацеплении червячнОй передачи.
Устройство содержит червячный редуктор 1 с ведущим 2 и ведомым 3 зве- 15 ньями, подшипниковые опоры 4 и 5 звена 2, стопорный механизм 6, оптическую делительную головку 7 с лимбом 8 и индикатор 9, закрепленный на магнитной стойке 10 с возможностью кон- 20 тактирования со звеном 2.
Способ осуществляют следующим об- . разом.
С помощью лимба 8 вращают ведущее звено 2 в рабочем направлении, устанавливают фазу зацепления путем совмещения меток на ведомом звене 3 и корпусе редуктора 2, фиксируют с помощью стопорного механизма 6 положе-. ние ведомого звена 3 и приводят ин- 30 дикатор 9 во, взаимодействие с торцом ведущего звена 2. Прикладывают к ведущему звену 2 знакопеременный крутящий момент и с помощью оптической делительной головки 7 и индикатоРа 9 35 измеряют угловые и осевые положения ведущего звена 2 в его крайних состояниях, определяют по ним соответственно величины мертвого и осевого ходов, по которым рассчитывают вели- 40
24 2 чину бокового зазора в зацеплении с помощью формулы
h= (bc)) -А, где > — угол мертвого хода в передаче;
А — осевой ход ведущего звена;
b — коэффициент, определяемый по формуле В m z 1000 !
2 где m — - модуль передачи;
z — число заходов червяка.
В процессе испытаний передачи повторяют определение бокового зазора, по изменению которого судят о величине износа в зубчатом зацеплении передачи, а по изменению осевого хода ведущего звена судят об износе подшипниковых опор.
Формула изобретения
Способ измерения износа в зубчатых и червячных передачах, заключающийся в том, что фиксируют положение ведомого звена передачи в фазе зацепления, к ведущему звену прикладывают знакопеременный крутящий момент и периодически определяют боковой зазор в зацеплении, по изменению которого судят об износе в передаче, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения путем учета осевого перемещения ведущего звена, измеряют угловые и осевые перемещения ведущего звена и определяют по ним соответственно величины мертвого хода и осевого хода передачи, по которым судят о боковом зазоре.
1308824
Составитель В.Харитонов
Редактор О.Головач Техред Л.Олейник Корректор М.Пожо
Заказ 1788/3 1
Тираж 678 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4