Ротор синхронной явнополюсной электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения. Ротор синхронной явнополюсной электрической машины содержит обод 1 с закрепленными на нем полюсами, которые включают сердечник, нажимные щеки 6, катушку 9 возбуждения и демпферную обмотку 11. Благодаря выполнению обода с каналами 12 и нажимных щек с каналами 13, сообщающимися с каналами 14 между стержнями демпферной обмотки 11, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п.ф-лы. 5 ил. с SS (О со О СО 00 фиг. 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТ1 ЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 Н 02 К 1 32

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3982082/24-07 (22) 02.12.85 (46) 07.05.87. Бюл. ¹ 17 (71) Ленинградское производственное электром а шиностроительное обьеди н ение «Электросила» им. С. М. Кирова (72) Е. Н. Виноградов, А. А. Дукштау, Г. Б. Пинский и С. А. Прутковский (53) 621.313.?13(088.8) (56) Гольдберг С. Н. и др. Синхронные компенсаторы. М.: Энергия, 1969, с. 119.

Костенко М. П. и др. Современные мощные гидрогенераторы информстандартэлектро. M., 1967, с. 48, рис. 43.

„„80„„1309181 (54) РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения. Ротор синхронной явнополюсной электрической машины содержит обод 1 с закрепленными на нем полюсами, которые включают сердечник, нажимные щеки 6, катушку 9 возбуждения и демпферную обмотку 1. Благодаря выполнению обода с каналами 12 и нажимных щек с каналами 3, сообщающимися с каналами 14 между стержнями демпферной обмотки 11, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п.ф-лы. 5 ил.

1309181

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции полюсов явнополюсных синхронных электрических машин.

Цель изобретения — повышение эффектив1юсти охлаждения.

На фиг.1 представлен ротор синхронной явнополюсной электрической машины в зоне на>кимной l!IQKH, поперечный разрез; на фнг. 2 полюс с лемпферными стержнями, вид со стороны воздушного зазора электрической машины; на фиг.3 — представлена нажимная щека полюса, аксонометрия;

IIa фиг.4 — вариант выполнения радиального канала с расширением; на фиг.5 схема охлаждения нажимной щеки.

>1: обо,,;" 1 ротора закреплен с помощью х во«тон 2 (например, Т-образной формы) и пар кли11ьев 3 полюс 4, имеющий шихтова:. н,III сердечник 5 и нажимные щеки 6, стянутые стяжными шпильками 7 и гайками

8. На полюсе раз мешены катуш ки 9 обмоткин возбуждения с изоляцией 1О от сердечника 5»Н лемпферные стержни 11.

На сопрягаемых с сегментами шихтованногс серлечника 5 поверхностях нажимных щек 6 выполнены радиальный подводящий канал 12, сообщающийся с аксиальным каналом 3 на наружной поверхности обола 1 ротора и в зоне полюсного наконечника с системой радиальных каналов 14 между лсмпферными стержнями 11. Связь радиального канала 12 с каналами 14, имек>шими выход в воз ;ушный зазор машины между ротором и статором, осугцествля«тся с помощью тангенциального разлaToLIII()I канала 15 на торцовой. внутренней, обра:ценной к сердечнику 5 поверхности на>кимных щек 6 полюсов 4 в зоне пол:осногo наконечника. Канал 15 может быпгь в11.1олнен прямым или дугообразным.

ПO хол, возлуха канал 13, канаlbl 12, 15 и 4 соединены последовательно. Канал 13 paclloло>к«11 под с«рединой каждого полюса 4 и соединяет радиальные канал>>1 16 между IIBкетами (фиг.5) обода 1.

Возможен также вариант (фиг.5), когда лва радиальных канала 16 обода рото-!

3а;la «I I 0 lO>KI I bl прямо Il (>0TH B к;1 на.lOI3 12:3 нажимных щеках 6 полюсов 4, в этом случае необходимость в Ka,налах 13 отпадает.

Форма каналов 14 и !5 может быть различ. ной и определяется прежде всего оборудованием и инструментом, которые наиболе« улоб к> использовать в конкретном произ11одстге. Каналы 14 желательно выполнять .:l«!>c:,1«:ным сечением, постепенно возрастalo!!;HI! (фиг.2 и 4) по мере прибли>кения к I!Bpi>KI!oH поверхности полюса 4. Это обу«,-1« вл«11о необходимостью охлаждения возможно больlll«H массы металла наконечника щеки. Конкретные размеры каналов 12, 15 и 14 должны определяться для каждой реальной конструкции отдельно с учетом величины снимаемых потерь, напорной характеристики ротора, размеров полюсов и условий их механической прочности.

В процессе работы электрической машины при вращении ротора воздух поступает в вентиляционные каналы 16 обода 1 и из 1O них в канал 13, выполненный в ободе. Из канала 13 воздух поступает в подводящий канал 12 через раздаточный канал 15 в радиальные каналы 14 и воздушный зазор машины. На своем пути воздух создает дополнительное охлаждение нажимных >цек 6 полюса.

Предлагаемая конструкция позволяет подать охлаждак>щий воздух внутрь полюса непосредственно к поверхности массивных нажимных щек полюсов, увеличить поверхность их охлаждения и благодаря этому повысить интенсивность охлаждения. При этом отпадает необходимость в применении специальных дорогостоящих и трудоемких при изготовлении материалов для нажимных щек.

Повышается также интенсивность охлаждения крайних пакетов сердечника статора, так как поток воздуха, проходящий через систему каналов в нажимных щеках полюсов, попадает непосредственно на поверхность расточки крайних пакетов сердечника

30 статора.

Форму,га изобретения

1. Ротор синхронной явнополюсной электрической машины, содержащий обод с ралиа IbHbIMH вентиляционными каналами, и аакрепленные на ободе полюса, включающие шихтованный сердечник, массивные нажимные щеки на торцах сердечника, катушку возбуждения и стержни лемпферной обмотки, отличающийся тем, что, с целью повышения эффекти вности охлаждения, на наружной поверхности обола расположен открытый аксиальный канал, а на внутренней поверхности нажимных щек полюсов расположены ообщающиеся с упо,35 мянутым аксиальным каналом и между собой г радиальные каналы между стержнями демпферной обмотки, -,aíãåíöHàëüíûé раздаточный канал и радиальный подводящий канал.

2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что радиальный подводящий канал каждой

yQ нажимной >цеки выполнен сообщающимся с радиальными вентиляционными каналами обода.

3. Ротор по пп. 1 и 2, or ãè÷àþùèéñÿ тем, что радиальные каналы между стержнями демпферной обмотки выполнены с рас55 шнрением к наружной поверхности полюса.

1309181

1309181 (.оста в птел ь A. Воинов

Редактор A. (або Текред И. Верее Корректор М. Пожо

Заказ 14 45/49 Тираж 661 Подписное

ВНИИГ1И Государственного когиитста ((,СР по делач изобретений и открьпий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, !за упгская наб., д. 4!5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4