Устройство для сборки роторов электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности. Цель изобретения - повышение точности шихтовки собираемЬ1х пакетов роторов и расширение технологических возможностей пу2 f (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1

ÄÄSUÄÄ 1309191 (51)4 Н 02 К 15/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

%Рё/ Ф

Я

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ к авторском свидетельству (21) 3710912/24-07 (22) 11.03.84 (46) 07.05.87. Бюл. ¹ 17 (72) О.M.Авдакунин, Д.M.Королев и В.В.Ратников (53) 621.318.44 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 987749, кл. Н 02 К 15/02, 1981.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1067570, кл. Н 02 К 15/02, 1982.

Я (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ РОТОРОВ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (57) Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности. Цель изобретения — повышение точности шихтовки собираемых пакетов роторов и расширение технологических возможностей пу1309 тем обеспечения сборки пакетов роторов различных диаметров. Устройство содержит основание 1, на котором установлен центральный стержень 2 с зажимным элементом, поршень 5, разжимной элемент, выполненный в виде шариков 4; Центральный стержень 2 выполнен с четырьмя продольными пазами

3, расположенными по двум взаимно перпендикулярным осям, резьбовым отверстием 13 в его концевой части и двумя канавками 10 и 11, в которых размещены тонкостенные кольца 12, сегментное кольцо, выполненные в виде четырех кулачков 6, повторяющих внут ренний профиль листов ротора и размещенных в пазах 3 стержня 2. Каждый кулачок 6 сегментного кольца выполнен с продольной канавкой на наружной поверхности, в которой размешен стержень 8 из мягкого металла, например меди, выступающий над наружным про191 филем кулачка 6 на величину, большую максимальной разницы радиусов внутреннего профиля листов ротора. Шарики 4 размещены в прорезях центрального стержня 2 по всей его длине чередующимися слоями, причем в каждом слое размещено по два шарика в двух

1 взаимно противоположных прорезях, Фиксаторы полюсов ротора выполнены в виде съемных захватов 23, прижимной элемент 15 снабжен кольцевой канавкой, в которой размещены шарики 17, и крышкой 18. При сборке пакета захваты 23 шихтуют листы 9 ротора по полюсам, а тонкостенные кольца 12,ðàñтягиваясь, шихтуют листы по диаметру, при этом стержни 8, размещенные в канавках кулачков 6, деформируются листами 9, обеспечивая равномерное распределение .зазора между кулачками и качественную шихтовку листов 9. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности. 5

Цель изобретения — повышение точности шихтовки собираемых пакетов ро торов и расширение технологических возможностей путем обеспечения сборки пакетов роторов различных диаметров °

На фиг.1 изображено устройство для сборки роторов электрических машин, продольный разрез; на фиг.2— разрез A-А на фиг ° 1.

Устройство для сборки роторов электрических машин содержит основание

1, на котором установлен центральный стержень 2, снабженный четырьмя продольными пазами 3, расположенными по двум в-аимно перпендикулярным осям> в которых размещены шарики 4 разжимного элемента по всей его длине чередующимися слоями, причем в каждом слое размещено по два шарика в двух взаимно противоположных пазах З,поршень 5 и четыре кулачка 6 сегментного кольца, причем каждый кулачок 6 снабжен продольной канавкой 7, вы2 полненной на наружной поверхности кулачка 6, в которой размещен стержень 8 из мягкого металла, например меди, выступающий над наружным профилем кулачка 6 на величину, большую максимальной разницы радиусов внутреннего профиля листов ротора 9,центральный стержень 2 снабжен двумя канавками 10 и 11, расположенными в нерабочей зоне устройства, в.которых размещены тонкостенные кольца 12 связанные с кулачками 6, в концевой части центрального стержня 2 выполнено резьбовое отверстие 13, в котором установлен зажимной элемент, выполненный B виде винта 14. На центральном стержне 2 установлен прижимной элемент 15, снабженный кольцевой канавкой 16, шариками 17; крышкой 18 и гайкой 19. Основание 1 закреплено на подставке 20, снабженной двумя штырями 21, на которых установлены фиксаторы пазов ротора, выполненные в виде захватов 23 с винтами 24. Листы ротора 9 располагаются между основанием 1 и прижимным элементом 15.

Устройство для сборки роторов электрических машин работает следующим образом.

3 130919

I3 исходном положенин на основании

1 жестко закреплен центральный стержень 2, в продольных пазах 3 которого размещены шарики 4, поршень 5 и четыре кулачка 6 сегментного кольца.

В продольных канавках 7 каждого кулачка 6 установлен стержень 8 из мягкого металла. В канавках 10 и 11 центрального .стержня 2 размещены тонкостенные кольца 12, связанные с кулач- fp ками 6, При этом расположенный в резьбовом отверстии 13 винт 14 вывернут, и тонкостенные кольца 12 сжаты, кулачки 6 утоплены, поршень 5, снабженный кольцевой канавкой 16 с шариками 15

17, крышкой 18, и гайка 19 сняты.

Основание 1 закреплено на подставке

20 и фиксируется штырями 21. Установленные на стержнях 22 фиксаторы полюсов ротора, выполненные в виде захватов 23, разжаты, винты 24 ос— лаблены.

1 4 том листов ротора 9 снимается с подставки 20, после чего пакет листов ротора 9 сваривается, и запаиваются вставляемые в нега элементы. Затем винт 14 ослабляется, поршень 5 перемещается в крайнее верхнее положение, снимая усилие с шариков 4, но не давая им возможности перераспределяться, тонкостенные кольца 12, располо-; женные в канавках 10 и 11 центрального стержня 2, утапливают кулачки 6, затем гайка 19 отвинчивается, и снимается прижимной элемент 15, снабженный шариками 17 и крышкой 18. После этого готовый пакет листов ротора

9 легко снимается. Для сборки следующего пакета листов ротора стержни 8 из мягкого металла заменяются, и устройство приводится в исходное положение.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Листы ротора 9 укладываются на основание 1, после набора необходимого 25 количества листов на центральный стержень 2 надевается прижимной элемент 15, снабженный кольцевой канавкой 16 с шариками 17 и крышкой 18, и навинчивается гайка 19. Затем затяги-3

0 ваются винты 24, сжимающие захваты 23, которые, в свою очередь шихтуют листы ротора 9 по полюсам, после этого затягивается винт 14, который, толкая поршень 5, передает усилие на шарики 4, кулачки 6 раздвигаются, растягивая при этом тонкостенные кольца 12 и шихтуя листы ротора 9 по ди.аметру. При этом стержни 8, размещенные в продольных канавках 7 кулачков

6, деформируются листами ротора 9, обеспечивая равномерное распределение зазора между кулачками 6, упирающимися во внутренний профиль листов ротора 9, выполненный с минимальным диа- 4> метром,и внутренним профилем листов . ротора 9, выполненным с максимальным диаметром, тем самым обеспечивая высококачественную шихтовку листов ротора 9 по внутреннему и наружному ди- > аметру. После этого затягивается гайка 19, которая передает усилие на прижимной элемент 15 через шарики 17, обеспечивая при этом необходимое усилие прижима без нарушения шихтовки листов ротора 9 по полюсам. Затем винты 24 ослабляются, установленные на стержнях 22 захваты 23 разжимаются, основание 1 с собранным на нем паке1. Устройство для сборки роторов электрических машин, содержащее основание, на котором установлен центральный стержень с зажимным элементом, поршень, контактирующий с разжимным элементом, выполненным в виде шариков, уложенных в два ряда чередующимися слоями, сегментное кольцо, включающее, по крайней мере, четыре кулачка и расположенное соосно стержню, два тонкостенных кольца, прижимной элемент и фиксатор полюсов ротора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности шихтовки и расширения технологических возможностей путем обеспечения сборки пакетов различных диаметров, центральный стержень выполнен с продольными пазами в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, с резьбовым отверстием на конце и двумя кольцевыми. канавками для размещения тонкостенных колец, каждый кулачок сегментного кольца снабжен стержнем из мягкого материала и выполнен с продбльной канавкой на наружной поверхности для размещения стержня с образованием выступа над кулачком на величину, большую максимальной разницы радиусов .внутреннего профиля листов ротора, при этом шарики разжимного элемента размещены в прорезях центрального стержня по два шарика в слое во взаимно противоположных пазах, а зажимной элемент — в резьбовом отверстии стержня.

1309!91

Составитель В. Пышкина

Техред А. Кравчук Корректор А. Зимокосов

Редактор А.Сабо

Заказ 1802/50 Тираж 661 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул. Проектная, 4

2. Устройство по и,1„ о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что фиксаторы полюсов ротора выполнены в виде захватов.

3. Устройство по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ e e с я тем, что прижимной элемент выполнен с кольцевой канавкой и снабжен шариками, расположенными в канавке, и крышкой, закрепленной над шариками,