Коробка передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано при новом конструировании и при модернизации коробок передач с передним делителем с высшей прямой передачей для увеличения количества передач без увеличения количества шестерен и размеров агрегата. Цель изобретения - расширение кинематического диапазона передач без увеличения количества шестерен. Коробка передач транспортного средства содержит входной вал со свободно установленной шестерней 19, имеющей муфту 18 для связи этой шестерни с входным валом в одной позиции и со свободно установленной на выходном валу 15 rs 15 Л4 / / / i сл со 4;: СО owr/
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1310249
А1 (д1) 4 В 60 К 17/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
) !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ °
К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4013563/27-11 (22) 28.01.86 (46) 15.05.87. Бюл. ¹- 18 (75) В.А. Миронов (53) 629.113-585.1 (088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1207825, кл. В 60 К 17/06, 1984, (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано при новом конструировании и при модерниэации коробок передач с
78 передним делителем с высшей прямой передачей для увеличения количества передач без увеличения количества шестерен и размеров агрегата. Цель изобретения — расширение кинематического диапазона передач без увеличения количества шестерен. Коробка передач транспортного средства содержит входной вал со свободно установленной шестерней 19, имекнцей муфту 18 для связи этой шестерни с входным валом в одной позиции и со свободно установленной на выходном валу 15
1310249 шестерни 14, также имеющей муфту для соединения со своим валом. На промежуточном валу 12 одна из шестерен 11 жестко закреплена на этом валу и введена в зацепление с шестерней входного вала и жестко установленной на дополнительном валу 2 шестерней 1.
Шестерня 14 выходного вала зацепле1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей средней и большой грузоподъемности, а также в трансмиссиях дорож- 5 но-строительной техники.
Цель изобретения — расширение кинематического диапазона передач без увеличения количества шестерен.
На фиг. 1 показана схема передней 1О части коробки передач с промежуточными шестернями заднего хода;на фиг.2— схема зацепления шестерен заднего хода.
Коробка передач имеет узел заднего хода, содержащий две промежуточные шестерни, передняя шестерня t из которых выполнена заодно целое с валом 2, а задняя шестерня 3 установлена на валу на подшипниках 4 и может быть соединена с валом управляемой зубчатой муфтой 5.
Вал 2 имеет зубчатую муфту 6 и установлен на подшипниках 7 и 8 качения. При этом вторая шестерня 9 промежуточного вала установлена на подшипниках 10 и может быть соединена с шестерней 11 привода промежуточного вала 12 посредством управляемой зубчатой муфты 13. Отмеченные зубчатые
30 муфты 5 и 13 управляются одновременно с помощью двухрожковой вилки, установленной на штоке, расположенном в картере сцепления и коробки пере1 дач. Передняя промежуточная шестерня 1 заднего хода зацепляется с шестерней 11 привода промежуточного вала, задняя шестерня 3 - с первой шестерней 13 выходного вала.
Шестерня 11 соединена жестко с
1 промежуточным валом 12. Шестерня 14 на со свободно установленной на промежуточном валу шестерней 9, имеющей муфту для соединения с шестерней 11, шестерня 14 также зацеллена со свободно установленной на дополнительном валу 2 шестерней 3, имеющей муфту для соединения с эти валом. 2 ил.
2 установлена на выходном валу на подшипниках 16 и соединяется с входным валом 17 синхронизатором 18, Шестерни 11 и 19 и 9 и 14 вместе с синхронизатором 18 образуют передний делитель.
Коробка передач работает следующим образом.
Изображенные на фиг. 1 положения зубчатых муфт 5 и 13 соответствуют включенному диапазону передних передач. Для включения диапазона заднего хода необходимо посредством отмеченных зубчатых муфт разъединить шестерни 9 и 11 промежуточного вала и соединить промежуточные шестерни 1 и 3 заднего хода в один блок шестерен.
Для включения передачи заднего хода, кроме переключения зубчатых муфт
5 и 13, осуществляемого, например, с помощью пневмопривода, необходимо включение делителя на низший ряд передач (фиг. 1), а так же соединить одну из шестерен выходного вала с валом. При этом в десятиступенчатой коробке,передач с передним делителем могут быть осуществлены четыре передачи заднего хода.
Формула изобретения
Коробка передач транспортного средства, содержащая входной вал с ведущей шестерней, снабженная муфтой, промежуточный вал с первой шестерней, зацепленной с ведущей шестерней входного вала, и второй шестерней, эацепленной с шестерней выходного вала, установленной свободно на своем валу и снабженной муфтой для связи с этим валом, дополнительный вал с шес3
1310249
Составитель С. Белоусько
Редактор Ю. Середа Техред М.Ходанич Корректор Л. Пилипенко
Заказ 1856/17 Тираж 599 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 тернями, одна из которых выполнена заодно с этим валом, а другая установлена свободно и выполнена с муфтой для связи с дополнительным валом, одна из шестерен промежуточного вала закреплена на этом валу, а другая установлена свободно .и снабжена муфтой для связи с первой шестерней промежуточного вала, при этом одна из шестерен дополнительного вала введена в зацепление с одной из шестерен промежуточного вала, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения кинематического диапазона передач без увеличения количества шестерен, ведущая шестерня установлена на входном валу свободно, своей муфтой связана соответственно с входным валом ишестерней выходного вала, а также зацеплена с первой шестерней промежуточного вала, жестко связанной с ним и зацепленной с выполненной за одно целое шестерней дополнительного вала, другая шестерня которого зацеплена с шестерней выходного вала.