Судовая сигнальная мачта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судостроению и касается заваливающихся судовых мачтовых устройств преимущественно для маломерных судов и катеров, в частности для лесосплавных буксирных и патрульных катеров, такелажниц, формировщиков плотов и других технологических судов. Целью изобретения является повышение безопаснос9 10 (Л ND 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 1310280 А 1 (51) 4 В 63 В 15/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3947758/29- 1 1 (22) 20.08.85 (46) 15.05.87. Бк л. № 18 (71) Центральный научно-исследовательский институт лесосплава (72) И. Я. Бейлин и Л. С. Папков (53) 629.12.014.21 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 889523, кл. В 63 В 15/02, 1978. (54) СУДОВАЯ СИГНАЛЬНАЯ МАЧТА (57) Изобретение относится к судостроению и касается заваливающихся судовых мачтовых устройств преимущественно для маломерных судов и катеров, в частности для лесосплавных буксирных и патрульных катеров, такелажниц, формировщиков плотов и других технологических судов. Целью изобретения является повышение безопаснос1310280 ти плавания судна и улучшение его проходимости при ограниченных по высоте габаритах судового хода, а также обеспечение удобства обслуживания судовых сигнальных и других навигационных средств, расположенных как непосредственно на мачте, так и на поворотном мосту стандерса.
Стандерс 2 судовой сигнальной мачты выполнен в виде поворотного поперечного моста 13, закрепленного на шарнирах 16, оси которых установлены ниже верхнего габарита рубки 3. Мост в рабочем положении неподвижно зафиксирован в П-образном фиксирующем кронштейне посредством пальца с байонетной прорезью. В свою очередь, 2
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым сигнальным мачтам.
Цель изобретения — повышение проходимости и безопасности плавания судна при ограниченных по высоте габаритах судового хода, а также улучшение удобства обслуживания сигнальных средств.
На фиг. 1 представлена судовая сигнальная мачта, общий вид; на фиг. 2 вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез à — Г на фиг. 3; на фиг. 6 — разрез Д вЂ” Д на фиг. 4.
Судовая сигнальная мачта состоит из ствола 1 трубчатого сечения, стандерса 2, шарнирно закрепленного на рубке 3 или надстройке судна, и фиксирующего ограничительного кронштейна 4, неподвижно закрепленного на рубке или надстройке. На верхней части ствола 1 мачты предусмотрена рея 5 с фалами 6, а также площадки 7 с установленными на них соответствующими типу судна сигнально-отличительными фонарями 8, молниеотвод 9, клотик
10, а в нижней части ствол снабжен опорой 11 и шарниром 12 (фиг. 6).
Стандерс 2 выполнен в виде поворотного поперечного моста 13 коробчатого сечения. К нижнему основанию моста 13 неподвижно закреплены кронштейны 14 (фиг. 5), соединенные с ответными проушинами 15 посредством шарниров 16. Проушины 15 неподвижно закреплены на верхней наружной стороне рубки или надстройки в районе кромки крышки, а оси шарниров 16 расположены несколько ни>ке уровня крышки.
На верхней 17 и боковых 18 (фиг. 2) поверхностях поворотного моста закреплены сигнально-отличительные фонари, например бортовые отличительные фонари 19 и светоствол мачты шарнирно установлен на поворотном мосту стандерса и зафиксирован в рабочем положении в этом же фиксирующем кронштейне посредством фигурного шкворня, При этом сигнальные и некоторые навигационные средства устанавливают как на стволе 1 мачты, так и на поворотном мосту стандерса. При необходимости прохождения судном участков рек и водоемов с ограниченными по высоте габаритами судового хода поворотный мост стандерса поворачивают (заваливают) в крайнее нижнее положение, расположенное ниже уровня всех выступающих неподвижных частей надстроек и рубок судна. 6 ил.
1 импульсные отмашки 20, а также другие сигнальные и навигационные средства: сирена 21, прожектор 22, фара 23 и пр.
В центральной части поворотного моста
5 на верхней его плоскости 17 посредством шарнира 12 закреплен ствол мачты.
Последний может поворачиваться (заваливаться) как отдельно от стандерса вокруг шарнира 12, так и совместно с поворотным мостом вокруг шарнира 16.
Таким образом, мачта и стандерс с установленными на них сигнальными приборами и устройствами конструктивно представляют собой единый блок, удобный для изготовления, монтажа и обслуживания.
15 Для удержания и фиксирования в рабочем положении поворотного моста 13 с установленным на нем стволом 1 мачты служит фиксирующий П-образный кронштейн 4 (фиг. 6), содержащий скобу 24, цилиндрический палец 25 с байонетными прорезями 26 по краям и рукоятку 27. На концах скобы 24 предусмотрены сквозные ответные байонетные прорези 28, соответствующие прорезям 26 на пальце 25.
С целью удержания и фиксирования в
25 рабочем положении ствола 1 мачты относительно стандерса 2 предусмотрен фигурнь>й шкворень 29, установленный своим правым изогнутым участком в отверстие фиксирующего кронштейна 4, а прямым участком опирающийся на верхние наружные кромки этого >ке кронштейна.
Работа по приведению мачты и стандерса в «заваленное» положение при прохождении судном водных участков с ограниченными по высоте габаритами заключается в следующем.
Рукоятку 27 поворачивают на 90 и- рабочего закрытого положения в открытое
1310280 положение, показанное на фиг. 3, 4 и 6 штрихпунктирными линиями. Одновременно с рукояткой 27 поворачивается соединенный с ней палец 25, имеющий байонетные прорези 26. За счет того, что на концах скобы 24 фиксирующего I I-образного кронштейна 4 предусмотрены ответные сквозные прорези 28, соответствующие прорезям
26 на пальце 25, поворотный мост 13 с установленной на нем мачтой освобождается от фиксатора и получает возможность повернуться из рабочего положения в «заваленное», изображенное на фиг. 1 штрихпунктирными линиями.
Если габариты судового хода по высоте позволяют судну пройти с поднятым в рабочее положение стандерсом с установленным на поворотном мосту оборудованием, то заваливают лишь мачту относительно поворотного моста 13. С этой целью фигурный шкворень 29 извлекают из отверстия правой щеки скобы 24 фиксирующего кронштейна 4, а мачту поворачивают вокруг шарнира 12 (фиг. 6) в «заваленное» положение.
Для маломерных судов и катеров, например используемых на лесосплаве буксирных и патрульных катеров, такелажниц, формировщиков .плотов и др., целесообразно с точки зрения малой массы мачтового устройства и упрощения конструкции заваливать мачту вручную, а для крупнотоннажных судов могут быть применены электрические, гидравлические и другие типы приводов подъема и опускания мачты. Управление приводами, а также фиксирующими элементами может быть выполнено дистанционным, например из рубки, После прохождения судном ограниченного по высоте участка судового хода мачту и поворотный мост 13 стандерса 2 переводят из «заваленного» положения в рабочее, после чего рукоятку 27, а при необходимости и фигурный шкворень 29 (если мачта была завалена отдельно от стандерса) устанавливают в рабочее зафиксироt0 ванное положение.
Формула изобретения
Судовая сигнальная мачта, содержащая шарнирно присоединенным к ней стандерс, прикрепленный к рубке судна, и расположенные на ней сигнальные средства, отличающаяся тем, что, с целью повышения проходимости и безопасности плавания судна при ограниченных по высоте габаритах судового хода, а также улучшения удобства обслуживания сигнальных средств, стан.дерс прикреплен к рубке судна шарнирно и выполнен в виде поперечного моста коробчатого сечения, причем оси шарниров его креп25 ления к рубке судна расположены ниже ее верхнего габарита, а мачта снабжена закрепленным на рубке ограничительным фиксирующим коробчатым кронштейном с расположенными в нем пальцем с байонетными прорезями и фигурным шкворнем для
- ® фиксации в рабочем положении в этом кронштейне соответственно стандерса и мачты.
1310280
77 Д
1310280 рига фиг б
Составитель Ю. Серов
Редактор Л. Веселовская Техред И. Верес Корректор Е. Рошко
Заказ 1752/18 Тираж 409 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4