Сырьевая смесь для изготовления конструкционного материала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к конструкционным материалам для изготовления подшипников скольжения, работающих в агрессивных средах и при повышенных температурах, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения . Целью изобретения является создание материала с пониженным коэффициентом трения и уменьшенной скороч1тью истирания. Сырьевая смесь содержит тальк, ортофосфорную кислоту , графит, битум и толуол при следующем соотношении указанных компонентов , мас.%: ортофосфорная кислота 8,0-20,0; графит 1,0-4,0; битум 1,0-3,0; толуол 1,0-3,0 и тальк - остальное. 1 табл. (Л с 05 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1310364 (Ю 4 С 04 В 28/34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ CCCP

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

1:

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3986137/29-33 (22) 09.12.85 (46) 15.05.87. Бюл Ф 18 (71) Ивановский химико"технологический институт (72) В.Г.Комлев, Е.Г.Корнилов, Д.З.Рехтер, С.А.Грешнева и Л.Н.Суевалова (53) 666.972.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1130552, кл. С 04 В 28/34, 1983.

Авторское свидетельство СССР

N 1204607, кл. С 04 В 35/20, 1986. (54) СЫРЬЕВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

КОНСТРУКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА (57) Изобретение относится к конструкционным материалам для изготовления подшипников скольжения, работающих в агрессивных средах и при повышенных температурах, и может быть исполь. зовано в различных отраслях машиностроения. Целью изобретения является создание материала с пониженным коэффициентом трения и уменьшенной скоростью истирания. Сырьевая смесь содержит тальк, ортофосфорную кислоту, графит, битум и толуол при следующем соотношении указанных компонентов, мас.Х: ортофосфорная кисло- Я та 8,0-20,0; графит 1,0-4,0; битум

1,0-3,0; толуол 1,0-3,0 и тальк— остальное. 1 табл.

С:

20

Формула

Ортофосфорная кислота

Графит

Битум

Толуол

Тальк

8,0-20,0

1,0-4, О

1,0-3,0

1,0-3,0

Остальное

1 13

Изобретение относится к конструкционным материалам для изготовления ,.подшипников скольжения, работающих в агрессивных средах и при повышенных температурах, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения.

Целью изобретения является снижение коэффициента трения материала и уменьшение скорости истирания.

Битум используют в качестве добавки с целью улучшения антифрикционных свойств.

Введение графита в состав предлагаемого материала способствует улучшению антифрикционных свойств только в том случае, если он вводится вместе с битумом, т.е. только совместное введение битума и графита позволяет снизить коэффициент трения фосфатного материала и скорость его истирания.

Толуол применяют в качестве добавки с целью снижения коэффициента трения и скорости истирания. Для получения антифрикционного фосфатного материала .тальк подвергают помолу до удельной поверхности

0,40 м /r.

Смесь готовят следующим образом.

Готовят раствор битума в толуоле в соотношении 1:1. Порошок талька смешивают с порошком графита и смесь затворяют ортофосфорной кислотой плотностью 1,50-1 65 г/см . К полученной массе добавляют необходимое количество раствора битума в толуоле, Смесь тщательно перемешивают и формуют из нее изделия методом полусухого прессования при удельном давлении

100 ИПа с выдержкой при конечном давлении в течение 30 с. Прессованные изделия сушат при 200 С в течео ние 1 ч, а затем обжигают при 1000 С по следующему режиму: скорость подъе. ма температуры в печи 5-7ОС/мин, выдержка при 1000 С 1 ч, охлаждение медленное, с печью.

Пример. Для приготовления фосфатного антифрикционного материала: 800 r (80%) талька в виде порош(ка удельной поверхностью 0,40 м /г, 25- г (2 5%) графита в виде порошка и 135 г (13,5%). водного раствора ортофосфорной кислоты плотностью

1,55 г/см, перемешивают и к полу!

0364 2 ченной композиции добавляют 40 r (4%) раствора битума в толуоле в соотношении 1:1. Смесь тщательно перемешивают и из нее формуют изделия при удельном давлении прессования 100 MIIa с выдержкой при конечном давлении в течение 30 с. Отпрессованные изделия сушат при 200 С в течение 1 ч, а затем обжигают при о

1000 С по следующему режиму: скорость подъема температуры в печи

5-7 С/мин, выдержка при 1000 С 1 ч, охлаждение медленное, с печью.

Коэффициент трения и скорость истирания определяли при удельной нагрузке 10 NIIa. Кислотостойкость определяли по потере веса образца после выдержки при 80 С в течение 10 ч в

60 %-ной азотной кислоте.

Состав и свойства фосфатного антифрикционного материала представлены в таблице.

Как следует, из таблицы, использование предлагаемой сырьевой смеси (примеры УФ1-3) позволяет улучшить антифрикционные свойства материалов (снизить коэффициент трения и уменьшить скорость истирания) по сравнению с прототипом при сохранении высоких прочностных свойств.

Полученный материал по свойствам значительно превосходит и металлокерамические подшипники скольжения.

При отклонении содержания инградиентов от предлагаемых пределов (примеры 4-7) свойства материалов ухуд-шаются. изобретения

Сырьевая смесь для изготовления конструкционного материала, включающая ортофосфорную кислоту и тальк, 45 отличающаяся тем что

Э У с целью снижения коэффициента трения и уменьшения скорости истирания, она дополнительно содержит графит

У битум и толуол при следующем соотно-шении компонентов, мас. %:

1310364 у I (1 ь.

О о О СЧ ф\ а

О О О а л а о

Ф Ъ о о а а а

И О

° N с ) а х н

Ф й

3 Й..

О Е О л а а

Ch Ф С4 ао л,в

) О О а л

О О О

g О а

О g ф ф

° р

О О О О О О Ю а л а а а а a a a

С r Л <Ч О N

ФГ\ <Ч . Ъ Ф

О и О - N Ч л a a a л а а а ф CO OO a m а Л СО

Ch Ch О1 ОЪ Ch Ch Ch Oi

О О В О e e с а а л а а а а а а л

Ф О О 1 О О О е о а о co cn е

О О О О О л а а а а л а а

О О Î Î О О О О

О О О О О а а а а а а а а

N - ЕЧ N m O

О О О О О Ф Ъ л а а a a a л

eV N i C) О а О Ь e e e а л а а а л а

Е ЕЧ - Л О сЧ N I

О а а e e e O а а О а а а а а

О Е аЕ Е Î.e e а

Ф,, «с е ю ф i» co

«С о C

3 «Ф