Устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для измерения момента сопротивления вращению подшипников в широком диапазоне частот вращения и нагрузок с прокачкой через них больших П (1 Смазна 10 (Л 12 00 fS
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
PECflYEiflNH,(51)4 G 01 M 13/04 G 01 М 19/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ т Ъ, .1 д 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И ASTOPCH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
См цщ
Смирю риа1 (21) 3960976/25-28 (22) 04.10.85. (46)15.05.87. Бюл. 11 - 18 (72) Б.M.Силаев, В.Г.Моисеев и В.П.Маринин (53) 658.562 ° 012.7 (088.8) (56) Авиационная промышленность, Приложение Ф 3, 1972, с. 20-23.
„.Я0„„1 10667 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕН-.
ТА СОПРОТИВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИ10 ПОДШИПНИКА (57) Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для измерения момента сопротивления вращению подшипников в широком диапазоне частот вращения и нагрузок с прокачкой через них больших
13 расходов смазочно-охлаждающих жидкостей. Цель изобретения состоит в приближении условий измерения к условиям эксплуатации с комбинированными нагрузками и при прокачке через подшипник маловязких смазочно-охлаждающих жидкостей. Устройство содержит корпус 1, установленный в нем на опоре 3 вал 2 для крепления испытуемого подшипника 4, который установлен в стакане 5 с фланцем 6 и дном 7, лабиринтами и пазом, опору 10, восприни10667 мающую рациально-осевые нагрузки, гидравлически изолированную от подшипника 4 лабиринтами 8 и имеющую заданный момент трения. В процессе испытаний через штуцер 11 прокачивают СОЖ, механизмами 12 и 13 нагружают подшипник 4 радиальной и осевой силами, с помощью датчика 15 контролируют частоту вращения вала 2, а с помощью тензобалки 14 измеряют момент сопротивления вращению подшипника 4. 4 ил.
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для измерения момента сопротивления вращению подлипников в широком диапазоне частот вращения и нагрузок с прокачкой через них больших расходов смазочно-охлаждающих сред.
Целью изобретения является приближение условий измерения к условиям эксплуатации с комбинированными нагрузками и при прокачке через подшипник маловяэких смазочно-охлаждающих жидкостей.
На фиг.l показана схема устройства для измерения момента сопротивления вращению подшипника; на фиг.2— .схема моментомера; на фиг.3 и 4— схемы тарировки.
Устройство содержит корпус 1, установленные в нем приводной вал 2 на технологической опоре 3, закрепленный на нем испытуемый подшипник
4, смонтированный в обойме, выполненной в виде стакана 5 с фланцем 6 и дном 7, фиксирующим подпипник 4 в осевом направлении, и с лабиринтами
8 и пазом 9, закрепленную на стакане
5 подшипниковую опору 10, обеспечивающую восприятие радиально-осевых нагрузок и гидравлически изолированную с помощью лабиринтов 8 от подпипника 4, через который в процессе испытаний прокачивают смазочно-охлаждающую жидкость, подводимую через штуцер ll, механизмы 12 и 13 радиального и осевого,нагружения подшипника
4, моментомер, выполненный в виде
2 тензобалки 14, закрепленной на корпусе 1 и взаимодействующей через паз 9 со стаканом 5, и датчик 15 частоты вращения вала 2. Для тарировки под5 шипниковой Опоры 10 используют при способление, которое содержит шпиндель 16 с оправкой 17, на которой на подшипниках 18 и 19 установлен стакан 5 с коромыслом 20 и грузом 21, подшипниковую опору 10, подшипник
22, идентичный опоре 10, и втулку 23 имитирующую корпус I.
Устройство работает следующим образом.
Предварительно определяют момент сопротивления вращению подшипниковой опоры 10, для чего на оправке 17 монтируют стакан 5 с коромыслом 20 и грузом 21, на котором закрепляют опо20 ру 10, идентичный ей подшипник 22 и втулку 23, имитирующую корпус 1.
Устанавливают коромысло 20 в исходное положение;, нагружают подшипни25 ки. 18,19,22 и опору 10 радиальной силой F . и осевой силой F„,ïåðåìåùàþò груз 21 до момента начала движения коромысла 20 и определяют момент трогания подшипников 18,19,22 и опоры
10. Затем снимают подшипниковую опо3О ру 10 и определяют момент трогания подшипников 18,19 и 22. Вычитая из первого результата второй, получают момент сопротивления вращению подшипниковой опоры 10.
35 Устанавливают подшипник 4, стакан
5 и опору 10 в корпусе 1, с помощью механизмов 12 и 13 нагружают подшипник радиальной и осевой силами, пода15
3 1310 ют смазку в технологическую опору 3, через штуцер 11 прокачивают смазочноохлаждающую жидкость через подшипник
4, задают вращение валу 2 и с помощью тензобалки 14 определяют момент сопротивления вращению подшипника 4 и опоры 10. Вычитают из полученного момента сопротивления вращению момент сопротивления вращению опоры 10 и определяют момент сопротивления вра- 1р щению подшипника 4.
Формула и з обретения
Устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника, содержащее корпус и установленные в нем приводной вал для крепления на нем испытуемого подшипника, механизмы осевого и радиального нагружения подшипника, обойму, закрепляемую на испытуемом подшипнике, и взаимодей667 4 ствующий с обоймой моментомер, о т" л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью приближения условий измерения к условиям эксплуатации с комбинированными нагрузками и при прокачке через подшипник маловязких смазочно-охлаждающих жидкостей, оно снабжено смонтированной на обойме подшипниковой опорой, неподвижно устанавливаемой в корпусе с возможностью восприятия нагрузок в радиальном и осевом направлениях, обойма выполнена в виде стакана с фланцем, контактирующим с опорой, дно которого предназначено для взаимодействия с подшипником и имеет отверстие, а полости стакана и опоры гидравлически изолированы с помощью лабиринтов, которые выполнены на поверхностях стакана, взаимодействующих с корпусом.
1310667
Составитель В.Харитонов
Редактор Н.Швыдкая Техред А.Кравчук Корректор Г.Решетник
Заказ 1882/38 Тираж 777 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Проиэводственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4