Устройство для оценки профессиональной пригодности

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам контроля качества деятельности операторов АСУ, и является усовершенствованием изобретения по а.с. № 858071. Пель изобретения состоит в повышении точности устройства. Цель изобретения достигается введением в устройство по а.с. № 858071 блока элементов И, регистра, преобразователя код-аналог, логарифмического усилителя, регулируемьгх усилителей, сумматора, функционального усилителя, преобразователя аналог-код , коммутатора, счетчика, блока эталонных источников напряжения и кнопки сброса. Оптимальность процесса контроля достигается проведением выборочного контроля, учитывающего специфику процесса обучения оператора, уровень его профессиональных затрат и навыков на проведение контроля. При этом значительно сокращается необходимый объем регистрируемых параметров и время их обработки и анализа в устройстве . 4 ил. с Q (Л с 14)

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А2 (19) (И) (s)) 4 С 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 858071 (21) 4021312/24-24 (22) 05.02.86 (46) 15.05.87.Бюл. N - 18 (72) С.А.Багрецов (53) 681.3.07)(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 858071. кл. G 09 В 7/04, 1975. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам контроля качества деятельности операторов АСУ, и является усовершенствованием изобретения по а.с. У 858071. Цель изобретения состоит в повышении точности устройства. Цель изобретения достигается введением в устройство по а.с.

Р 858071 блока элементов И, регистра, преобразователя код-аналог, логарифмического усилителя, регулируемых усилителей, сумматора, функционального усилителя, преобразователя аналог-код, коммутатора, счетчика, блока эталонных источников напряжения и кнопки сброса.

Оптимальность процесса контроля достигается проведением выборочного контроля, учитывающего специфику процесса обучения оператора, уровень его профессиональных затрат и навыков на проведение контроля. При этом значительно сокращается необходимый объем регистрируемых параметров и время их обработки и анализа в устройстве. 4 ил.

1 13108

Изобретение относится к техническим средствам обучения и контроля за уровнем подготовки операторов автоматизированной системы управления (АСУ) и является усовершенствованием известного устройства для оценки профессиональной пригодности операторов

АСУ по авт.св. 9 858071 °

Цель изобретения — новьш ение точности устройства. Ю

На фиг.l представлена структурная схема предлагаемого устройетва; на фиг.2 — схема блока истЬчников эталонных напряжений; на фиг.3 — схема функционального усилителя; на фиг.4— схема формирователя импульсов.

Устройство содержит блок 1 управления, блок 2 предъявления учебной информации, блок 3 индикации, блок ввода учебной информации, блок 5 кон- 20 троля стабилизации параметров обучения, блок 6 оценки формирования, вычислитель 7 характеристик процесса обучения, регистратор 8, формирователь 9 импульсов; блок 10 сравнения, 25 элементы И 11 и 12, блок 13 элементов И, регистр 14, преобразователь

15 код — аналог, логарифмический усилитель 16, первый 17 и второй 18 регулируемые усилители, сумматор 19, функциональный усилитель 20, преобразователь 21 аналог-код, коммутатор

22, счетчик 23, блок 24 эталонных источников.

Блок 24 (фиг. 2) содержит первый, второй и третий управляемые источники напряжений 25 — 27.

Функциональный усилитель 20 (фиг.3) содержит сумматор 28, усилитель 29 щ и диодный аппроксиматор 30.

Формирователь 9 импульсов (фиг.4) содержит второй (логарифмический) усилитель 31, третий сумматор 32, узел 33 совпадения, второй сумматор

34, первый (логарифмический) усилитель 35, первый сумматор 36, буферный регистр 37, элемент И 38, входной регистр 39. Устройство также содержит кнопку 40 сброса.

Устройство работает следующим образом.

Информация в каждом цикле обучения предъявляется оператору блоком

2 по команде с блока I Результаты решения задач в каждом цикле обучения вводятся оператором посредством блока 4, отображаются на блоке 3 и регистрируются, пройдя через элемент

76 !

И 11, на регистраторе 8. Элемент И ll открывается по командам, поступающим из блока 10 и формирователя 9. Из блока 1 на блок 10, вычислитель 7 и формирователь 9 поступает сигнал, равный номеру N текущего цикла обучения. Если этот номер меньше четырых, то блок 10 вырабатывает сигнал, открывающий элементы И 11 и 12.

Таким образом, результаты решения задач в первых трех циклах обучения фиксируются в регистраторе 8 и от него поступают на вычислитель 7, в котором определяются статистические характеристики качества решения задач оператором в каждом цикле обучения и скорость И приобретения навыков обучаемым оператором. Затем через значение N<, определяется скорость изменения номеров N ð циклов контроля процесса обучения и количество циклов обучения N p, через которое качество решения задач с четвертого достигнет необходимого значения T заданного исследователем с выхода блока 1. Сигналы, соответствующие величинам N«v N <, поступают из вычислителя 7 на формирователь 9 после окончания трех циклов обучения. В формирователь 9 во время работы оператора в очередном цикле обучения из блока 1 поступает сигнал, равный номеру цикла NT. В момент достижения величиной 11т значения, соответствующего следующему номеру контролируемого цикла, которое рассчитывается в формирователе 9., последний вырабатывает сигнал, открывающий элементы

11 и 12, в результате чего качество решения задач в контролируемом цикле фиксируется регистратором 8, обрабатывается в вычислителе 7 и поступает через элемент И 12 на блок 5.

Откорректированные значения N, и

N„ поступают из вычислителя 7 на формирователь 9. В момент стабилизации качества решения задач блок 5 вырабатывает сигнал в блок 1 на окончание процесса обучения. В блоке 6 фиксируются окончательные значения характеристик качества решения задач и параметров процесса обучения.

Качество работы оператора определяется вероятностью Р безошибочного выполнения заданий, тип которых определяется составом задач, используемых для обучения оператора. В момент стабилизации параметров обуче3 !3!О ния сигнал с выхода блока 5 открывает элементы И блока 13, на другие входы которых поступает кодовое значение вероятности безошибочного выполнения задания, измеренное в последнем цикле контроля обучения. Кодовое значение вероятности записывается в регистр 14 и сохраняется в нем в процессе всего этапа тренировки оператора. На выходе преобразователя 10

15 формируется напряжение, пропорциональное значению вероятности безошибочного выполнения заданий оператором в момент стабилизации. На выходе логарифмического усилителя 16 это на- 15 пряжение преобразуется в напряжение, пропорциональное величине — 0,5 1пр и поступает далее на входы сумматора

19 и усилителя 17. Коэффициент усиления усилителя 17 с помощью регулиров- 20 ки напряжения на выходе источника 25 устанавливается равным удвоенному значению относительных временных затрат на контроль оператора. Коэффициент усиления усилителя 18 изменяется обратно пропорционально величине напряжения на выходе усилителя 17. На вход усилителя 18 с источника 26 поступает напряжение, пропорциональное количеству Nq заданий, назначенных 30 для выполнения оператором в данном тренировочном цикле, умноженному на 4

Таким образом, на выходе усилителя 18 формируется напряжение, пропор4 Ne 35 циональное напряжению — ††-- . В i 1пр функциональном усилителе 20 это на— пряжение, пропорциональное величине

876 4 эффициент деления счетчика 23 соответствовал бы вычисленной величине периода контроля. С этого момента с выхода счетчика 23 снимаются импульсы, период следования которых соответствует периоду контроля качества деятельности оператора. Под воздействием импульсов открываются элементы И 11 и 12. Далее работа происходит аналогично описанной выше. В том случае, если оператор, изменив структуру выполнения задания, перешел вновь на участок обучения, блок 5 прекращает выработку сигнала об окончаний процесса обучения . По этому сигналу исследователь путем нажатия на кнопку 40 обнуляет регистр 14, и устройство переходит в режим обучения. При этом период контроля определяется формирователем 9.

Функциональный усилитель 20 (фиг.З) работает следующим образом.

Сумматор 28 формирует напряжение, пропорциональное разности

4. N„

1пр которое далее поступает на вход усилителя 29. Диодный аппроксиматор 30 обеспечивает формирование напряжения, пропорционального значению функции

1 х, и представляет собой сборку диодных ограничителей, аппроксимирующих функцию Ух. Таким образом, на выходе усилителя 29 формируется напряжение,, 4 N пропорциональное 1 — - —-1пр

Формирователь 9 (фиг.4) при определении момента очередного контроля на этапе обучения оператора работает следующим образом.

Для формирования напряжения, пропорционального единице, на вход усилителя 20 поступает соответствующее единице напряжение с источника 27.

Одновременно это же напряжение поступает на вход сумматора 19, на выходе которого формируется напряжение, пропорциональное рациональному значению периода К контроля. Это на- 0 пряжение преобразуется в цифровую форму в преобразователе 21. Кодовое значение периода контроля в режиме стабилизации параметров обучения поступает на управляющие входы коммутатора 22. Под воздействием управляющих сигналов коммутатор 22 осущест вляет коммутацию обратных связей счетчика .3 таким образом, чтобы коФормирователь 9 начинает работать с четвертого цикла обучения. На входной регистр 39 поступает сигнал. оавный N с блока 1. На сумматоры 36 и 32 поступает сигнал, равный Npp, из вычислителя 7. В регистре 37 хранится значение И,номера последнего цикла обучения, в котором производится контроль. Сигнал поступает из регистра 37 на вход сумматора 36. Из . регистра 39 на вход сумматора 32 поступает сигнал, равный N . На выходах сумматоров 36 и 32 вырабатываются сигналы, равные разности поступающих на их входы величин. Эти сигналы усиливаются усилителями 35 и 31.

После усилителя 35 сигнал поступает на один вход сумматора 34, на другой

1310876 вход которого поступает сигнал, равный 1/М„д, из вычислителя 7. Постоянный сигйал, равный 1п(Мд„-N,K «)

1/Нь,поступает на один вход узла.

33, на другой вход которого поступает переменный сигнал, равный 1n(N; —

Nq). При равенстве сигналов, поступающих с сумматора 34 и усилителя 31, узел 33 вырабатывает сигнал:, по которому открываются элементы 11, 12, 14, При этом содержимое регистра 39 переписывается в регистр 37.

Оптимальность процесса контроля в предлагаемом устройстве достигается за счет проведения выборочного контроля, учитывающего специфику процесса обучения оператора, уровень его профессиональных затрат и навыков на проведение контроля. При этом значительно сокращается необходимый объем регистрируемых параметров и время их обработки и анализа в устройстве.

Формула и з обре т е н и я

Устройство для оценки профессиональной пригодности по авт.св..

У 858071, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повыщения точности устройства, в него введены блок элементов И, преобразователь код — аналог, кнопка сброса, регистр, информационный и установочный входы и выход которого соединены соответственно с выходами блока элементов И, кнопки сброса и преобразователя коданалог, блок эталонных источников напряжения, логарифмический усили тель, вход которого подключен к выходу преобразователя код-аналог, первый и второй регулируемые усилители, управляющие входы которых соединены

5 соответственно с первым и вторым выходами блока эталонных источников напряжения, функциональный усилитель, первый и второй входы которого подключены к выходу второго регулируемо>0 го усилителя и третьему выходу блока эталонных источников напряжения соответственно, преобразователь аналог — код, сумматор, первый, второй и третий входы и выход которого сое15 динены соответственно с выходами логарифмического усилителя и второго регулируемого усилителя, третьим выходом блока эталонных источников напряжения и входом преобразователя аналог — код, коммутатор, информационный вход которого подключен к выходу преобразователя аналог-код, и счетчик, управляющие вход и выход которого соединены с соответствующим

25 выходом и входом коммутатора, счетный вход — с третьим выходом блока управления, а. информационный выход— с выходом блока сравнения, выход логарифмического усилителя подключен

3J HH o M UHoHH0 a ephor регулируемого усилителя, вход которого соединен с информационным входом второго регулируемого усилителя, вход кнопки сброса является входом устройства, первый и второй входы блока элементов И подключены к выходам блока. контроля стабилизации параметров обучения и второго элемента И соответственно.

ЩГ7

17 78 ура

1310876

7Р8

Составитель А.Карлов

Редактор M.öèòêèíà- Техред Н.Глущенко Корректор M Øàðîøè

Заказ 2673 Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие,г.ужгород,ул.Проектная,4