Способ управления вентиляцией транспортных тоннелей с двусторонним движением транспортных средств
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к горному делу и транспортному строительству. Цель изобретения - обеспечение возможности экономичного и эффективного проветривания тоннелей с двусторонним движением транспортных средств (ТС) путем поддержания устойчивого эжекционно-поршневого эффекта в направле НИИ движения естественного ветрового потока. Способ включает изменение скорости естественного воздушного потока в тоннеле движущимися ТС с регулируемой интенсивностью движения. Встречные относительно потока ТС направляют в тоннель с интенсивностью движения меньшей, чем в направлении, попутном ветровому потоку, при скорости движения не выше скорости ТС в попутном направлении. Интенсивность встречных ТС относительно встречного потока не превьшает 0,53- 0,95 интенсивности движения их в попутном направлении. Таким образом регулируя интенсивность движения автотранспорта в направлении, встречном для естественного ветрового потока , можно управлять вентиляцией автодорожных тоннелей различной протяженности при двустороннем движении автотранспорта. При этом не затрачиваются дополнительные средства на установку, привод и амортизацию вентиляторных установок. 1 з.п. ф-лы. 1 ил., 1 табл. (Л со СХ) to
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
РЕСПУБЛИН (бР 4 Е 21 F 1/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3986906/22-03 (22) 03.12.85 (46) 23.05.87. Бюл. В 19 (71) Ленинградский горный институт им. Г.В.Плеханова (72) В.А.Рогалев, Л.К.Горшков, И.А.Федяева и В.И.Фомичев (53) 622.45(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1052671, кл. Е 21 F 1/00, 1982.
Авторское свидетельство СССР
У 1141204, кл. Е 21 F 1/00, 1983. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИЕЙ
ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ С ДВУСТОРОННИМ
ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к горному делу и транспортному строительству.
Цель изобретения — обеспечение возможности экономичного и эффективного проветривания тоннелей с двусторонним движением транспортных средств (ТС) путем поддержания устойчивого эжекционно-поршневого эффекта в направле. нии движения естественного ветрового
„SU,„, 1312182 А 1 потока. Способ включает изменение скорости естественного воздушного потока в тоннеле движущимися ТС с регулируемой интенсивностью движения.
Встречные относительно потока ТС направляют в тоннель с интенсивностью движения меньшей, чем в направлении, попутном ветровому потоку, при скорости движения не выше скорости ТС в попутном направлении. Интенсивность встречных ТС относительно встречного потока не превышает 0,530,95 интенсивности движения их в попутном направлении. Таким образом регулируя интенсивность движения автотранспорта в направлении, встречном для естественного ветрового потока, можно управлять вентиляцией автодорожных тоннелей различной протяженности при двустороннем движении автотранспорта. При этом не затрачиваются дополнительные средства на установку, привод и амортизацию вентиляторных установок. 1 з.п. ф-лы. ил., 1 табл. (6) V„V — 3 IV< I
Р
+ — — — — — -) Р1 + P
1 (8) 25 для встречного
+ ), Pg+ Рэ
2 (9) 40 при этом м Б (2) 45 ср. noï
Чм 2 IVâ1
М 2 (3) cq. Встр
Э1 Э
50 2 иэ (4) 55
1 131
Изобретение относится к горному делу и транспортному строительству и может быть использовано для проветривания автодорожных тоннелей с двусторонним движением.
Цель изобретения — обеспечение возможности экономичного и эффективного проветривания тоннелей с двусторонним движением транспортных средств путем поддержания устойчивого эжекционно-поршневого эффекта в направлении движения естественного
1ветрового потока.
На чертеже схематично показано движеиие воздушных потоков и транспорта в тоннеле с двусторонним движением транспортных средств, где приняты обозначения: V — скорость естественного ветрового потока на входе в тоннель, V, V — заданные
"г скорости движения транспорта в тоннеле соответственно в попутном и встречном относительно ветрового потока направлениях, V, V — ском„ ° рости местных воздушных потоков,образующихся в зонах за движущимися в попутном и встречном направлениях транспортными средствами, Ч ус — усредненная скорость воздушного потока на выходе из тоннеля, полученная эмпирически.
Усредненная скорость воздушного потока V на выходе определяется как среднеарифметическое от значений средних скоростей воздушных потоков в попутном (Чор.„ „ ) и встречном (V в р ) направлениях. ср поп cp B " P
V (1) уср- 2 следовательно, Ч вЂ” Ч +3IV
М1
Ч уСр 4
2182 2 том случае, если I V> ) О, т.е. когда
Чм Чм + 3 1ЧВ! > 0; (5) При штилевой погоде проветривание тоннеля обеспечено условием
VVì„м1 (7) Для анализа этого условия записываем выражение для скоростей местных
15 возцушных потоков: для попутного о«Чо „- Чв ) и поп (1 +
Чм = оР о, ЧВ ) Встр (1
"l 2 где q01, 02 — Коэффициенты Ослабления эжекционно-поршневого эффекта в зависимости от интенсивности движения транспорта соответственно в попутном и встречном относительно направления естественного ветрового потока направлениях; значения этих коэффициентов изменяются в пределах
0,040-0,021 для интенсивности движения
8 — 48 мин — изменение давления в зонах за движущимися автотранспортными средствами соответственно в попутном и встречном направлениях относительно ветрового потока.
Тоннель с двусторбнним движением транспортных средств проветривается, .и этим процессом можно управлять в
Значение Рэ зависит от скорости движения автотранспортных средств.
Э .1 (Ч вЂ” Ч) (1+ — — — — -) С(, ф P + Рэ„
Р з (V — V + --- †--- ) = С.
2 Р +Рэ
Сократив значения правых частей на С, получаем (10) Vgq - п1 > Vpg п2 откуда î
n> (-„; — п1 = gp .n„ о î где
42.
20 то есть пg(Ypg nq q°
Значения 9 = 0,53 — 0,97, в среднем = 0,75. Из (11) следует, что при равенстве скоростей движения автотранспорта в тоннеле в обоих направлениях или, в общем случае, непревышении скорости автотранспорта, движущегося во встречном направлении, над скоростью движения автотранспорта в направлении, попутном ветровому потоку, проветривание тоннеля по его длине обеспечивается, если интенсивность движения встречного транспорта ниже интенсивности движения транспорта в попутном относительно ветрового потока направлении, умноженной на соответствующий поправочный коэффициент.
Таким образом, регулируя интенсивность движения автотранспорта в направлении, встречном для естественного ветрового потока (и даже при отсутствии последнего), можно управлять вентиляцией автодорожного тоннеля при двустороннем движении автотранспорта, не затрачивая допол50 нительных средств на установку, при3 131218
При V< = V Рэ = Рэ и, следователь2 Э Э ною вод и амортизацию вентиляторных установок.
Таким образом, в предлагаемом способе управление вентиляцией тоннеля с двусторонним движением сводится к управлению движением автотранспорта, что упрощает процесс и способствует повышению его эффективности.
Способ реализуется для тоннелей различной протяженности и не зависит от направления ветровых потоков и их скорости, не требует специальных вентиляторных установок.
Пример. При Осуществлении предлагаемого способа приводятся данные об управлении вентиляцией автодорожного тоннеля с двусторонним движением транспортных средств при различных значениях скорости ветра на входе в тоннель и скорости движения автомобилей (50 и 60 км/ч или 13,9 и 16,7 м/с), а также при различных значениях интенсивности движения транспорта в направлении, попутном естественному ветровому потоку °
По заданным значениям интенсивности и скорости движения автотранспорта в направлении, попутном ветру, определяют необходимую интенсивность движения автотранспорта во встречном направлении. Критерием контроля проветривания при этом является определение усредненной скорости воздушного потока на выходе из тоннеля и сравнение расчетных значений усредненной скорости с экспериментально замеренными при соблюдении условия V )Ч, Результаты расчетов и сравнительные данные приведены в таблице, откуда видно, что все значения V i V
М и расчетные и экспериментальные значения усредненных скоростей на выходе из тоннеля отличаются не более, чем на (+7,5) †(-3,7)Z. Это свидетельствует о применимости и высокой эффективности предлагаемого способа управления вентиляцией автодорожного тоннеля с двусторонним движением.
1312182 О » Ю <ч сп л л л л л
Ю 04 O O — O 04 сЧ
I 1 I
1 — — ь
Х л О О, 4
I {11 а - 0 О О И а л О с л л л л л ° ь л л л л ° ь
O М O O 04 O O С4 М
О ul О и 1 О 00 О О CO М {с1 и сС1 00 -0 О Ю СЛ И Л 0 О Л Л
° I л л л Ф »ь л л л л
О - М » О - М » О с 4
О
cd
О»
A/1 С» Оь C»I Оь Л О 1 -Ф
° I ° ь л ° ь л ° ь л л л
М О сЧ О О O О О» с 4 О
I 1
0 ь
° ь
М б 01 М И сГ ь 0 С О ь.о О б л л л л л Ф ° ь »I л л л Ф
О - с1 -»с О - {1»с О с 4 М бС»1 М М О О О М W O QO CO QO
-Ф CO С \ ьО u1 Ol 0 ь.О ьО 01 О л ° ь л л л л л л л л ° ь л
О - М б" О - с 1 0 О М
О
cd
I О»
1 л .О
° — <3 ь "0»4. 00 С 4 ьО ь — С 4 М! л л л л ь\ л л с 4 - ь — - »: с"1 М1 л ь.О
0 О
Е Е
0 л
М л л
0О сс ь М О О ьО СО М 0 ь О С4 -»с
° \ л л л л Ik ° ь »ь л л
»- » — » М С 4 С 4 {ь \ сь 1 «0 М!
I л л ьО
О ь,О М ьО 00 О С 4 W»- D 0 л л » л л »l л л л ° l
М с 1 с4 <Ч О И Л 0 сс г г
0 О
Е Е л 0 ь л л
1 " Г. I ь \ о с 1 О л 0 l О л О л л л л л л л » л л с 4 C»l с 4» сс ь» М М л ьО О 1
С»4 Ch л и Ъ
01 сь4 л л ссь О
С4 0 СЧ
° » л ° ь
Ю О с 4» {4
° ь л л
О с 4 л сь! й! с 4 л
Х
Х
О
I л л{ с
Оь Х Х
Х
О
О
Оь
О
Х
Х !
Х О
ОЕ
О {О О .0 Е
{{! О
Е»
Х Х
I О О
Е {{4
° ь Cd ь 0 Х
Х
О
Е» ь{!
l с{! {U ь4. Х л
cd
И ьо
{Г
{4
»ь
Ю
{с л ! О л И с! М
"г Ъ{с!
»
О л
II
5;1
О
01
М
Ю
Ю
ll г
0I
ЪЩ
O б
О л
О
ll
С4
3ьО
Ю л
Ю !! ьс!
0О
М
D !
1 с4
Ъ7 1312182 8
Ф о р м у л а и з о б р е"т е н и я естественного ветрового потока, встречные относительно ветрового по1. Способ управления вентиляцией тока транспортные средства направтранспортных тоннелей с двусторонним ляют в тоннель с интенсивностью двидвижением транспортных средств,вклю- женил меньшей, чем в направлении, почающий изменение скорости естествен- путном ветровому потоку, при скоросного воздушного потока в тоннеле дви- ти движения не выше скорости трансжущимися транспортными средствами с портных средств в попутном направлерегулируемой интенсивностью движения, нии. отличающийся тем, что, 10 2. Способ по и. 1,о т л и ч а юс целью обеспечения возможности эко- шийся тем, что, интенсивность номичного и эффективного проветрива- движения встречных относительно ветния тоннелей с двусторонним движением рового потока транспортных средств транспортных средств путем поддержа- не превышает 0,53-0,.95 интенсивния устойчивого эжекционно-поршнево- f$ ности движения транспортных средств
ro эффекта в направлении движения в попутном направлении.
Составитель Л. Серова
Редактор Е. Папп Техред М.Ходанич Корректор А.Зимокосов
Заказ 1943/28 Тираж 430 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 ,Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4