Шестеренный насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к насосостроению и позволяет повысить механический КПД. На нерабочей поверхности каждого торцового компенсатора (ТК) со стороны канала 7 всасывания выполнен разрез 19 и дополнительные пазы (П) 23 и 24. Длина разреза 19 ограничена П 12, глубина которого равна толщине ТК. При таком выполнении в зоне ТК, ограниченных,П 12,23 и 24 и разрезом 19, сила прижима ТК уравновешивается силой гидродинамического давления, что обеспечивает формирование клинового зазора. 2 ил. А-А (Л 2ii 7 Л 14 1В 20 X 22 ,19 гз п jL-L. / 17 15 Фиг.2
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) (11) (б)) 4 Р 04 С 2/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ю 20
Фм. 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTÈÉ (21) 4013257/25-06 (22) 15.01.86 ,(46) 23.05.87. Бюл. Ф 19 (71) Винницкий политехнический институт .(72) М.И. Рекрут, Д.Г. Авраменко и А.А. Немировский (53) 62 1.664(088.8) (56) Патент ClllA Н 3833319, кл. 418-132, 1974. (54) ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС (57) Изобретение относится к насосо- строению и позволяет повысить механический КПД. На нерабочей поверхности каждого торцового компенсатора (ТК) со стороны канала 7 всасывания выполнен разрез 19 и дополнительные пазы (П) 23 и 24. Длина разреза 19 ограничена П 12, глубина которого равна толщине ТК. При таком выполнении в зоне ТК, ограниченных,П 12,23 и 24 и разрезом 19, сила прижима ТК уравновешивается силой гидродинамического давления, что обеспечивает формирова ние клинового зазора. 2 ил.
1312?4
Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам.
Цель изобретения — повышение механического КПД. 5
На фиг. 1 представлен шестеренный насос, продольный разрез; на фиг.2 разрез А-А на фиг ° 1.
Шестеренный насос содержит корпус
1 и размещенные в цилиндрических рас- 10 точках 2 корпуса 1 шестерни 3 внешнего зацепления с цапфами 4, торцовые компенсаторы 5 с эластичными уплотнительными элементами 6 и каналы всасывания 7 и нагнетания 8, Рабочие бо- 15 ковые поверхности 9 тс>рцовых компенсаторов 5 сопряжены с торцовой поверхностью 10 шестерен 3, а на нерабочей поверхности 11 торцовых компенсаторов 5 со стороны канала 7 всасывания выполнены пазы 12, продольные оси которых параллельны центральной плоскости 13, проходящей через геометрические оси 14 и 15 вращения шестерен 3, а длина равна толщине пере25 мычки 16 между отверстиями 17 и 18 в торцовых компенсаторах 5 под цапфы
4 шестерен 3. При этом каждый торцовый компенсатор 5 выполнен в виде моноблока,на нерабочей поверхности 11 каждого из которых со стороны канала
7 всасывания выполнен разрез 19, лежащий в плоскости 20, проходящей через геометрические оси 21 и 22 каналов всасывания 7 и нагнетания 8 и до- 35 полнительные пазы 23 и 24. Длина разреза ограничена пазом 12, параллельным центральной плоскости 13, дополнительные пазы 23 и 24 соединяют отверстия 17 и 18 с каналом 7 всасыва- 40 ния, а паз 12, параллельный центральной плоскости t3 выполнен с глубиной, равной толщине торцового компенсатора 5.
Шестеренный насос работает следу- 45 ющим образом.
При вращении шестерен 3 рабочая жидкость поступает в канал всасывания, далее захватывается зубьями шес- 50 терен 3 и в межзубовых впадинах переносится в полость нагнетания и далее
9 2 вытесняется в канал 8 нагнетания. Одновременно под действием сил давления торцовые компенсаторы 5 прижимаются к торцовой поверхности 10 шестерен 3. В зонах торцовых компенсаторов
5, ограниченных пазом 12, дополнительными пазами 23 и 24 и разрезом
19, обладающих пониженной жесткостью, сила прижима торцовых компенсаторов
5 уравновешивается силой гидродинамического давления, что обеспечивает формирование клинового зазора и, следовательно, повышение механического
КПД.
Формула и з о б р е т е н и я
Шестеренный насос, содержащий корпус и размещенные в цилиндрических расточках корпуса шестерни внешнего зацепления с цапфами, торцовые компенсаторы с эластичными уплотнительными элементами и каналы всасывания и нагнетания, причем рабочие боковые поверхности торцовых компенсаторов сопряжены с торцовой поверхностью шестерен, а на нерабочей поверхности торцовых компенсаторов со стороны канала всасывания выполнены пазы, продольные оси которых параллельны центральной плоскости„ проходящей через геометрические оси вращения шестерен, а длина равна толщине перемычки между отверстиями в торцовых компенсаторах под цапфы шестерен, отличающийся тем, что, с целью повышения механического КПД, каждый торцовый компенсатор выполнен в виде моноблока, на нерабочей поверхности каждого торцового компенсатора со стороны канала всасывания выполнены разрез, лежащий в плоскости, проходящей через геометрические оси каналов всасывания и нагнетания, и дополнительные пазы, причем длина разреза ограничена пазом, параллельным центральной плоскости, дополнительные пазы соединяют отверстия под цапфы шестерен с каналом всасывания, а паз, параллельный центральной плоскости, выполнен с глубиной, равной толщине торцового компенсатора.
1312249
Составитель В. Шарыпов
Техред А.Кравчук Корректор С. Черни
Редактор Л. Лангазо
Заказ 1947/31 Тираж 575 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Пр изводственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектна тня 4