Ротор явнополюсной электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в снижении вентиляционных потерь . Ротор ЯВНОПОЛЮСНОЙ электрической машины содержит обод 3 с вентиляционными каналами 4, полюса 2 и закрепленные на ободе вентиляционные элементы. Одни из них - вентиляционные распорки 5, а другие выполнены в виде изогнутых лопаток. Благодаря тому , что по меньшей мере одни из вентиляционных элементов имеют профиль самолетного крыла с выпуклостью, обращенной в направлении вращения, обеспечивается снижение вентиляционных потерь. 4 ил. ™. S (Л оо

СООЗ СОВЕТСКИХ

СО).1ИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09) (И) 2

А1 (S1) 4 Н 02 К 1/32, 9/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3924403/24-07 (22) 09.07.85 (46) 23.05.87. Бюл. М 19 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.М. Кирова (72) С.А. Владимирский, А.А. Дукштау, Ю.М. Инюшин, В.П. Лошкарев, Г.Б.Пинский и И.Ф. Филиппов (53) 621.313.713(088.8) (56) Абрамов А.И. и др. Расчет и конструкция гидрогенераторов. M.: Высшая школа, 1964, рис. 1-64.

Авторское свидетельство СССР

У 155218, кл. Н 02 К 1/32, 1960. (54) РОТОР ЯВНОПОЛК)СНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в снижении вентиляционных потерь. Ротор явнополюсной электрической машины содержит обод 3 с вентиляционными каналами 4, полюса 2 и закрепленные на ободе вентиляционные элементы. Одни из них — вентиляционные распорки 5, а другие выполнены в виде изогнутых лопаток. Благодаря тому, что по меньшей мере одни из вентиляционных элементов имеют профиль самолетного крыла с выпуклостью, обращенной в направлении вращения, обеспечивается снижение вентиляционных потерь. 4 ил.

1 131268

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в роторах крупных явнополюсных электрических машин, например гидрогенераторов. 5

Целью изобретения является снижение вентиляционных потерь.

На фиг. 1 показан ротор явнополюсной электрической машины, поперечный разрез с вентиляционными распорками 10 в каналах обода; на фиг. 2 — то же, с вентиляционными распорками, выступающими в пространстве между полюсами; на фиг. 3 — то же, с вентиляционными элементами в виде лопаток; на фиг ° 4 - ротор, продольный разрез.

Ротор 1 снабжен полюсами 2 и шихтованным ободом 3 с вентиляционными каналами 4. В каналах 4 обода 3 уста— новлены направляющие распорки 5 для 20 снижения пара-çèòíbè завихрений вокруг шпилек 6 и вентиляционные распорки 7, имеющие профиль самолетного крыла, выпуклой стороной 8 расположенные в направлении вращения (направление вра щения показано стрелкой). Вентиляционные распорки 9 могут выступать в межполюсное пространство (фиг. 2).

Вентиляционные элементы с профилем самолетного крыла могут быть выполне- З0 ны в виде изогнутых лопаток 10, закрепленных по всей длине в пространстве между полюсами 2 в пазах 11 обода 3 посредством крепежных элементов 12 (фиг. 3 и 4). 35

При работе электрической машины обеспечение необходимого расхода воздуха через машину достигается в основном напорным действием каналов обода ротора и полюсов 2 с катушками. 40

Направляющие распорки 5 каналов обода ротора обеспечивают плавность прохода воздуха через обод 3 и снижение завихрений вокруг шпилек 6.

При вращении ротора вступает в 45 действие система самовентиляции, при которой ротор 1 является напорным

2 2 элементом. Поток воздуха, движущийся внутри ротора в радиальном направлении при обтекании вентиляционных элементов крылового профиля с выпуклостью, направленной в сторону вращения, оказывает на ротор давление также в сторону вращения.

Это давление равносильно соответствующему моменту вращения, согласному с моментом вращения привода. Таким образом, обеспечивается рекуперация части энергии на вал привода. Для ротора гидрогенератора, например, это. выражается в том, что для обеспечения того же самого режима работы потребуется несколько меньший расход воды через турбину, спаренную с гидрогенератором, у которого ротор снабжен крыловым профилем.

Технико-экономический эффект выражается в том, что затрачивается меньше воды на выработку того же количества электроэнергии, а сэкономленная вода позволяет выработать дополнительное количество энергии на ГЭС.

Таким образом, уменьшаются потери на вентиляцию, повышается КПД и возрастает генерируемая ГЭС энергия.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Ротор явнополюсной электрической машины, содержащий шихтованный, набранный из пакетов обод с радиальными каналами между пакетами, полюса, закрепленные на ободе, и вентиляционные ..элементы, одни из.которых установлены в каналах обода и выполнены в виде вентиляционных распорок, а другие выполнены в виде изогнутых лопаток, закрепленных на ободе между полюсами по всей их длине, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения вентиляционных потерь, по меньшей мере одни из указанных венти-, ляционных элементов имеют профиль самолетного крыла с выпуклостью, обращенной в направлении вращения.

1312682

52 фиг. 1 фиг.Ф

Составитель А. Воинов

Редактор И. Шулла Техред А.Кравчук Корректор С. Шекмар

Заказ 1977/53 Тира к 661 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Уигород, ул. Проектная, 4