Способ изготовления обмотки полого якоря электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к техноло гии изготовления электрических машин и может быть использовано в электроJ технической промышденности, например, для изготовления машин с полыми якорями . Целью изобретения является улучшение качества за счет увеличения точности геометрических размеров. Намотку обмотки ведут на колпачок 2 из изоляционного материала. На наружный диаметр якоря надевают другой такой же колпачок 6. Обмотку 5 устанавливают в формующую втулку 8, выполненную из материала с высоким температурным коэффициентом линейного расширения, например фторопласта, размещенную в металлическом корпусе 9. Металлический корпус устанавливают в термостат и выдерживают при 140-150°С. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) (11) 12 (51) 4 Н 02 К 15/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕ Г СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3918579/24-07 (22) 01.07.85 (46) 23.05.87. Бюл. ))- 19 (72) Л.А.Дебердевва, В.А.Прозоров, А.Г.Макарочкин, С.И.Варичев и Н.А.Сиренева (53) 621.318.44(088.8) (56) Патент Японии В 44-4442, кл. 55 А 01, 1969.
Патент Японии )1 48-40723, кл. 55 А Ol 1973. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТКИ ПОЛОГО ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ MAUlHHbl (57) Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности, например, для изготовления машин с полыми якорями. Целью изобретения является улучшение качества sa счет увеличения точности геометрических размеров. Намотку обмотки ведут на колпачок 2 иэ изоляционного материала. На наружный диаметр якоря надевают другой такой же колпачок 6. Обмотку 5 устанавливают в формующую втулку 8, выполненную из материала с высоким температурным коэффициентом линейного расширения, например фторопласта, размещенную в металлическом корпусе 9. Металлический корпус устанавливают в термостат и выдерживают при 140-150 С. l ил. кий корпус, выполненный из того же материала, что и намоточная оправка и вал, - Ст.45.
Затем всю сборку помещают в термостат и выдерживают в течение 5 ч при
140-150 С. Втулка иэ фторопласта
Ф-4Д уменьшается по внутреннему диаметру вследствие высокого ТКЛР (150 .1О 1/град) и невозможности расширения по наружному диаметру, так как заключена в металлический корпус с низкии ТКЛР (11,5 10 1/
/град). Синтетический материал под действием температуры размягчается, проникает в.. межвитковые зазоры и цементирует обмотку.
После полимериэации синтетического материала и охлаждения оснастки, якорь. свободно вынимают из формы .
Качество герметизации хорошее. Максимальная величина бияния якоря благодаря центрированию относительно вала составляет 0,05 ми. Толщина стенки уменьшается на 0,7 мм, что на
25% снижает толщину стенки якоря, изготовленного беэ применения предлагаемого способа, l
Использование предлагаемого способа способствует улучшению качества обмотки, эа счет увеличения точности ее геометрических размеров.
Формула и э о б р е т е н и я
Способ изготовления обмотки полого якоря электрической машины, включающий намотку обмотки, нанесение изоляционного материала на обмотку и одновременные нагревание и формование наружного диаметра якоря в формукццей втулке, размещенной в металлическом корпусе, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества обмотки эа счет увеличения точности геометрических размеров, намотку обмотки ведут на колпачок, выполненно из изоляционного иатериала, а перед размещением обмотки в формующую втулку на нее надевают другой колпачок иэ изоляционного материала, при этом формующая втулка выполнена иэ материала, температурный коэффициент линейного расширения которого больше, чем материала корпуса.
Тираж 661. Подписное
ВНИИПИ Заказ 1977/53
Ужгород, ул. Проектная, 4
Произв.-полигр. пр-тие, r.
1 1312690 2
Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности, например, для изготовления машин с полыми якорями.
Целью изобретения является улучшение качества обмотки эа счет увеличения точности геометрических размеров, На чертеже показана обмотка полого 10 якоря, установленная в фориующей втулке.
Способ осуществляется следующим образом.
На оправку 1, предварительно покрытую антиадгезионной смазкой, устанавливают колпачок 2 иэ синтетического изоляционного материала и коллектор 3, фиксированный на валу 4.
Затем производят намотку обмотки 5 и 20 наносят синтетический изоляционный материал 6. После чего намотанный якорь на оправке 1 фиксируют в основание 7. Затеи устанавливают фориующую втулку 8, выполненную из матерна- 2» ла с высокни температурным коэффициентом линейного расширения (ТКЛР), например из фторопласта, заключенную в корпус 9, выполненный иэ того же материала, что и вал 4, оправка 1, основание 7, и имеющий низкий ТКЛР.
Вал 4, оправка 1, основание 7 и корпус 9 центрированы относительно общей оси. Синтетический материал 6 может быть установлен в виде колпачка, нанесен в расплавленном или порошкообразном состоянии. Металлический корпус помешают в термостат и выдерживают в течение нескольких часов при
140-150 С. Изоляционный материал рас- 40 плавляется и цементирует обмотку, Пример. Изготавливают полый бескаркасный якорь с внутренним диаметром 23,4 мм и длиной 36 ми. Намоточную оправку покрывают антиадге- 45 зионной смазкой (5%-ный раствор СКТ в толуоле), затем одевают колпачок, выполненный из синтетического материала ЭНБС 16Э18460-1, и устанавливают вал с коллекторои. После намот- 50 ки и пайки выводов обмотку покрывают расплавом синтетического материала
ЭНБС16Э18460-1 и устанавливают в формующую втулку, выполненную из материала Ф-4Д, заключенную в иеталличес- 55