Шарнирный сферический подшипник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и используется для самоустановки осей и валов, а также в кинематических звеньях, совёршаю .щих качательное и вращательное движение . Целью изобретения является увеличение долговечности и несущей способности. Внутренняя поверхность наружного кольца вьтолнена бочкообразной С радиусом образующей дуги, равным радиусу сферы внутреннего кольца. Антифрикционный элемент выполнен на всех участках одинаковой толщины. Наружное кольцо вьтолнено из двух полуколец. Наличие зазора между наружной поверхностью внутреннего кольца и внутренней поверхностью антифрикционного элемента на центральном участке рабочих поверхностей позволяет при увеличении нагрузок ма териал антифрикционного элемента оттеснять в центральную часть зазора, что способствует увеличению несущей способности и долговечности подшипника. 3 ил. о (Л X) ел 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (5D4 F 16 С 23 04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3784210/31"27 (22) 25.08.84 (46) 30.05.87. Бюл. № 20 (71) Ростовский государственный университет им. М.А.Суслова (72) Г.П.Барчан, А.P.Äæàíàåâ, М.С.Крепс,В.П.Курбатов и А.Ф.Максюши н (53) 621. 822. 5 (088.8) (56) Патент США № 2665956,кл.308-72, 1954. (54) ШАРНИРНЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК (57) Изобретение относится к области машиностроения и используется для самоустановки осей и валов, а также в кинематических звеньях, совершающих качательное и вращательное движение. Целью изобретения является увеличение долговечности и несущей способности. Внутренняя поверхность наружного кольца выполнена бочкообразной С радиусом образующей дуги, равным радиусу сферы внутреннего кольца. Антифрикционный элемент выполнен на всех участках одинаковой толщины. Наружное кольцо выполнено из двух полуколец. Наличие зазора между наружной поверхностью внутреннего кольца и внутренней поверхностью антифрикционного элемента на центральном участке рабочих поверхностей позволяет при увеличении нагрузок материал антифрикционного элемента оттеснять в центральную часть зазора, что способствует увеличению несущей способности и долговечности подшипника. 3 ил.
1314158
Изобретение относится к машиностроению, в частности к шарнирным сферическим подшипникам скольжения, имеющим антифрикционный элемент и используемым для самоустановки осей 5 и валов, а также в кинематических звеньях, совершающих качательное и вращательное движение.
Цель изобретения — увеличение дол- 10 говечности и несущей способности сферического подшипника скольжения, работоспособного в тяжелонагруженных узлах трения при работе без смазки или с ограниченной подачей смазки.
На фиг. 1 показан подшипник, разрез; на фиг. 2 — схема образования внутренней поверхности наружного кольца подшипника; на фиг. 3 — подшипник, общий вид. 20
Подшипник содержит внутреннее кольцо 1, наружная поверхность которого в полнена радиусом К(из центра 25
О. Кольцо 1 контактирует по боковым кольцевым участкам с антифрикционным элементом 2, выполненным на всех участках одинаковой толщины и закрепленным на внутренней поверхности наружного кольца 3, выполненной бочкообразной с радиусом образующей дуги
R из центра 01, равным радиусу сферы внутреннего кольца.
Расстояние от оси подшипника до наиболее удаленной от оси точки внут- 35 ренней поверхности наружного кольца
3L равно
40 где R — радиус наружной поверхносt ти внутреннего кольца; ц „ — наибольший (в сечении плос. костью, проходящей через центр сферы R, и перпенди- 45 кулярной оси подшипника) зазор между внутренним кольцом 1 и элементом 2;
h — толщина антифрикционного элемента.
Наружное кольцо 3 выполнено из двух полуколец, соединенных по линии разлома (фиг.3).
В ненагруженном состоянии внутреннее кольцо 1 опирается на края антифрикционного элемента 2, закрепленного на внутренней поверхности наружных колец 3. Под нагрузкой материал антифрикционного элемента 2 деформируется, образуя неподвижную упруго деформируемую зону на периферии у торца подшипника, "запирая" таким образом основную массу материала антифрикционного элемента 2 в пространстве между металлическими поверхностями внутреннего кольца 1 и наружных полуколец 2. При дальнейшем увеличении нагрузки основная часть материала оттесняется в центр, заполняя менее нагруженную зону и обеспечивая равномерное прилегание антифрикционного элемента 2 к поверхности внутреннего кольца. 1 без пластического оттеснения его на периферию, как у подшипников известной конструкции.
При этом значительно увеличивается площадь поверхности колец, которая воспринимает нагрузку, действующую на подшипник и, как следствие, уменьшается удельная нагрузка в зоне фактического контакта. Подшипники выдерживают предельно допустимые расчетные нагрузки, а их долговечность при этих нагрузках при работе без смазки выше, чем у известных.
Формула изобретения
Шарнирный сферический подшипник, содержащий внутреннее и наружное кольца и антифрикционный элемент, закрепленный на внутренней поверхности наружного кольца, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повьппения долговечности и несущей способности, внутренняя поверхность наружного кольца выполнена бочкообразной с радиусом образующей дуги, равным радиусу сферы внутреннего кольца, центр которого смещен относительно оси подшипника, и расположен в плоскости симметрии, перпендикулярно оси, а антифрикционный элемент выполнен на всех участках одинаковой толщины, причем наружное кольцо выполнено из двух полуколец.
1314158
1314158
ЛЬ/ / сопЬиеНIЯ(ОМмщ)
Составитель Т.Хромова
Редактор Н.Киштулинец Техред М.Ходанич Корректор И.Шулла
Заказ 2198/40 Тираж 760 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4