Предохранительная муфта конструкции а.м.гущина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах с адаптивным управлением для передачи ограниченного по величине крутящего момента, Це лью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей. Муфта состоит из двух полумуфт (П) 1 и 2, сл г/ .f
СООЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН дбр 4 F 16 D 7/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA л
* /
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, 5
1D ф
17
К А ВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 3899292/31-27 (22) 22.05.85 (46) 07.06.87. Бюл. У 21 (71) Краматорский индустриапьный институт (72) А.М. Гущин (53) 621.825.5(088.8) (56) Поляков В.С. и др. Справочник по муфтам. — М.: Машиностроение, 1979, с. 256, рис. VII,9.
„„SU„„1315681 А 1 (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА КОНСТРУКЦИИ А. М. ГУЩИНА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах с адаптивным управлением для передачи ограниченного по величине крутящего момента. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей. Муфта состоит из двух полумуфт (П) 1 и 2, 1315681 поджатых одна к другой нажимным устройством в виде линейного электродвигателя 5. Обмотки электродвигателя соединены с источником питания через регулировочные элементы, а якорь связан с ведущей П 2. Датчик 18 линейных перемещений включен в цепь управления приводом машины. Неподвижный элемент датчика закреплен на корпусе электродвигателя, а подвижный — на его якоре. При перегрузке П 2 переме-щается вдоль оси вала совместно с
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи ограниченного по величине крутящего момента в машинах с адаптивным управлением.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей, На фиг. 1 представлена предохранительная муфта, общий вид; на фиг.2— разрез А-А на фиг. 1; на фиг, 3 — 10 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4— предохранительная муфта с рабочими элементами в виде кулачков, общий вид; на фиг. 5 — разрез В-В на фиг.4; на фиг. 6 — расчетная схема предохра- 15 нительной муфты; на фиг. 7 — схема действия сил на шарик; на фиг. 8— зависимость крутящего момента от силы тока якоря линейного электрического двигателя. 20
Предохранительная муфта содержит ведомую l и ведущую 2 полумуфты, связанные через элементы 3 сцепления (шарики), находящиеся в конусных гнездах полумуфт, которые сжимаются подвижным якорем 4 линейного двигателя 5 постоянного тока через упорный шарикоподшипник 6. Якорь 4 имеет обмотку 7, подключаемую через регулировочный элемент 8 к источнику 9 питания. Линейный двигатель 5 имеет обмотку 10 возбуждения, подключенную через регулировочный элемент 11 к отдельному источнику 12 питания.
Полумуфта 2 соединяется с приводом 13 ее вращения посредством вала 14, который установлен на шариковых подшипниках 15 в магнитопроводе 16 линейного двигателя 5. Вал 14 снабякорем, величина перемещения фиксируется датчиком и сигнал переде.ется в цепь управления приводом к автоматическому регулятору процесса, который восстанавливает номинальную величину передаваемого момента, например, путем уменьшения величины подачи инструмента в зону обработки. Величина усилия поджатия П изменяется регулировочными элементами 8 и 11. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
2 жен шпонкой 17 для передачи крутящего момента от привода 13 к полумуфте 2, причем полумуфта 2 имеет возможность осевого перемещения вдоль оси вала 14 под действием приложенных к ней сил.
Дпя фиксации перемещений полумуфты 2 предусмотрен датчик 18 (емкостной, индуктивный и т.д.) линейного перемещения, который через блок 19 управления соединен с каким-либо автоматическим регулятором исполнительного органа технологической машины (не показаны).
Подвижный элемент датчика 18 жестко закреплен на якоре 4, а неподвижный — на корпусе 20 линейного двигателя 5. Датчик 18 получает питание от отдельного источника 21.
Полумуфта 1 жестко насажена на выходной вал 22 °
Полумуфты 1 и 2 могут иметь различное конструктивное исполнение.
Так, на фиг. 4 представлена предохранительная муфта, в которой связь между полумуфтами осуществляется шариками.
Муфта работает следующим образом.
Включают источники 9, 12 и 21 питания и регулировочными элементами 8 и ll устанавливают ток необходимой величины в якорной обмотке 7 и обмотке 10 возбуждения. При прохождении электрического тока по обмотке 10 создается магнитный поток, при взаимодействии с которым тока якорной обмотки 7 на якорь 4 действует электродинамическая сила Р, определяемая по закону Ампера:
P=BI 1 sing
1315681 или
35 те причем
4О где Р—
Р
N = -- cosc(2
В получим тогда
55 где  — индукция магнитного поля в рабочем зазоре линейного двигателя;
I — - сила тока в якорной обмотке;
1 — длина якорной обмотки; 5 угол между В и I.
Направление силы P определяется правилом "левой руки" и выбирается таким, чтобы полумуфты 1 и 2 сжимали шарики 3 через упорный шарикоподшипник 6, что обеспечивает контакт между полумуфтами 1 и 2 и передачу крутящего момента от вала 14 к валу 22.
Величина крутящего момента, передаваемого муфтой, определяется из следующих соображений (фиг. 6).
Усилие прижима P якоря линейного двигателя через полумуфту 2 равномерно распределяется на все шарики, значит на каждый шарик будет действовать осевое усилие Р
P и где и — число шариков.
Рассмотрим расчетную схему (фиг.7) с одним шариком. Усилие Р разложим на две составляющие, приложенные в точках контакта шарика с полумуфтами. При приложении силы Р в точке контакта возникает нормальная сила
N, направленная к центру, которую можно разложить на две составляю щие: осевую, равную —, и тангенциальную Т, равную
Р
Т =---—
2 tg3
Т P
N здпЫ 2tgd.sink .
«45
Так как муфта передает момент крутящий М, то по линии центров шариков будет действовать окружное усилие F, образованное передаваемым моментом с плечом 1, равным
2 где D — диаметр окружности расположения центров шариков
1 D
Таким образом, чтобы муфта передавала определенный М кр без повышения его допустимого значения требуется, чтобы выпо.:снялось неравенство
F(2Т и
P P или F (--- n, F
tgg tgH
С учетом сил трения качения шариков в гнездах полумуфт угол Ы уменьшается на угол у (угол трения качения), тогда
Я а (ы-y)
Из условия равновесия подвижной полумуфты 2 усилие P прижима якоря 4 линейного двигателя должно быть
Р ) Fitg(d -q) P > — — — tg(g — Ч)
2М кр
Учитывая силу трения P ðp, появляющуюся при движении полумуфты 2 на валу 14 по шпонке 17, равную
2М кр
Р f
1 где М вЂ” передаваемый крутящий моКр мент;
d — диаметр вала;
f — коэффициент трения скольжения, можно записать
2М кр 2Мкр
Р— — -- tg (Ы -q) — — — †. f
D d или
2Mkp D
ftg(Q q ) f)
D d
Учитывая, что в предлагаемой муфР=В ° I-1 усилие, развиваемое якорем линейного двигателя; индукция в рабочем зазоре линейного двигателя постоянного тока; сила тока в якорной обмотке; длина якорной обмотки, 2M/ D
В I.1 = — -- jtg(ot-×) — — - f1
D d откуда
В I.1
М
kP р У
2 (t g (aL- p) — — . f )
d где М < — крутящий момент, передаваемый муфтой;
 — индукция в рабочем зазоре линейного электрического двигателя постоянного тока;
1315681
35
I — сила тока в якорной обмотке линейного двигателя постоянного тока;
1 — длина якорной обмотки линейного двигателя постоянного 5 тока;
D — диаметр окружности центров шариков; с! — Угол профиля гнезд под шарики;
10 угол трения качения шарика в гнезде;
d — диаметр посадочного места под подвижную полумуфту;
f — коэффициент трения скольже15 ния в месте сопряжения вала с подвижной нолумуфтой.
Таким образом, муфта передает мокрутящии WIlk, величину котоРого весьма просто регулировать силой тока в якорной обмотке линейного электрического двигателя.
В определенных случаях величина момента на валу 22 становится больше 25 того момента, который может передать муфта, при этом не выполняегся условие
2Мкр r
p --- — j tg(; -q) — — f 1
D " d и полумуфта 2 начинает перемещаться вдоль оси нала 14 совместно с якорем 4. Перемещение якоря 4 фиксируется датчиком 18 и сигнал с датчика передается к авгоматическому регулятору процесса (не показан), который восстанавливает номинальную величину передаваемого крутящего момента (например, для металлообразующего оборудования это может быть осуществлено за счет уменьшения величины подачи инструмента в зону обработки).
Полумуфта 2 возвращается под действием силы Р в исходное состояние.
Выполнение нажимного устройства 45 предохранительной муфты в виде якоря линейного электрического двигателя, снабженного датчиком линейньгх переме— шений якоря, обеспечивает не только плавное дистанционное регулирование предельного передаваемого крутящего .омента, но и возможность автоматического управления ходом работы .танка или технологической машины, то значительно расширяет эксплуата.ионные возможности традиционных, редохранительных муфт.
Предлагаемая предохранительная . Уфта может найти самое широкое npui:åнение в гибкопереналаживаемых техрологических машинах и роботах с адаптивным управлением.
Управление муфтой легко осуществить от 3ВМ или микропроцессорной техники, Формула изобретения
l. Предохранительная муфта, преимущественно для соединения валов привэда машины с адаптивным управлением, содержащая ведомую полумуфту, эак1в пленную на конце ведомого вала, и вецущую полумуфту, установленную на кснце ведущего вала с возможностью
<>севого перемещения, поджатую к ведомой полумуфте посредством нажимно:-о устройства и связанную с ней через элементы сцепления, о т л и ч ам щ а я с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, нажимное устройство выполнено з виде смонтированного на ведущем аралу через подшипники линейного элекродвигателя, обмотки которого соединены с источниками питания через ре.-Уляровочные элементы, а якорь связан с ведущей полумуфтой через нажимюй подшипник .
2. Муфта по п. 1, о т л и ч а юц а я с я тем, что она снабжена датчиком линейных перемещений, включенным н цепь управления приводом, неподвижный элемент датчика закреплен на корпусе линейного электродвигателя, а псдвижный — íà его якоре.
1315681
1315681
ТР Ри2. б
ГО О0 60,7 A
4Ъ2. д
Составитель Т. Орлова
Редактор С. Пекарь Техред Л.Олийнык Корректор С. Черни
Заказ 2334/36 Тираж 811 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4