Устройство для измерения расстояний от кромки лопасти рабочего колеса гидромашины до поверхности смежной лопасти

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам контроля размерных параметров рабочих колес гидромашин. Целью изо бретения является повьшение точности измерения за счет улучшения базиро вания прибора по криволинейньи поверхностям и облегчение эксплуатации устройства. Для измерения искомого параметра устройство закрепляют на базовой лопасти 13, обеспечивая его ориентацию в продольном направлении по образующей лопасти за счет ножевой опоры 4, а в поперечном - по кромке лопасти за счет ее взаимодействия с секторным вкладышем 5. Маятниковый рычаг 1 соединен со средством базирования карданным шарниром, состоящим из кольцевых канавок 9 и цапфы , что позволяет покачивать маятниковый рычаг с закрепленными на нем удлинителями 2 и микрометрической головкой 3. При покачивании маятникового рычага вывинчивают микрометрическую головку до тех пор, пока не наступит ее заклинивание м.ежду контролируемыми поверхностями. По шкалам микрометрической головки отмечают расстояние от кромки до поверхности смежной лопасти 14. 1 з.п. ф-лы. 3 ил. Ф«.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„17268 (51)4 G Of В 5/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3762864/25-28 (22) 02.07.84 (46) 15.06.87. Бюл. У 22 (72) Ф.И. Канашин и О.С. Бабанов (53) 531.717(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 236018, кл. С 01 В 5/22, 1967.

Авторское свидетельство СССР

9 112814, кл. G 01 В 5/20, 1957. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЙ ОТ КРОМКИ ЛОПАСТИ РАБОЧЕГО

КОЛЕСА ГИДРОМАШИНЫ ДО ПОВЕРХНОСТИ

СМЕЖНОЙ ЛОПАСТИ (57) Изобретение относится к измери- тельной технике, а именно к средствам контроля размерных параметров рабочих колес гидромашин. Целью изо бретения является повышение точности измерения за счет улучшения базирования прибора по криволинейньм поверхностям и облегчение эксплуатации устройства. Для измерения искомого параметра устройство закрепляют на базовой лопасти 13, обеспечивая его ориентацию в продольном направлении по образующей лопасти за счет ножевой опоры 4, а в поперечном — по кромке лопасти за счет ее взаимодействия с секторным вкладышем 5. Маят" никовый рычаг 1 соединен со средством базирования карданным шарниром, состоящим иэ кольцевых канавок 9 и цапфы, что позволяет покачивать маятниковый рычаг с закрепленными на нем удлинителями 2 и микрометрической головкой 3. При покачивании маятникового рычага вывинчивают микрометрическую головку до тех пор, пока не наступит ее заклинивание между контролируемыми поверхностями. По шкалам микрометрической головки отмечают расстояние от кромки до поверхности смежной лопасти 14. 1 э.п. ф-лы. 3 ил.

1317268 .2 ножевой опоры до тех пор, пока секам торный вкладыш не придет в контакт с. а- кромкой ° Это обеспечивает расположение поперечной оси карданного шарнира вдоль кромки лопасти и совмещение центра шарнира с одной из точек ее и- кромки. В этом положении прижимной е винт закрепляют окончательно, Измерение расстояния от кромки до

10 смежной лопасти 14 выполняют покачиванием маятникового рычага 1 с одновременным вывинчиванием микрометрической головки 3. При заклинивании рычага отмечают минимальное расстоя15 ние между кромкой одной лопасти и поверхностью смежной.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средств для контроля размерных параметров р бочих колес гидромашин.

Целью изобретения является повышение точности измерения за счет улучшения базирования прибора по кр волинейным поверхностям и облегчени эксплуатации устройства.

На фиг, 1 изображено устройство общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2.

Устройство содержит маятниковый рычаг 1 с набором удлинителей 2 и микрометрической головкой 3, .узел базирования, состоящий из двух взаимно перпендикулярных кромочных опор, первая из которых, продольная, выполнена в виде ножевой опоры 4, а вторая, поперечная — в виде секторного вкладыша 5 с углом при вершине сектора, несколько превышающим 180, группы звеньев 6 и 7 и прижимного винта 8. Узел базирования соединен с маятниковым рычагом карданным шарниром. Цапфы одной иэ осей выполнены в виде кольцевых канавок 9 на звене

6 узла базирования и кольцевых выступов 10 на промежуточном звене 11.Ýòî промежуточное звено скреплено с цапфой 12 второго карданного шарнира.

Для облегчения установки устройства на контролируемый объект эта цапфа размещена по одну сторону от центра 35 карданного шарнира.

Устройство работает следующим образом.

С помощью узла базирования, устройство присоединяют к базовой лопасти 40

13, для этого ножевую опору 4 располагают вдоль образующей лопасти, а секторную 5 — вдоль ее кромки и слегка закрепляют прижимной винт 8. Затем надвигают устройство на кромку вдоль 45

Формула изобретения

1. Устройство для измерения расстояний от кромки лопасти рабочего колеса гидромашины до поверхности смежной лопасти, содержащее узел базирования, маятниковый рычаг, связанный с узлом базирования карданным шарниром, и измеритель линейных размеров, размещенный на маятниковом рычаге, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения, узел базирования выполнен в виде двух взаимно перпендикулярных кромочных опор: продольной и поперечной, оси карцанного шарнира совмещены с рабочими кромками этих опор, продольная кромочная опора выполнена ножевой, а поперечная — в виде цилиндрического секторного вкладыша..

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью облегчения эксплуатации, цапфа карданного шарнира, совмещенная с кромкой продольной опоры, размещена по .одну сторону от точки пересечения осей карданного шарнира.

131 7268

Составитель В. Романов

Техред Л.Олийнык Корректор А Зимокосов

Редактор К. Волощук

Заказ 2411/35 Тир ах 677 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Унгород, ул. Проектная, 4