Устройство для защиты цепи следящего электропривода от токовых перегрузок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике , в час.тностй к релейной защите . Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем исключения срабатьшания от токовых перегрузок при переходных процессах в электроприводе и мгновенного срабатьтания от аварийных перегрузок. Это достигается тем, что в случае поломки приводного механизма потенциал на конденсаторе 18 достигает уровня срабатывания блока ЗАПРЕТ 10, который открывается и запирает транзистор 2, прекращая подачу тока в защищаемую цепь. При аварии в силовых элементах электропривода импульс тока превышает пусковой ток двигателя и за счет падения напряжения на резисторе 4 транзистор 3 отпирается полностью, стабилитрон 16 пробивается и срабатьшает блок 10, обеспечивая мгновенное выключение транзистора 2 . 1 ил. (Л + 72 О-752 «О /7 оI т. :лэ ел Ntib О

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1 17546 А 1 (51)4 H 02 Н 7/10, -7/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /ц ° / н лвтоесномч свидятельствм

3 ъ,. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЦЕПИ СЛЕ,ДЯЩЕГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ОТ ТОКОВЫХ . ПЕРЕГРУЗОК (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем исключения срабатывания от токовых

RH (21) 3938857/24-07 (22),07 .08.85 (46) 15.06.87. Бюл. ¹- 22 (72) Н.Н. Романьков и Л.С. Воднев (53) 621.316.925(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1043783, кл. Н 02 Н 7/08, 1983.

Авторское свидетельство. СССР № 886133, кл. Н 02 Н 7/10, 1981. перегрузок при переходных процессах в электроприводе и мгновенного срабатывания от аварийных перегрузок.

Это достигается тем, что в случае поломки приводного механизма потенциал на конденсаторе 18 достигает уровня срабатывания блока ЗАПРЕТ 10, который открывается и запирает транзистор 2, прекращая подачу тока в защищаемую цепь. При аварии в силовых элементах электропривода импульс тока превышает пусковой ток двигателя и за счет падения напряжения на резисторе 4 транзистор 3 отпирается полностью, стабилитрон 16 пробивает- ся и срабатывает блок 10, обеспечивая мгновенное выключение транзистора 2. 1 ил.

1317546 2

f0

f5

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты от аварийных токовых перегрузок электродвигателей и коммутируемых силовых каскадов цепей управления электроприводами.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства путем исключения срабатывания от токовых перегрузок при переходных процессах в электроприводе и мгновенного срабатывания от аварийных перегрузок.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.

Устройство для защиты цепи 1 следящего электропривода от токовых перегрузок содержит первый 2 и вто рой 3 транзисторы разного типа проводимости, первый резистор 4, включенный последовательно с защищаемой цепью 1, второй резистор 5, третий

6 и четвертый 7 резисторы, имеющие общую точку соединения с коллектором второго транзистора 3, пятый резистор 8, включенный между коллектором и базой первого транзистора 2, шестой резистор 9, пороговый ключевой блок 10, включенный между первым выводом 11 схемы электропривода и базой первого транзистора 2, коллектором подключенного к второму выводу

12 схемы электропривода, седьмой резистор 13, включенный между базами транзисторов 2 и 3, переменный восьмой резистор 14, включенный параллельно первому стабилитрону 15, подключенному катодом к второму выводу

12 схемы электропривода, а анодом через второй резистор 5 — к первому выводу 11 схемы электропривода, второй стабилитрон 16, включенный между управляющим электродом блока 10 и коллектором второго транзистора 3, диод 17 и конденсатор 18, имеющие общую точку, подключенную к выводу четвертого резистора 7, Устройство работает следующим образом.

Величина тока срабатывания защиты устанавливается переменным резистором 14, задающим потенциал эмиттера транзистора 3. При включении напряжения и токе нагрузки, не превышающем допустимой велич инь>, транзистор 2 за счет тока через резистор 8 открывается и входит в насыщение, тем самым обеспечивая нормальную

55 работу защищаемой цепи 1. В этом режиме падение напряжения на резисторе

4, которое прикладывается к базе транзистора 3 через резистор 9, меньше потенциала эмиттера, устанавливаемого резистором 14, транзистор 3 при этом закрыт, блок 10 заперт.

В момент пуска электродвигателя пусковой ток в несколько раз превышает номинальный. В этом случае падение напряжения на резисторе 4 превышает потенциал.эмиттера транзистора 3, последний открывается, Потенциал на эмиттере трайзистора

3 при пуске и в переходных процессах электродвигателя обеспечивает открывание транзистора 3, однако исключает переход его в состояние насыщЕния,, в связи с чем транзистор 3 находится в линейном режиме усиления.

Как только транзистор 3 откроется за счет, падения напряжения на резисторе 4, начинается заряд конденсатора 18 через резистор 7. Время заряда конденсатора 18 до уровня отпирания блока 10 выбирается таким, чтобы за это время двигатель вышел на нормальный режим работы, при этом ток через него снижается, транзистор 3 запирается и конденсатор

18 разряжается через резисторы 7 и 6.

Если двигатель не успевает выйти на нормальный режим работы за время заряда конденсатора 18 вследствие перегрузки или поломки приводного механизма, потенциал на конденсаторе 18 достигает уровня срабатывания блока 10, последний отпирается, база транзистора 2 замыкается на вывод 11, транзистор 2 запирается, прекращая подачу тока в защищаемую цепь. После устранения аварии запуск устройства осуществляется нажатием кнопки блока 10, который при этом запирается, транзистор 2 входит в режим насьпцения. Если возникает авария,в силовых элементах электропривода. например режим сквозных токов в мостовом реверсивном усилителе мощности или короткое замыкание в двигателе, то импульс тока превышает пусковой ток двигателя и за счет падения напряжения на резисторе 4 транзистор 3 открь>вается полностью, стабилитрон 16 пробивается и срабатывает блок 10, обеспечивая мгновенное выключение транзистора 2. Время

Составитель О ° Орлов

Техред М.Ходанич

Корректор М.Пожо

Редактор А.Огар

Заказ 2429/49

Тираж 618

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

3 13175 срабатывания защиты в этом случае минимально °

Резистор 13 в цепи базы транзистора 3 обеспечивает надежное отпирание последнего в момент отпирания блока 10, в результате чего достига.ется минимальное время срабатывания и повышается устойчивость.

Изобретение обеспечивает надежную защиту электродвигателей, а так- 10 же силовых цепей управления электропривода в аварийных режимах за счет исключения срабатывания защиты во время переходных процессов и мгновенного ее срабатывания при возник- 15 новении аварии в силовых цепях управления и в двигателе;

Формула изобретения

Устройство для защиты цепи следящего электропривода от токовых перегрузок, содержащее первый и второй транзисторы разного типа проводимости, шесть резисторов и пороговый 25 ключевой блок, при этом коллекторамиттерный переход первого транзистора, первый резистор и выводы защищаемой цепи включены последовательно между первым и вторым выводами 30 схемы электропривода, к первому из которых подсоединены первые выводы защищаемой цепи, силовой цепи порогового ключевого блока, второго и третьего резисторов, .причем второй вывод третьего резистора соединен с первым выводом четвертого, а первый вывод пятого резистора соединен с коллектором первого транзистора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, 40 с целью расширения функциональных

46 4 возможностей путем исключения срабатывания от токовых перегруэок при переходных процессах в электроприводе и мгновенного срабатывания от аварийных перегрузок, в него дополнительно введены .седьмой и переменный восьмой резисторы, два стабилитрона, диод и конденсатор, причем эмитттер первого транзистора соединен с первым выводом первого резистора, вторым выводом подсоединенного к второму выводу защищаемой цепи и к первому выводу шестого. резистора, второй вывод которого соединен с базой первого транзистора через седьмой резистор и с базой второго транзистора непосредственно, переменный восьмой резистор крайними выводами включен между коллектором первого транзистора и вторым выводом второго резистора, а подвижным средним выводом — с эмиттером второго транзистора, коллектором подключенного к первому выводу четвертого резистора, второй вывод которого через конденсатор соединен с первым выводом защищаемой цепи и черед диод, включенный согласно эмиттеру второго транзистора, с управляющим входом порогового ключевого блока, вторым выводом силовой цепи соединенного с базой первого транзистора и с вторым выводом пятого резистора, при этом первый стабилитрон включен между крайними выводами переменного восьмо-. го резистора согласно эмиттеру первого транзистора, а второй стабилитрон - между управляющим входом порогового ключевого блока и первым выводом четвертого резистора встречно эмиттеру второго транзистора.