Сцепное устройство сочлененного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Изобретение относится к области транспортных средств, в частности к тяговосцепным устройствам сочлененных транспортных средств. Цель - повышение надежности сцепки и расцепки. Уст-во содержит шарниры с вертикальной и горизонтальной осями. Шарнир с горизонтальной осью образован осью 7 и втулкой 9. Втулка 9 выполнена заодно с корпусом 19, внутри которого размещено захватное устройство. Корпус 19 в задней части выполнен с улавливателем 20, а в средней части - со сферическим углублением 23. В передней части корпуса 19 установлен подпружиненный клиновидный фр ксатор 25 с защелкой 24. Подпружиненное дышло прицепа имеет шаровой наконечник 17 и упорный конус 18. При сцепке наконечник 17 попадает в сферическое углубление 23, а упорный конус располагается в уловителе между упорами 21 и 22. Между ды1плом и втулкой 9 располагается распорный элемент 32, приводимый в действие гидроцилиндром 30 посредством рычага 31.4 ил. 29 2ff 2S 25Т7 19 Фиг.З s 10) СО 00 4 СО О 18 20 22
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК д1) 4 В 60 Р 1/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ! »3 J - 4 c ", »:..
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4003302/27-11 (22) 03.01.86 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (75) С. Н. Горб и Ю. Н. Лавриненко (53) 629.114.3 (088.8) 21 1820 22
24 26 25 rr !9
Фиг. У (56) Авторское свидетельство СССР № 1122524, кл. В 60 D 1/00, 1983. (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) 1. Изобретение относится к области транспортных средств, в частности к тяговосцепным устройствам сочлененных транспортных средств. Цель — повышение надежности сцепки и расцепки. Уст-во содержит шарниры с вертикальной и горизонтальной осями. Шарнир с горизонтальной осью об„„SU„„1318430 А 1 разован осью 7 и втулкой 9. Втулка 9 выполнена заодно с корпусом 19. внутри которого размещено захватное устройство.
Корпус 19 в задней части выполнен с улавливателем 20, а в средней части — со сферическим углублением 23. В передней части корпуса 19 установлен подпружиненный кпиновидный фг ксатор 25 с защелкой 24. Подпружиненное дышло прицепа имеет шаровой наконечник 17 и упорный конус 18. При сцепке наконечник 7 попадает в сферическое углубление 23, а упорный конус располагается в уловителе между упорами 21 и 22. Между дышлом и втулкой 9 располагается распорный элемент 32, приводимый в действие гидроцилиндром 30 посредством рычага 31. 4 пл.
1318430
40 с5
).
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к тягово-сцен ным устройствам сочлененных транспортных средств.
Цель изобретения -- повышение надежности сцепки и расценки.
На фиг. 1 изображено сочлененное транспортное средство со сцепным устройством; на фиг. 2 — сцепное устройство, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, разрсз; на фиг. 4 —
Сцепное устройство 1 соединяет раму тягача 2 с рамой 3 прицепа шарнирами с вертикальной и горизонтальной осями.
Шарнир с вертикальной осью образован жестко связанными с рамой 2 проушинами 4, соединительным пальцем 5 и проушина)<<и
6. Шарнир с горизонтальной осью образован осью 7, подшипниками 8 скольжения и втулкой 9, зякреплс«ной Ila о«и гайкой 10. Между проуп<инями н<арнира с вертикальной осью установлены опорныс шайбы 11. На рамс 2 установлены гидроцилиндры 12, связанныс с проушинами 4.
На раме 3 в проу<иинах 13 шарнирно установлено ды шло 14,:3» I pe i)ëåí цое посредствомством пальцев 15. Под дышлом имеется упругий элемент 16. В передней части дышла 14 установлен и<аровой наконечник
17, в средней части выполнен конус 18. 1!» втулке 9 уста<ювлен корпус 19, <3ыиолнгllный в виде улавливатсля и снабженный в задней части конусом 20 для взаимодействия с конусом 18 дыи<ла 14. В улавливателе имеются упоры 21 и 22, а на корпусе
19 — сферическое углублсни<3 23, вып< лненнос в виде раздвину-,blx полусфер, В передней части корпуса 19 неподвижно установлена защелка 24. Фиксатор 25 за<целки 2- 1 выполнен со скосом. Между фик«атором 25 и упором 26 устяновлсll» пружина 27 сж»вЂ” тия. Рычаг 28 управления яви<елкой 24 «таноьлен нижнеи частью между поверх<и)«тями упора 26 и хво«тоником 29 зящслки
24, средней частью шарнирно соединен со втулкой 9, а верхней -- с о и<им концом силового цилиндра 30. К другому концу цилиндра 30 присоединен П-образный рычаг 31, шарнирно закрепленный на втулке 9.
К второму концу рычага 31 «рикреплен ря«порный элемент 32, ьыполненный в вид« клина. Рычаг 28 поджат упругим элемаll том 33, установленным iia втулке 9.
Сцепное устройство работает сл дук)пшм образом.
Для сцепления тягача с прицепом <и )K силового цилиндра 30 часги klio I3hlä<3<-.гяк)т таким образом, ггобы расиорный э.н м«<г<
32 располагался над входом 13 за, ill)io часть корпуса 19. упругий элемент 33 при этом разжат, нижний конец рычага 28 с<)прикасается с упором 26 корпуса 19. Сl« l:— ному устройству 1 придается «яклон посредством выдвижения опорно-поворотного устройства тягача. Тягач подьезжяет к llpH<1< Ió
35 таким образом, чтобы шаровой наконечник дышла вошел в корпус 19. Шаровой наконечник воздействует на защелку 24, которая перемещается при этом влево и сжимает пружину 27. Затем шаровой наконечник 17 перемещается по наклонной поверхности фиксатора 25 до попадания в сферическое углубление 23, защелка под действием пружины 27 перемещается вправо и запирает шаровой наконечик 17 в сферическом углублении 23. При этом происходит предварительное автоматическое сцепление. Затем убирается опорно-поворотное колесо, при этом конус 18 самоустанавливается между упорами 21 и 22 в конусе 20. При этом происходит необходимая ориентация осей тягача и дышла прицепа.
Поворотом рычага 31 посредством выдвижсния штока силового цилиндра 30 устанавливают распор< ь<й =лемент 32 между корпусом 19 и дышлом 14. Происходит запира iиc конуса 18 в конусе 20 между упорами 2! и 22. Процесс сцепления закончен.
Для расцспления тягача с прицепом втягиванием цггока силового цилиндра 30 распорный элемент 32 выводится из своего положения и устанавливается у корпуса 19.
Рычаг 28 отводит защелку 24. Затем опускается опорно-поворотное колесо. Сцепному устройству придается наклон, необходимый д, .я выхода шарового наконечника 17 из сферического углубления. Тягач отъезжает от прицепа, дышло 14 выходит из корпуса 19.
Процесс расцеиления закончен. Частичным выдвижением штока силового цилиндра 30 д<) разжатия упругого элемента 33 сцепному устройству 1 придается исходное положение.
<1)орз<ула изобретения
Сцепное,стройство сочлененного транс«ортного средства, содержащее шарнир с всртикалы<ой осью, связанный с рамой тягача, и шарнир « горизонтальной осью, «а которой установлен с возможностью поворота связанный через захватное устройство с рамой прицепа корпус, на котором закреплены рычаги, одними концами связанные с цилиндром управления, отличаюu eecÿ те;i, что, с целью повышения наде)кности сцепки и расце«ки, рама прицепа снабжена подпружиненным дышлом, на ко f
3 пор«ый конус с возможностью взаимодействия с захватным устройством, выпол;.«иным в задней части с улавливателем, в средней части -- со сферическим глублением и содержащим подпружиненный клиновидный фиксатор шарового накои< чника ды ила с зя)целкой, взаимодей«)яующей с другим концом одного из рыш: ов, между дышлом и втулкой располож< н ряспорный элемент, соединенный с вторым концом другого рычага, а улавливатель выполнен с упорами.
1б
Фиг.1
Фиг.2
Составитель Г. Гандыбин
Редактор Н. Лазаренко Техред И. Верес Корректор М. Шароши
Заказ 2462/13 Тираж 598 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4