Мотор-колесо транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для привода ведущих колес мобильных строительных и дорожных машин. Цель изобретения - повышение проходимости транспортного средства, оснаш,енного мотор-колесами , за счет уменьшения габаритных размеров мотор-колеса, ограничивающих проходимость. Ведущая щестерня 11 многопоточной зубчатой передачи, размещенной внутри вращающейся ступицы 3 колеса и представляющей собой вторую ступень редуктора мотор-колеса, расположена выше оси вращения мотор-колеса и ниже линии, проходящей через оси вращения промежуточных зубчатых колес многопоточной передачи 12, и установлена на одном общем валу 15 с ведомым зубчатым колесом 10 цилиндрической зубчатой передачи, расположенной также внутри ступицы 3 и представляющей собой первую ступень редуктора моторколеса, а вал 15 имеет одну щарнирную опору, расположенную между колесами 10 и 11 и установленную на неподвижной оси 6. 3 ил. (Л о:) оо 4;: ОО со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 В 60 К 7 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4005230/31-11 (22) 08.01.86 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (71) Московский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева (72) А. В. Добровольский и А. С. Шамонин (53) 629.113 (088.8) (56) Патент США № 2039513, кл. 180 — 65, ! 936. (54) МОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для привода ведущих колес мобильных строительных и дорожных машин.

Цель изобретения — повышение проходимости транспортного средства, оснащенного мо„„SU„„1318433 А 1 тор-колесами, за счет уменьшения габаритных размеров мотор-колеса, ограничивающих проходимость. Ведущая шестерня 11 многопоточной зубчатой передачи, размещенной внутри вращающейся ступицы 3 колеса и представляющей собой вторую ступень редуктора мотор-колеса, расположена выше оси вращения мотор-колеса и ниже линии, проходящей через оси вращения промежуточных зубчатых колес м ногопоточной передачи 12, и установлена на одном общем валу

15 с ведомым зубчатым колесом 10 цилиндрической зубчатой передачи, расположенной также внутри ступицы 3 и представляющей собой первую ступень редуктора моторколеса, а вал 15 имеет одну шарнирную опору, расположенную между колесами 10 и 11 и установленную на неподвижной оси 6. 3 ил. ®

13)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для привода ведущих колес мобильных строительных и дорожных машин.

Цель изобретения — повышение проходимости транспортного средства.

На фиг. 1 — мотор-колесо транспортного средства, поперечный разрез; на фиг. 2 —— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема действия сил, возникающих в зубчатых зацеплениях привода мотор-колеса.

Мотор-колесо транспортного средства (фиг. 1) содержит неподвижный корпус 1, приводной двигатель 2, ступицу 3 колеса, подшипниковые опоры 4 и 5, неподвижные оси 6 — 8, зубчатые колеса 9 — )3, валы 14 и 15 тормозной барабан 16, тормозные колодки 17, гидротолкатель 18, На неподвижном корпусе 1 мотор-колеса выше оси вращения колеса установлен приводной двигатель 2 с выходным валом 14.

Ведущее колесо 9 установлено на валу 14 и входит в зацепление с ведомым зубчатым колесом 10, образуя цилиндрическую зубчатую передачу первой ступени привода, а ведущее колесо 11, промежуточные зубчатые колеса 12 и ведомое зубчатое колесо 13 с внутренними зубьями образуют двухпоточную зубчатую передачу второй ступени привода. Зубчатые колеса 10 и 11 установлены на общем полом валу 15, который установлен на неподвижной оси 6 при помощи сферической подшипниковой опоры 5. Два промежуточных зубчатых колеса 12 установлены на неподвижных осях 8 и входят в зацепление с одной стороны с колесом 11, а с другой стороны с зубчатым колесом !3, которое соединено со ступицей 3 колеса. Ступица. колеса 3 установлена на неподвижной оси 7 при помощи подшипниковых опор 4. Неподвижные оси 6 — 8 закреплены на корпусе l.

Тормоз мотор-колеса состоит из двух тормозных устройств, установленных в тормозных барабанах 16, соединенных с промежуточными зубчатыми колесами 12, а тормозные колодки 17 размещены в тормозных барабанах !6 и связаны с гидротолкателем 18, закрепленным на корпусе l.

Блок зубчатых колес 10 и 11, соединенных общим валом 15, установлен на неподвижной оси 6 при помощи сферического подшипника 5 таким образом, что вал !

5 имеет одну точку опоры, расположенную между зубчатыми колесами 10 и 11 на расстоянии Ei от линии действия сил зацепления в зубчатом колесе 11 и на расстоянии

1 от линии действия сил зацепления в зубчатом колесе 10, причем

8433

2 где Rio u Км — — вертикальные составляющие сил зацепления, действующих на зубчатые колеса 10 и 11 соответственно.

Мотор-колесо транспортного средства работает следующим образом.

От вала 14 приводного двигателя 2 вращение через шестерню передается на зубчатые колеса 10 и 11, установленные на общем валу 15, а от зубчатого колеса 11 на промежуточные зубчатые колеса 12, которые в свою очередь через зубчатое колесо 13 внутреннего зацепления передак>т крутящий момент на ступицу 3 колеса, установленную на подшипниковых опорах 4 на неподвижной оси 7.

При наличии кинематической погрешности зубьев колес равенство моментов сил R«.4 и Rio 5 нарушается, что вызывает соответствующее изменение положения вала 15, самоустанавливающегося под действием сил

20 зацепления в зубчатых колесах 10 и 11, и приводит к последующему выравниванию нагрузки на зубчатых колесах двухпогочной передачи.

Остановка мотор-колеса производится посредством двух тормозных устройств, гидротолкатели 18 которых, воздействуя на тормозные колодки 17, останавливают тормозные барабаны 16, связанные с промежуточными колесами 12, что приводит к остановке мотор-колеса в целом.

Балансирная подвеска вала 15 обеспечивает равномерное нагружение зубчаты» колес двухпоточной передачи в случае неравенства тормозных моментов на тормозны» барабанах !6.

Формула изоорегения

Мотор-колесо транспортного средства, содержащее неподвижный корпус, на котором закреплен двигатель, установленный выше оси вращения мотор-колеса, тормоз. в виде тормозного устройства и тормозного бара40 бана, цилиндрическую зубчатую передачу, ведущая шестерня которой установлена на валу двигателя, а ведомая кинематически связана со ступицей мотор-колеса, огличаюи1ееся тем, что, с целью повышения проходимости транспортного средства, оно снаб45 жено установленной в корпусе выше оси вращения мотор-колеса планетарной передачей, коронная шестерня которой закреплена на ступице, промежуточные шестерни установлены на закрепленных в корпусе осях, а солнечная шесгерня выполнена с ведомой шестерней цилиндрической передачи в едином блоке, установленном относительно корпуса шарнирно, при этом по крайней мере одна из промежуточных шестерен выполнена заодно с тормозным барабаном, внутри которого на оси промежуточной шестерни установлено тормозное устройство.

1318433

А — A фиг. 2 Риг, Я

Составитель С. Белоусько

Редактор Н. Лазаренко Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Заказ 2462/! 3 Тираж 598 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. 11росктная. 4