Коробка передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к коробкам передач, и может найти применение в обшем, транспортном машиностроении, подъемно-транспортном оборудовании, испытательной технике . Цель изобретения - повышение надежности в работе. Коробка передач оснашена двигателем 18, например электрическим , кинематически связанным с ведуш,им валом, а ведуш,ий вал состоит по крайней мере из двух частей 2 и 3, кинематически связанных между собой посредством пары винт-гайка. Автоматическое переключение передач позволяет упростить процесс управления механизмами и агрегатами, что позволяет, в свою очередь, повысить производительность труда и рационально использовать передаваемую энергию. 2 з.п.ф-лы, 2 ил. оо оо 4 СО с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 В 60 К 17 06 l4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3938010/31-11 (22) 29.07.85 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (71) Белорусский политехнический институт (72) М. С. Теленченко и В. В. Теленченко (53) 629.113 (088.8) (56) Горбуйов П. П. и др. Гидромеханические трансмиссии тракторов.— М.: 1966, Машиностроение, с. 169, рис. 76. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, и может найти применение в общем, транспортном машиностроении, подъемно-транс„„SU„„„, 1318436 А1 портном оборудовании, испытательной технике. Цель изобретения — повышение надежности в работе. Коробка передач оснащена двигателем 18, например электрическим, кинематически связанным с ведущим валом, а ведущий вал состоит по крайней мере из двух частей 2 и 3, кинематически связанных между собой посредством пары винт — гайка. Автоматическое переключение передач позволяет упростить процесс управления механизмами и агрегатами, что позволяет, в свою очередь, повысить производительность труда и рационально использовать передаваемую энергию. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

1318436

3 )

Изобретение относится, к машиностроению, в частности к коробкам передач, и может найти применение в общем, транспортном машиностроении и т. д.

Цель изобретения — повышение надежности работы.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема двухступенчатой коробки передач; на фиг. 2 — схема трехступенчатой коробки передач.

Коробка передач содержит корпус 1, внутри которого смонтированы состоящий из двух частей 2 и 3 ведущий вал и ведомый вал 4.

На части 2 ведущего вала имеется обгонная муфта 5, ведомая часть которой посредством зубчатого колеса 6 соединена с зубчатым колесом 7 ведомого вала 4. Зубчатое колесо 7 жестко соединено с валом 4.

На части 2 ведущего вала смонтировано зубчатое колесо 8 с возможностью его свободного проворота относительно вала.

Зубчатое колесо 8 находится в постoaflном зацеплении с зубчатым колесом 9, которое соединено с ведомой частью обгонной муфты !О ведомого вала 4.

На ведугцем валу имеется фрикционная муфта, ведущая часть 11 которой соединена с зубчатым колесом 8, а ее ведомая часть

12 — с втулкой 3. Г1оследняя соединена с частью 3 ведущего вала, например, с помощью шлицевого соединения и имеет возможность перемещения в осевом направлении относительно вала. Втулка 13 на свободHQM конце имеет внутренние винтовь;с канавки, а конец части 2 ведугцего вала, сопрягаемый с втулкой 13, имеет наружные винтовые канавки, т. е, нарезан»гые части втулки 13 и части 2 велуще<о вялfi образуют пару винт-- гайка. I!ружина 14 сжатия, размещенная между упорным ф.ганцем 15 и втулкой 13, обеспечивает 1»остоя<»ный контакт втулки 13 и части 2 ведугцего вала. При этом, когда втулка 13 и часть 2 ведущего вала касаются тoplffii«f друг. Друга (не происходит взаимного свинчивания), между дисками ведущей 11 и ведомой !2 частей фрикционной муфты имеется зазор (муфта находится в выключен<юм состоянии).

Часть 3 ведущего вала посредством о<>гонной 16 и соединительной !7 муфт < вязана с двигателем 18, наг»ример электри геки м.

Коробка передач (фиг. 1) имеет две ступени. 1-я ступень образована зубчатыми колесами 6 и 7, а 2-я стуггень — зубчатыми колесами 8 и 9. Передаточное отношение 1-й передачи (ступени) ниже передаточного отношения 2-й передачи (ступе»»и) .

Коробка передач работает следующим образом.

Перед включением тягового двигателя (не показан), крутящий момент от которого подводится к входной части 2 ведущего ва,f«, включается в работу двигатель 18, который развивает постоянные заранее заданные обороты. При его работе начинает вращаться часть 3 веду щего вала с втулкой 13 и ведомой частьн) 12 фрикционной муфты. Обгонная муфта работаег в этом случае в режиме заклинивания. Учитывая, что часть 2 ведущего вала находится в состоянии покоя, не происходит ввинчивание резьбовой части вала в резьбову ю часть втулки 13, а поэтому фрикционная муфта находится в выключенном состоянии.

После включения двигателя 18 в работу включается тяговый двигатель. При передаче крутящего момента от тягового двигателя на входную час ь 2 ведущего вала могут наблн)даться два случая: оборотьг части 2 ведущего вала ниже оборотов части 3 ведущего (гала и выlll(. Их.

В первом случас»ц средством обгонной муфты 5, зубчатой г(ары 6 и 7 крутящий момент »гере;сас» с 1» ведомому валу 4.

Обгонная муфта 5 рабогает в режиме заклинивания, ы обгонная муфта 10 в режиме оогона, так как они имеют разное направ. ение заклинивания. Учитывая это, а также принимая во внимание, что зубчатое колесо 8 свооодно смонтировано на валу и не г»роисходит вз IHMHol, свинчивания резьбовых частей пары винт- гайка ввиду превыill(fiH f1 cKopoc, и Вра щс. <»Ня ff»cTH 3 над cvoростыо вращения части 2 ведущего вала, ведупгая часть 11 фрикпионной муфты и зубгатые колеса 8 и 9, сохраняя на первом реж»»ме состояние относите.(ьного покоя, i»p

lIpHfIIfM3foT участия Ii II< p H÷c крутящего нп мента.

IIpH рыбоге на вто ") режиме, ког,.а обороты части 2 веду:11(I 0 валы превышают ()сборотг.г час»и 3 вс.», щс.г<(вала, резьбовая часть втулки !3 на Ifl:.(ые» чавинчиваться на резьбовую часть 2 IIH,I;., ы сама втулка, ПЕРРМЕЩЫЯСЬ В 0(ÑI (!М »If l »()ЫВ,ICHHH, ОДНО;»ременно сжимает диски всдущси 11 и ведомой 12 частей фрин.(и<:If(i;iif муфты. Таким

Образом, »»рог»сход<»т в:,I Ill с фрикцион:юй муфты, и зубч;и(;е к„;»есо S оказывается связан»»ггм с ва,:(ом 2 и начинает

»(ередывать крутя»гсий <гоме»гг ны зубчатое ко.»есо 9.

Учитывая, чго обороты зубчатого колеса 9 с"г

16 в режиме обго(»а. Таким образом, на втором режиме начинает работать вторая

< туflcfff> передачи, обры Iol»fil:ная зубчыть<ми колесами 8 и 9.

При падении чисел оборотов части 2 ведущего валы муфты 16 начинает работать в режиме заклиниванич и резьбовая часть втулки !3 начинает свинчиваться с резьбовой части 2 вала. Происходит разрыв f

Формула изобретения

Составитель С. beëî> ñüк;

Редактор H. Лазаренко Техреа И. Верее ° !(>Заказ 2464/14 Тираж 598

ВНИИИИ !ос>дарственного комитета (.(.(.Р по лс.>ам пзопрe«., : отбавь>ти!! ! 13035, Москва. Ж вЂ” -35, Рау>некии и;>о, .l. -1 >

Производственно-полиграфическое прелприитие, г. Мж><>ро.>, i. I!1>. -, и.

М щего вала, и в работу опять вступает

1-я ступень.

В трехступенчатой коробке передач (фиг. 2) ведущий вал состоит из трех частей 2, 3 и 19. Двигатель 18 кинематически связан с частями 3 и 19 ведущего вала посредством обгонных муфт 6 и 20, а также зубчатых пар 21, 22 и 23, 24. Передаточное отношение зубчатой пары 21 и 22 ниже передаточного отношения зубчатой пары 23 и 24.

1-я ступень образована зубчатыми колесами 6 и 7, 2-я ступень — зубчатыми колесами 8 и 9 и 3-я ступень — зубчатыми колесами 25 и 26. Зубчатое колесо 26 соединено с ведомой частью обгонной муфты 27.

Передаточное отношение 2-й ступени ниже передаточного отношения 3-й ступени, а передаточное отношение 1-й ступени ниже передаточного отношения 2-й ступени.

Принцип работы коробки передач по фиг. 2 аналогичен работе коробки передач по фиг. 1.

При работе 1-й ступени фрикционные муфты находятся в выключенном состоянии, обгонные муфты 10 и 27 — в режиме обгона, обгонные муфты 16 и 20 — в режиме заклинивания.

При работе 2-й ступени фрикционная муфта, соединяющая части 2 и 3 ведущего вала, находится во включенном состоянии, фрикционная муфта, соединяющая части 3 и 19 ведущего вала, — в разжатом состоянии, обгонные муфты 10 и 20 — в заклиненном положении, обгонные муфты 27, 16 и

5 — в режиме обгона.

При работе 3-й ступени фрикционная муфта, соединяющая части 2 и 3 ведущего вала, находится в разжатом состоянии, фрикционная муфта, соединяющая части 3 и 19 ведущего вала, — в сжатом состоянии, обгонная муфта 27 — в заклиненном положении, обгонные муфты 5, 10, 16 и 20 — в режиме обгона.

Переход с высших ступеней на низшие происходит аналогично переходу в коробке передач на фиг. .!

О

1. Коробка передач, содержащая параллельно установленные входной и выходной валы, по крайней мере две зубчатые передачи постоянного зацепления, ведущая шестерня первой из которых связана с вход15 ным валом, а ведомая жестко связана с выходным валом, одна из шестерен второго ряда связана со своим валом также через обгонную муфту, а также устройство включения обгонных муфт передач, кроме первой, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы. ведугцая шестерня второй передачи установлена на входном валу свободно, а ведомая связана с выходным через упомянутую обгонную муфту, при этом указанное устройство включения представляет собой осевую муфту, одни элементы которых связаны с ведущей шестерней второй передачи. а ведомые — с установленной с осевой подвижностью на соосном входном дополнительном валу втулкой через дополнительную обгонную муфту, связанную с

30 дополнительным приводом, причем втулка связана с входным валом винтовой пс редачей.

2. Коробка передач lio и. 1, «тличпющаяея тем, что муфта выпол,cll;l фракционной.

3. Коробка переда по llll. и 2, огли35 ча>ощаяея тем, чтс; установленпьц с осевой подвижностью элемс ll l ы муфты (!одпружинеHbl ОтНОСИтСГ!ЬНО ДОПОС!1:Итсг!. НОГО ВаЛа.