Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для уменьшения потерь мощности устройств мигающей светосигнальной аппаратуры с защитой от перегрузок. Цель изобретения - повышение экономичности. Устройство содержит дискриминатор 1 уровня с S-образной входной вольт-айперной характеристикой , .усилитель 9 мощности, к выходу которого через переключатель 15 подключены сигнальные лампы 14. За счет введения в цепь питания усилителя 9 токового реле 20, замыкающий контакт 20.1 которого включен в управляющую цепь дополнитель ного усилителя 21 мощности, подключенного параллельно усилителю 9, снижается мощность , рассеиваемая выходным транзистором 11 усилителя 9 в режиме малых токов, так как при этом усилитель 21 не функционирует . При этом сохраняется защита от перегрузок всех выходных цепей. 1 ил. 20 f 10 сл 00 СП со 14)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 1318453 A 2 (51)4 В60 1 38

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 874415 (21) 4026792/40-11 (22) 24.02.86 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (72) В. М, Ардашев и В. Г. Мезрин (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 874415, кл. В 60 (,) 1/38, 1979. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕРЫВИСТОЙ РАБОТОЙ СИГНАЛЬНЫХ

ЛАМП ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для уменьшения потерь мощности устройств мигаюшей светосигнальной аппаратуры с зашитой от перегрузок. Цель изобретения — повышение экономичности.

Устройство содержит дискриминатор 1 уровня с S-образной входной вольт-амперной характеристикой,.усилитель 9 мощности, к выходу которого через переключатель 15 подключены сигнальные лампы 14. 3а счет введения в цепь питания усилителя 9 токового реле 20, замыкаюший контакт 20.1 которого включен в управляющую цепь дополнитель ного усилителя 21 мощности, подкпюченного параллельно усилителю 9, снижается мошность, рассеиваемая выходным транзистором

11 усилителя 9 в режиме малых токов, так как при этом усилитель 21 не функционирует. При этом сохраняется зашита от перегрузок всех выходных цепей. 1 ил.

1318453

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, может быть использовано для уменьшения потери могцности устройств управления мигающей светосигнальной аппаратуры транспортного средства с зашитой от перегрузки, в частности указателей поворота, и является усовершенствованием известного устройства по авт. св. Хе 874415.

Цель изобретения — повышение эконом ич ности.

На чертеже приведена электрическая схема устройства.

Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства содержит дискриминатор уровня с

S-образной входной вольт-амперной характеристикой и с совмещенными входной и выходной цепями, выполненный HB транзисторах 2 и 3, зарядном резисторе 4, секционном делителе напряжения на резисторах 5 и

6, обеспечивающем уровень срабатывания дискриминатора 1, и режимном резисторе 7.

Последовательно с дискриминатором 1 через времязадающий конденсатор 8 подключеH усилитель 9 мощности, выполненный на тразисторах 10 и 11 с разрядным резистором !2 и резистором 13 в цепи управления выходным транзистором l. К выходу усилителя 9 подключены сигнальные лампы 14 через переключатель 15. НелинейНВН отрицательная обратная связь дискриминатора 1 с усилителем 9 выполнена на транзисторе 16 и резисторе 17. Через дополнительный переключатель 18 может подключаться контрольная лампа 19, предназначенная, например, для мига1огцей световой сигнализации рабочего положения стояночного тормоза транспортного средства.

Устройство также снабжено токовыми реле 20 с замыкающим контактом 20.1, включенным в цепь питания усилителя 9, и дополнительным усилителем мощности 21, включенным параллельно усилителю 9. В цепь управления усилителя 21 вк.цо,ен замыкаюгций контакт 20 1 реле 20. В цепи управления усилителем 21 включеH также TQKool ничивающий резистор 22, а усилитель 2! зашунтирован резистором 23.

Устройство работает следуюгцим образом.

При подключении напряжения питания при выключенном положении переключателя

15 выходной транзистор 11 усилителя 9 мощности закрыт. Транзистор 16 открыт током, протекающим от источника питания черр3 резисторы 23, 17 и 4, «то предотврагцает заряд конденсатора 8 и исключает автоколебательный режим устройства с отключенной нагрузкой.

При подключении к устройству четырех сигнальных ламп 14 переключателем 15 резисторы 23 и 17 подключаютси к источнику питания через нити сигнальных ламп 14, на которых практически не создается падения напряжения от протекаюшего тока че5

10 !

3S

55 рез резистор 23 (сопротивление резистора 23 несоизмеримо велико в сравнении с сопротивлением нитей накаливания ламп). Переход база-эмиттер транзистора 16 смещается в обратном направлении, что обеспечивает закрытое его состояние, а конденсатор 8 начинает заряжаться через резистор 4 и переход эмиттер-база транзистора 10, обеспечивая первую бестоковую паузу. При достижении на обкладках конденсатора величины напряжения срабатывания дискриминатора 1 последний переходит в устойчивое состояние. При этом напряжение на входной (выходной) цепи скачком уменьшается от величины напряжения на обкладках конденсатора 8 до незначительного остаточного напряжения, определяемого внутренним сопротивлением выходной (входной) цепи проводягцего устойчивого состояния дискримина1.

Заряженный конденсатор 8 переносит этот скачок напряжения на входную цепь усилителя 9 мощности и начинает перезаряжаться по цепи входная (выходная) цепь дискриминатора — резистор 12. Усилитель

9 мощности переходи- в неустойчивое состояние, и при этом обеспечивается протекание тока через реле 20 и выходной транзистор 1 на сигнальные лампы 4, что приводит к срабатыванию реле 20, а через усилитель 21 начинает протекать часть тока, потребляемого сигнальными лампами (усилитель 21 открываеT: я током, протекающим по цепи: переход эмиттср-база усилителя 21, замкнувшийся контакт 20.1, резистор 22). В этом случае могцносп потерь на резисторах 13 и 22 в цепи управления выходным транзистором 11 и усилителем 21 составляет максимальную величину.

Величины токов в каждой из коллекTopHbIx цепей транзистора 11 и усилителя 21, обусловленные током в цепи управления и коэффициентом усиления транзисlîðîâ, могут незначительно превышать номинальную величину тока потребления двух сигнальных ламп, а значит суммарный ток на выходе устройства нсзначи.гсльно превышает ток чеI»lpe сигнальных ла III. Насыгценное состояние транзисторов через отрицательнъю ооратнук> связь обеспечивает перевод дискриминатора 1 в неустой иное состояние. Открытый транзистор 16 обеспечивае1 дальнейший герезаряд конденсатора 8 по цепи участок эмиттер-коллектор транзистора !6 — — резистор 12. Время перезаряда конденсатора 8 определяет время неустойчивого состояния усилителя 9 мощности. Конденсатор 8, перезарядившись до определенной величины напряжения, обеспечивает переход усилителя 9 мснцности в устойчивое состояние, при котором отсутствует протекание тока через коллекторную цепь входного транзистора !1 и через реле 20 на сигнальные лампы 14. Реле 20 выключается и по сигнальным лампам прекращается протекание тока. Напряжение

1318453

Формула изобретения

Составители Л. Г1е гров

Редактор М. Бланар Техред И. Верес Корректор, 1. I III. I llll нко

Заказ 2464/14 Тираж 598 Подннсн;и

ВН ИИПИ Государственного комитета СССР по дс. ага изобр. т нни i: t .1ш; ни

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, 1.1. 1Iр .твин. на сигнальных лампах 14 скачком уменьшается, транзистор 16 закрывается и начинается процесс заряда конденсатора 8, аналогичный описанному.

При использовании устройства в режиме малых нагрузок в процессе работы величина тока, протекающая через реле 20, не обеспечивает его срабатывание, а значит исключается протекание тока в цепи управления усилителем 21, что приводит к снижению мощности потерь по крайней мере в два раза. В остальном работа устройства аналогичная описанной.

В случае короткого замыкания в цепи сигнальных ламп 14 режим работы устройства в бестоковую паузу аналогичен режиму работы в первую бестоковую паузу при больших нагрузках.

Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства по авт. св. № 874415, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности, 10 оно снабжено токовым реле и дополнительным усилителем мощности, в управляему;о цепь которого включен замыкающий контакт токового реле, обмотка которого включена в цепь питания основного усилителя мощности и через которую основной

15 усилитель мощности подключен, параллельно дополнительному усилителю мощности.