Датчик контроля износа в подшипниках качения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (lit
27 A i (50 4 С О1 М 13/04.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 ) 4030736/31-27 (22) 25.02.86 (46) 23.06.87, Бюл. Ф 23 (71) Пермский политехнический институт (72) Б.А. Иванов, Б.Д. Блинов, А,И. Дегтярев и Ш.Н. Юнусов (53) 620. 178.162 ° 2(088.8) (56) Ясь Д.С., Подмоков В.Б,, Дяденко Н.С. Испытание на трение и износ.—
Киев:, Техника, 1971, с. 48, рис.25. (54) ДАТЧИК КОНТРОЛЯ ИЗНОСА В ПОДttIHIIHPKAX КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля износа подшипников качения, например, в турбинах. Цель изобретения состоит в повышении точности контроля за счет предварительного сдува масляной пленки с контролируемой поверхности. Устройство содержит фланец t узла с валом 2 и подшипником 3 с наружным 4 и внутренним 5 кольцами. На фланце 1 установлен датчик 6 с каналами 7 и 8 подвода сжатого газа и калиброванными отверстиями
9 для сдува масляной пленки и отверстиями 10 для измерения величины износа и наддува лабиринтного уплотнения.
Между отверстиями 9 и tO расположено лабиринтное уплотнение 11, которое с торцов закрыто стенками 12. По мере увеличения зазора между отверстиями
10 и поверхностью кольца 5 за счет из:oca меняется давление в канале 8.
3 ил.
1 13188
Изобретение относится к машиностроению, в частности к измерению радиального зазора .в подшипниках качения, и может быть использовано для контроля износа в различных механизмах; например турбинах.
Цель изобретения — повышение точности контроля путем удаления жидкой пленки с контролируемой поверхности.
На фиг. 1 представлен датчик конт- fO роля износа в подшипниках качения, общий вид, сечение; на фиг. 2 — то же продольное сечение по подшипнику и измерительному отверстию; на фиг.3— вид А на фиг. 1 (беэ внутреннего коль-f5
1Ia подшипника).
На фланце 1 подшипникового узла с валом 2 и подшипником 3 с наружным 4 и внутренним 5 кольцами установлен датчик 6 с каналами 7 и 8 подвода 20 сжатого газа и калиброванными отверстиями 9 для сдува масляной пленки и отверстиями 10 для измерения величины износа и наддува лабиринтного уплотнения. Между отверстиями 9 и 10 расположено лабиринтное уплотнение 11, которое с торцов закрыто стенками 12.
Датчик работает следующим образом. 30
Вал 2 вращается (в направлении, укаэанном стрелкой cd ) в подшипнике
3, установленном на фланце 1 узла.
Сжатый газ . через каналы 7 и 8 подвода датчика 6, установленного на фланце 1, поступает в калиброванные отверстия 9 и 10. Из калиброванного отверстия 9 сжатый газ истекает на измерительную поверхность внутреннего кольца 5 и разрушает образовав- рр шуюся в результате смазки масляную пленку. Образовавшиеся масляные пары задерживаются в лабиринтном уплотнении 11. Из измерительного отверстия
27 2
10 сжатый гаэ истекает через кольцевой зазор между отверстием 10 и внутренним кольцом 5. Часть газа истекает непосредственно в полость корпуса, а часть — в лабиринтное уплотнение 11 и наддувает его полости для исключения попадания смазки и их паров на измерительную поверхность внутреннего кольца 5. При работе узла, в процессе износа подшипника, под действием приложенной нагрузки
P (например, сверху вниз, как показано на фиг. 1) увеличивается кольцевой зазор между калиброванным от верстием 10 и поверхностью внутреннего кольца 5,что вызывает падение давления в полости.
Изобретение позволяет производить постоянный контроль износа подшипниковых узлов в процессе их работы.
Формула и з обретения
Датчик контроля износа в подшипниках качения, содержащий корпус с каналом подвода сжатого газа и калиброванным измерительным отверстием, образующим с контролируемой поверхностью зазор, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности контроля путем удаления жидкой пленки с контролируемой поверхности, он снабжен лабиринтным уплотнением, в корпусе выполнен дополнительный канал для подвода сжатого газа с калиброванным обдувочным отверстием, лабиринтное уплотнение расположено между обдувочным и измерительным отверстиями, при этом ось обдувочного отверстия расположена под углом к контролируемой поверхности,, а измери,тельное отверстие расположено за обдувочным по ходу вращения контролируемой поверхности.
1318827
Фиг. Я
Составитель Т. Хромова
Техред А.Кравчук Корректор Л. Патай
Редактор Н. Тупица
Заказ 2499/33 Тираж 776 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4