Способ контроля мгновенного пятна контакта зубьев зубчатых колес,изготовленных из оптически прозрачного материала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - обеспечение контроля мгновенного нятна контакта во враш,аюшихся колеса.х. Это достигается за счет того, что нагруженные зубчатые колеса 1 и 2 обкатывают, а зону контакта зубьев освещают через торцовую поверхность стробоско111 ческпм источником. При этом частота вспышек света равна частоте взаимодействия одних и тех же зубьев обкатываемых колес 1 и 2. 2 ил. Ш, //// 7777. в со, ьо о 05 4: //// 7777.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (S» 4 G 01 В 5/20

1 (. «: с ! «4 ».

„«>

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4022812/25-28 (22) 28.02.86 (46) 30.06.87. Бюл. № 24 (71) Одесский политехнический институт (72) К. И. Заблонский, М. С. Беляев, Б. В. Мотулько, А. И. Ливинский и А. М. Харсун (53) 531.717.2:621.833 (088.8) (56) Заблонский К. И., Беляева М. С. Экспериментальный метод определения распределения давлений вдоль контактных линий в косозубых передачах.— Изв. вузов. Машиностроение, 1964, № 6, с. 19.

„„SU„„1320647 А 1 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ МГНОВЕННОГО ПЯТНА КОНТАКТА ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ИЗ ОПТИЧЕСКИ ПРОЗРАЧНОГО МАТЕРИАЛА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения обеспечение контроля мгновенного пятна контакта во вращающихся колесах. Это достигается за счет того, что нагружеHHb!c зубчатые колеса 1 и 2 обкатывают, а зону контакта зубьев освещают через торцовую поверхность стробоскопическвм источником.

При этом частота вспышек света равна частоте взаимодействия одних и тех же зубьев обкатываемых колес 1 и 2. 2 ил.!

320647

Формула изобретения

Составитель Б. Афонский

Редактор А. Огар Техред И. Верес Ко рректо р А. Ильи н

Заказ 2649/44 Тираж 677 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !! 3035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения — обеспечение контроля пятна контакта во вращающихся колесахх.

На фиг. 1 изображена схема расположения осветителя и микроскопа для визуального наблюдения пятна контакта; на фиг. 2 неподвижное изображение мгновенного пятна контакта зубьев, видимое через торцовую поверхность зуба колеса. ."!ля реализации способа устанавливают на обкатном станке (не показан) контролируемые зубчатые колеса 1 и 2 и нагружают их. Крутящий момент, приложенный к быстроходному валу, передается зубчатыми колесами 1 и 2 на тихоходный вал и уравновешивается моментом сопротивления. Зубчатые колеса обкатывают с угловыми скоростями ш! и со2 соответственно. Стробоскопическим источником 3 света через торцевую поверхность колеса 1 освещают зону зацепления зубчатых колес. Частота вспышек должна быть равна частоте взаимодействия одних и тех же зубьев передачи. В этом случае изображение зубчатых колес неподвижно, а через торцовую поверхность зуба колеса 2 можно наблюдать неподвижное изображение мгновенного пятна контакта зубьев зубчатых колес 1 и 2. Незначительное изменение частоты вспышек приводит к медленному перемещению изображения мгновенного пятна контакта. Выравниванием частот останавливают изображение пятна контакта зубьев в любой требуемой фазе зацепления. При помощи микроскопа 4 осуществляют измерение и наблюдение пятна контакта. при этом пятно контакта наблюдают через торцовую поверхность зуба колеса. По результатам из-!

0 мерений мгновенного пятна контакта судят о распределении нагрузки в зацеплении.

Способ контроля мгновенного пятна контакта зубьев зубчатых колес, изготовленных из оптически прозрачного материала, заключающийся в том, что устанавливают зубчатые колеса на обкатном станке, нагружают их, освещают источником света зону за2г! цепления через торцевую поверхность колес и измеряют пятно контакта, отличающийся тем, что, с целью обеспечения контроля пятна контакта во вращающихся колесах, после нагружения колес их обкатывают, используют стробоскопический источник света, частоту вспышек которого выбирают равной частоте взаимодействия одних и тех же зубьев обкатываемых колес.