Способ определения дефектов подшипников роторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„SU„„320686 (58 4 С 01 М 13 04
3С Ag - Я
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
:3, 13
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЯЬСТВУ (21) 3975608/31-27 (22) 11. 11.85 (46) 30.06.87. Бюл. У 24 (71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (72) И.П. Воболис и К.М. Рагульскис (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 360579, кл. С 01 М 13/04, 1973. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ
ПОДШИПНИКОВ РОТОРОВ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определений качества изготовления и сборки подшипниковых узлов.
Целью изобретения является расширение области применения путем исследования изделий в рабочем режиме. В про,цессе измерения фиксируют переменные составляющие скорости вращения ротора и составляющие флюктуаций напряжения питания, вычитают их, а о дефектах в подшипниках судят сравнивая разностные составляющие с эталонными составляющими скорости вращения. При сравнении разностного спектра колебаний с эталонным спектром скорости вращения определяются вид и величина дефекта в соответствующем подшипнике по наличию и величине отдельных составляющих в разностном спектре. Использование способа позволяет определить дефекты под- с шипников на рабочих скоростях вращения ротора. 2 ил.
1320686
Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано для определения дефектов подшипников роторов собранньцс электромашин.
Цель изобретения — диагностика подшипников в собранных электромашинах.
На фиг. I представлена функциональная схема, при помощи которой реализуется предлагаемый способ; на фиг. 2 †. динамическая модель системы.
На фиг. 2 приняты следующие обозначения: ХУ? — неподвижная система. координат, Z Y Z †система координат жестко связанная с ротором,, у — злы поворота собственного прецессионного вращения ротора соответ; ственно 9 - угол отклонения оси вращения ротора от неподвижной оси Z.
На фиг. 1 обозначены корпус 1 изделия, ротор 2, подшипники 3 и 4, в которых установлен ротор 2, источник
5 питания, блок 6 измерения составляющих скорости вращения ротора и блок 7 измерения составляющих флюктуаций источника 5 питания, а также блок 8 вычитания составляющих скорости вращения ротора и флюктуаций источника питания и измерения разностных составляющих.
Способ осуществляют следующим образом.
При наличии дефектов, например, в одном иэ подшипников на ротор действуют кинематические возбуждения, создаваемые несовершенствами поверхностей качения этого подшипника: a<„cosny+b1д sinn ), п« где а„„, b „ - составляющие амплитуд кинематических возбуждений;
n — целое число.
При этом ротор представляет собой тело, вращающееся вокруг неподвижной точки О, а уравнение вращательного движения ротора имеет вид тЧ+М„(В д,в<, Р, р,Е,y,é) =И,Я„), где I — момент инерции ротора вокруг оси;
M — момент, пропорциональный соответствуюшим углам отклонения ротора изделия;
M> — момент, пропорциональный
5 дефектам подшипников.
Из решения этого уравнения следует, что угловая скорость вращения ротора прямо пропорциональна указанным кинематическим возбуждениям, поЯ этому по отдельным составляющим скорости вращения можно судить о дефектах в подшипниках, что осуществляют следующим образом.
При вращении ротора 2 при помощи
15 блока 6 фиксируют угловую скорость вращения ротора и определяют спектр колебаний угловой скорости вращения.
Одновременно фиксируют флюктуации источника питания при помощи блока 7.
Далее при помощи блока 8 вычитают эти спектры, т.е. из спектра колебаний угловой скорости устраняют составляющие, .возникающие от непостоянства параметров напряжения питания
25 5 источника. Далее полученный таким образом в блоке 8 разностный спектр сравнивают с эталонным спектром скорости вращения и по величине отдель-. ных составляющих в разностном спек3Q тре определяют вид и величину дефекта в соответствующем подшипнике.
Использование предлагаемого способа позволяет определить дефекты подшипников на рабочих скоростях вращения ротора.
Формула изобретения
Способ определения дефектов подшипников роторов собранных электромашин, заключающийся в том, что из4п меряют амплитудный спектр параметра, характеризующего работу подшипников, и сравнивают его с эталонным, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью диагностики подшипников в со45 бранных электромашинах,в качестве параметров, характеризующих работу подшипников, используют скорость вращения ротора и напряжение питания, измеряют разность амплитуд составляющих спектров и определяют характер и величину дефектов, сравнивая разности амплитуд с эталонным спектром скорости вращения.
1320686 фие. 1
Составитель В. Пучинский
Техред М.Ходанич
Редактор А. Огар
Корректор Т. Колб
Заказ 2650/45 Тираж 776
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.
Подписное
4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4