Пульт управления для вспомогательных устройств автомобиля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к автомо билестроенкй. Цель изобретения - уп рощение конструкции. Пульт управления-автомобиля включает в себя два продолговатых блока 3,4 управления, симметрично выступающих с противопо ложньрс боковых сторон охватывающего рулевую колонку кожуха 1 сразу же за ободом рулевого колеса 2 в доступных для пальцев водителя зонах. Каждый блок 3,4 содержит концевой кнопочный выключатель и кольца, которые можно поворачивать посредством выступа или накатанной поверхности вокруг трубкообразной опоры для управления соответствующими вспомогательными электрическими устройствами, например фарами или стеклоочистителями , путем введения во взаимодействие контактов на поворотных кольцах с неподвижными контактами на соответствующих соседних неподвижных кольцах. На кожухе могут быть установлены блоки 10-13 приборов и сигнальных ламп, что исключит загромождение приборного щитка, либо кожух и/или блоки приборов могут быть выполнены за одно целое с приборным щитком. 2з.п. ф-лы, 21 ил. ш с &0 ю оэ ел ы
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„З0„„1321 (51)4 В 60 К 37 00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
fl0 деЛАм изОБРеТений и ОтнРытий
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ПАТЕНТ,Ф Еже < .
1 (21) 2874405/27-11 (22) 30. 11. 79 (31) 52948-B/79, 53566-В/79;, 53739-В/79 (32) 13.02.79; 14.09.79; 12.11.79 (33) IT (46) 30.06.87. Бюл. № 24 (71) Виел Элеттромекканика, С.п.А. (ТТ) (72) Массимо Виталони (IT) (53) 629.113 (088.8) (54) ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЪ|Х УСТРОЙСТВ АВТОМОБИЛЯ (57) Изобретение относится к автомобилестроению. Цель изобретения — упрощение конструкции. Пульт управления автомобиля включает в себя два продолговатых блока 3,4 управления, симметрично выступающих с противоположных боковых сторон охватывающего рулевую колонку кожуха 1 сразу же за ободом рулевого колеса 2 в доступных для пальцев водителя зонах.
Каждый блок 3,4 содержит концевой кнопочный выключатель и кольца, которые можно поворачивать посредством выступа или накатанной поверхности вокруг трубкообразной опоры для управления соответствующими вспомогательными электрическими устройствами, например фарами или стеклоочистителями, путем введения во взаимодействие контактов на поворотных кольцах с неподвижными контактами на соответствующих соседних неподвижных кольцах. На кожухе могут быть установлены блоки 10-13 приборов и сигнальных ламп, что исключит эагромождение приборного щитка, либо кожух и/или блоки приборов могут быть выполнены за одно целое с приборным щитком. 2 з.п. ф-лы, 21 ил.
1321365 2
Изобретение относится к пульту управления для вспомогательных устройств автомобиля, в частности, обеспечивающего возможность быстрого и легкого манипулирования большим числом органов управления для вспомога— тельных устройств автомобиля, таких как световые приборы, указатели напра-, вления,- очистители ветрового стекла, омыватели ветрового стекла, звуковой сигнал и т.д., беэ необходимости для водителя снимать руки с рулевого колеса,кроме того, обеспечивающего компактную группировку органов управления за рулевым колесом таким образом, чтобы рулевое колесо защищало водителя от ранения о выступающие части органов управления в случае столкновения, а также исключение выступов на приборном щитке автомобиля для обеспечения возможности использования его для других целей, например в качестве полки.
Цель изобретения — упрощение конструкции.
На фиг.1 показан первый вариант пульта управления, объединенного с рулевым колесом автомобиля, общий вид; на фиг.2 — то же, вид спереди, на фиг.3 — то же, правый блок; на фиг.4. — то же, левый блок; на фиг.5— осевой разрез части левого блока; на фиг.6 — осевой разрез части правого блока управления и части опорной конструкции для блока; на фиг. 7— механизм управления указателями направлений автомобиля, общий вид; на фиг.8 — механизм управления указателями направления автомобиля во втором рабочем положении, общий вид; на фиг,9 — предохранительные устройства двух блоков управления; на фиг.10 — первый тип кольца управления одного из блоков управления и связанное с ним предохранительное устройство в первом рабочем положении, общий вид; на фиг.11 — то же, ao втором рабочем положении на фиг. 12— второй тип кольца управления и предохранительное устройство в первом рабочем положении, общий вид, на фиг.13 — то же, во втором рабочем положении на фиг.14 — центральная опорная конструкция пульта управления, показанного на фиг.1 и 2, общий вид в разобранном состоянии, на фиг.15 — вариант исполнения центральной опорной конструкции пульта, об5
1О
4S
55 щий вид в разобранном состоянии, на фиг.16 — второй вариант пульта управления, объединенного с рулевым колесом автомобиля, вид спереди, на фиг. 17 - то же, вид сверху, на фиг.18 — третий вариант пульта управления, объединенного с рулевым колесом автомобиля, общий вид; на фиг.19 — разрез
А-А на фи .18; на фиг.20 — пульт управления в соответствии с четвертым вариантом, общий вид, на фиг.21 разрез Б-Б на фиг.20.
На фиг.1 и 2 показан в сборе на автомобиле пульт управления, содержащий кожух 1, например, из пластмассы, который охватывает (закрывает) часть вала (не показан) рулевого управления за рулевым колесом 2.
К кожуху 1 прикреплены правый и левый продолговатые блоки 3 и 4 управления, выступающие от упомянутого кожуха с противоположных сторон рулевой колонки автомобиля. Угловое положение блоков 3 и 4 можно регулировать, но на фиг. 1 и 2 блоки показаны в их центральном положении, в котором они отходят от кожуха 1 симметрично по общей горизонтальной оси, перпендикулярной к продольной оси рулевой колонки, несущей рулевое колесо 2, и в той же горизонтальной плоскости, в которой расположен горизонтальный диаметр рулевого колеса.
Близко к кожуху 1 под правым блоком 3 управления установлен замок 5 зажигания с блокирующим рулевое управление противоугонным устройством.
Оба блока 3 и 4 управления расположены сразу же за ободом рулевого колеса 2, так что рулевое колесо действует как щит, предохраняющий водителя от ранения выступающими частями блоков 3 и 4 в случае столкновения.
К кожуху 1 неподвижно прикреплены две ножки 6 и 7, несущие.на себе правый и левый блоки 8 и 9 сгруппированных приборов и указателей. Корпуса блоков 8 и 9 могут быть выполнены, например, из пластмассы. Оба блока
8 и 9 имеют каждый свой основной циферблат 10 и 11 соответственно. В изобретении циферблат 10 — это счетчик числа оборотов, а циферблат-11 объединенные одометр и тахометр. В циферблаты 10 и 11 могут быть также встроены другие указатели, такие как термометр со стрелкой для указания температур масла и воды, манометр со
1321365 стрелкой для указания давления масла и вольтметр для указания состояния зарядки аккумуляторной батареи.
Каждый блок 8 и 9 имеет боковой выступ, лицевая поверхность 12 или
13, соответственно, которого обращена в сторону водителя и несет на себе группу индикаторных лампочек для указания рабочего состояния соответствующих вспомогательных устройств 10 автомобиля, например включения световых приборов (подфарники, дальний или ближний свет), отсутствия тормозной жидкости, включения ручного тормоза и т.д. f5
Расположение двух блоков 8 и 9 (фиг.1 и 2) и соответственных поверхностей 12 и 13 боковых выступов таково, что они все видны водителю через верхнюю часть рулевого колеса. Разме- 20 щение их на кожухе 1, а не на приборном щитке, исключает загромождение приборного щитка и приближает приборы ближе к глазам водителя.
Для блока 3 и 4 управления установлены на кожухе 1 посредством соответственных боковых опорных бобышек 14 и 15, симметрично прикрепленных к противоположным сторонам кожуха 1. 30
Опорная бобышка 14 выполнена пустотелой и соединена с одним концом цилиндрического трубкообразного опорного элемента 16 (фиг,3) любыми подходящими средствами, но предпочти- 35 тельно так, как описано ниже.
На трубкообразном элементе 16 установлены соосно в контакте друг с другом следующие элементы: 40 — широкое типа втулки опорное кольцо 17 с прикрепленным к нему кронштейном 18, на котором установлена индикаторная панель 19, несущая чувствительные к прикосновению орга- 45 ны управления и индикаторные лампочки — поворотное кольцо 20 управления с радиальным выступом 21 для ручного управления, например задними стек- 50 лоочистителями автомобиля, причем кольцо 20 снабжено перемещающимися вместе с ним подвижными контактами на торцовой поверхности его, неподвижный кольцеобразный элемент 22, имеющий неподвижные контакты на кольцевой торцовой поверхности его,обращенной в сторону кольца 20, для взаимодействия с подвижными контактами кольца 20; второе поворотное кольцо .23 управления с вторым радиальным выступом 24, кольцо 23 предназначено для управления, например, передними стек-, лоочистителями и имеет перемещающиеся вместе с ним подвижные контакты на его кольцевой торцовой поверхности, обращенной в сторону неподвижного элемента 22, для взаимодействия с неподвижными контактами на соседней поверхности элемента 22 — третье поворотное кольцо 25 управления в виде барабана с накаткой, предназначенное, например, для управления аварийной мигающей сигнальной системой; кольцо 25 снабжено перемещающими вместе с ним подвижными контактами на кольцеовй торцовой поверхности — второй неподвижный кольцеобразный элемент 26, подобный кольцеобразному элементу 22, имеющий неподвижные контакты на своей торцовой поверхности, обращенной в сторону кольца 25, для взаимодействия с подвижными контактами кольца 25 — четвертое поворотное кольцо 27 управления в виде барабана с накаткой, предназначенное для управления, например, правыми и левыми стояночными фонарями автомобиля; кольцо 27 имеет на своей торцовой поверхности, обращенной в сторону кольцеобразного элемента 26, перемещающиеся вместе с ним подвижные контакты, предназначенные для взаимодействия с другими неподвижными контактами на соседней торцовой поверхности элемента 26, — кнопочный выключатель 28, который может быть приведен в действие нажатием в направлении по оси трубкообразного элемента 16 в сторону кожуха 1, и который может быть использован, например, для управления омывателем ветрового стекла.
Один из контактов, установленных на неподвижных кольцеобразных элементах 22 и 26, соединен с электрической схемой автомобиля, а другой— с соответствующим электрическим вспомогательным устройством посредством электрического провода, проходящего через продольную прорезь 29 в элементе 16, через трубкообразный элемент 16 и через пустотелую бобышку
14 в кожух 1.
1321365
Конструкция блока 4 управления, расположенного с левой стороны кожу-, .ха 1, показана на фиг.4и соответствует конструкции блока 3, показанного на фиг.З. 5
К пустотелой бобышке 15 кожуха 1 прикреплен второй трубкообразный опорный элемент 30, на котором установлены в приведенной последовательности следующие элементы управления: 10 — широкое типа втулки кольцо 31, снабженное отверстием 32, в которое может быть вставлена с возможностью извлечения панель 33> несущая индикаторные лампочки для указателей на- 15 правления и группу индикаторных лампочек, связанных с другими вспомогательными устройствами автомобиля, — пятое поворотное кольцо 34 управления, снабженное третьим радиаль- 20 ным выступом 35 и предназначенное для управления, например, указателями направления: кольцо 34 имеет на своей кольцевой торцовой поверхности подвижные контакты, 25 третий неподвижный копьцеобразный элемент 36, имеющий на своей торцовой поверхности, соседней скольцом 34, контакты для взаимодействия с подвижными контактами кольца 34, 30 — кольцо 37 управления„ установленное с возможностью поворота и смещения в осевом направлении и снабженное приводным выступом 38 и контактами на его кольцевой торцовой поверхности, обращенной в сторону неподвижного элемента 36, для взаимодействия с неподвижными контактами на соседней торцовой поверхности элемента 36; поворотом кольца обеспечивают управление переключением света автомобиля между тремя положениями, соответствующими включению подфарни- ков, ближнего света фар и дальнего света фар; 45 — шестое поворотное кольцо 39 управления в виде барабана с накаткой, — другой неподвижный кольцеобразный элемент 40; седьмое поворотное кольцо 41 управления в виде барабана; — второй кнопочный выключатель 42, подобный выключателю 28 на фиг.3 и предназначенный для управления звуковым сигналом. 55
Четвертый неподвижный кольцеобразный элемент 40 имеет на каждой торцовой кольцевой поверхности неподвижные контакты для вэаимодействия с подвижными контактами на соответствующих соседних торцовых поверхностях колец 39 и 41. Посредством двух колец 39 и 41 управляют соответствующими вспомогательными устройствами, такими как нагревательный элемент для заднего окна автомобиля и вентилятор Системы вентиляции и отопления салона автомобиля.
Как и в блоке, показанном на фиг..3 электрические провода для соединения неподвижных контактов с электросхемой автомобиля и с соответствующими вспомогательными устройствами проходят через продольную прорезь 43 в третий трубкообразный элемент 30.
Выступы 21, 24 и 35, 38 направлены вниз и/или в сторону главной плоскости рулевого колеса 2, как показано на фиг.2, и расположены за ободом рулевого колеса 2. Это позволяет водителю поворачивать кольца 25, 23, 34 и 37 пальцем, фактически не снимая рук с рулевого колеса.
Работа блоков управления описана ниже по отношению к неподвижному элементу 36 и поворотному кольцу 37„ (фиг.5), где подвижный контакт на кольце 37 обозначен позицией 44, Перемещение выступа 38 кольца 37 в направлении стрелки А обеспечивает перемещение подвижного контакта
44 до соприкосновения с соответствующими неподвижными контактами на кольцеобраэном элементе 36, в результате чего происходит замыкание цепи освещения фарами. Расположенная между кольцом 37 и кольцеобразным элементом 36 пружина (не показана) стремится отжать кольцо 37 от элемента
Зб и разомкнуть цепь освещения. Таким образом, водитель может вызвать вспышку света фаз просто путем смещения пальцем выступа 38 и освобождения его.
Ниже (фиг.6) описана часть опорных конструкций для двух блоков 3 и
4 управления, причем описание проведено в отношении крепления блока 3 на бобышке 14, а крепление блока 4— на бобышке 15 идентично с креплением блока 3.
Пустотелая бобышка 14 имеет кольцевую торцовую стенку 45 с наружной вогнутой сферической поверхностью 46 и внутренней выпуклой сферической поверхностью 47, а соседний конец втулки 17 имеет выпуклую сферическую
7 13213 поверхность 48, взаимодействующую с поверхностью 46, и цилиндрическую поверхность 49. Выступающий из упомянутого конца втулки 17 в пустотелую бобышку 14 трубкообразный опорный элемент 16 снабжен наружной винтовой резьбой 50, на которую навинчено снабженное соответствующей внутренней резьбой кольцо 51 с периферийным буртиком 52, причем между буртиком 52 и 1Q внутренней сферической поверхностью
47 стенки 45 размещена винтовая пружина 53. Втулка 17 упирается в осевом направлении в кольцевой уступ 54 на наружной поверхности трубкообразного элемента 16.
Трубкообразный элемент 16 прокодит через центральное отверстие 55 в торцовой стенке 45 пустотелой бобышки
14, имеющее диаметр намного больший, 2ц чем диаметр элемента 16. В результате получается радиальный зазор, обеспечивающий возможность изменения углового положения трубообразного элемента 16 и, следовательно, всего бло- 25 ка 3 управления относительно центральной оси бобышки 14, что позволяет регулировать положение блока в соответствии с требованиями удобства для водителя автомобиля. 30
Для блокировки блока 3 в требуемом положении, после того как угловое положение его должным образом отрегулировано, в стенке 45 бобышки 14 предусмотрен винт 56, который можно заворачивать или отворачивать снару-. жи бобышки 14 и который действует своим внутренним концом на зазубренный клин 57, взаимодействующий с зазубренной поверхностью 58, образован- 40 ной на сферической поверхности 48 °
На фиг.7 и 8 показан механизмдля управления указателями направления, включающий в себя пятое поворотное кольцо 34 левого блока 4. 45
Кольцо 34 имеет три V-образные канавки 59, 60 и 61 на торцовой поверхности, обращенной в сторону вала 62 рулевого колеса. Эти канавки разделены двумя более широкими перемычками 63 и 64. В канавку 61 входит шарик 65, прижимаемый пружиной 66, размещенной в кольце 31 (см.фиг.4), что обеспечивает удержание кольца 34 в нейтральном положении, соответствующем .состоянию выключения указателей поворота.
Внутри кольца 31 и пустотелой бобышки 15 продольно проходят пары
65 8 стержней 67, 68 и 69, 70, каждый из которых находится одним своим концом в контакте с соответствующей перемычкой 63, 64. Каждый стержень состоит из двух частей, несколько раздвинутых винтовыми пружинами 71 и 72 соответственно, проходящими в осевом направлении стержней 67, 68 или 69, 70.
Ближайший к валу 62 конец стержня 68 находится в контакте с одним плечом двуплечего углового рычага
73, который может быть повернут вокруг оси 74, и на который действует возвратная пружина 75. Другое плечо рычага 73 находится на пути движения зуба 76, неподвижно закрепленного на валу 62 для обеспечения возможности поворота его вместе с валом.
При повороте кольца 34 в направлении стрелки В для указания изменения направления стержень 67 уходит с перемычки 63 и заходит в канавку 60, дополнительно сжимая пружину 71. В этом положении соответствующий поворот вала 62 рулевой колонки (т.е. в направлении указываемого поворота автомобиля) и, следовательно, зуба
76, входящего в зацепление с плечом- собачкой двуплечего рычага 74, в направлении тр лки С вызывает поворот рычага 73 в положение, показанное на фиг.7 пунктирными линиями и обозначенное позицией 77, и осевое перемещение части 68 стержня, еще больше увеличивающее нагрузку на пружину 71, причем после прохождения зуба 76 плечо-собачка освобождается.
Пружина 78 кручения стремится повернуть кольцо 34 в нейтральное положение, но на этом этапе возврат не происходит, поскольку сила сжатой пружины 71 достаточна для преодоления поворачивающей силы пружины 78.
При возвращении рулевого управления после поворота в положение прямолинейного движения автомобиля (стрелка D) эуб 76 воздействует на рычаг 73 в направлении, противоположном предыдущему, и поворачивает его в положение, обозначенное на фиг.8 позицией 79. Это позволяет пружине
71 разжаться достаточно для того, чтобы дать возможность пружине 78 вернуть кольцо 34 в первоначальное, нейтральное положение в направлении стрелки Е на фиг.7.
Работа стержней 69 и 70 аналогична (но только в противоположном направлении) работе стержней 67 и 68, 1321365
10 причем часть 70 стержня сцеплена с другим двуплечим угловым рычагом 80, расположенным ниже рычага 73, и может входить в зацепление с вторым зубом 81, установленным на валу 62. 5
На фиг.9-13 показаны предохранительные устройства, связанные с поворотным кольцом 37 (фиг,4) и кольцами 25 и 27, показанными на фиг,3.
Подвижные контакты на кольце 37 и соответствующие неподвижные контакты на кольцеобразном элементе 36 размещены таким образом, что при первом угловом положении кольца 37 осветительные приборы включены, первым
15 поворотом кольца 37 в направлении стрелки F его переводят во второе угловое положение, соответствующее включению подфарников, вторым поворотом — все еще в направлении стрелки à — его переводят в положение, соответствующее включению ближнего света фар; и третьим поворотом кольца 37 — опять в направлении стрелки
F — - его переводят в следующее положение, соответствующее включению дальнего света фар °
Для целей безопасности желатепьно, чтобы после поворота кольца 37 в положение, соответствующее включению ближнего света фар, его можно было бы свободно поворачивать только между положениями, соответствующими включению дальнего света и включению ближнего света фар соответственно, 35 так чтобы водитель не мог случайно повернуть кольцо 37 обратно в положение включения только подфарников.
Для этой цели предусмотрена канавка 82 (показанная также на фиг.4) в 40 торцовой поверхности кольца 37, обращенной в сторону неподвижного кольцевого элемента 36, а в неподвижном элементе 36 установлен с возможностью скользящего перемещения .параллельно 45 оси вращения кольца 37 штифт 83, вза- имодействующий с канавкой 82 как болт.
Штифт. 83 отжимается в направлении к кольцу 37 винтовой нажимной пружиной
84, встроенной в элемент 36. Канавка 50
82 выполнена по дуге окружности.
Выступ 85 на стопорном штифте 83 выступает радиально наружу из элемента 36 и может быть отжат вручную в направлении стрелки С, т.е. против действия пружины 84, внешней стороной большого пальца левой руки, причем другие пальцы этой руки свободны и могут поворачивать кольцо 37 посредством выступа 38.
Относительные положения кольца 37 и стопорного штифта 83 таковы, что при нахождении кольца 37 в первом и втором положениях соответствующих выключению световых приборов или включению только подфарников, стопорный штйфт 83 должен быть выведен из канавки 82 (фиг.i0) против действия пружины 84, причем при прохождении между двумя указанными положениями выступающий конец штифта 83 скользит по соседней кольцевой торцовой поверхности кольца 37. При переводе кольца 37 из второго в третье положение, соответствующее включению ближнего света фар, стопорный штифт
83 заскакивает в канавку 82 (фиг.11).
Длина канавки 82 по дуге соответствует угловому расстоянию между третьим и четвертым положениями (включен дальный свет) кольца 37, так что прохождение кольца 37 между указанными двумя положениями происходит со скольжением штифта 83 по дну канавки 82.
При переводе кольца 37 из четвертого положения в третье (в противоположном стрелке F HBIIpGBJIPHHH) штифт
83 упирается в боковую стенку 86 канавки 82, предотвращая случайный поворот кольца во второе положение, при котором включаются только подфарники. Возврат во второе или первое положение возможен только после вывода штифта 83 из канавки 82 путем отжатия выступа 85 в направлении стрелки G, т.е, в положение 87, показанное на фиг,9 пунктирными линиями.
Аналогичные предохранительные устройства предусмотрены для колец 25 и
27 блока 3, посксльку желательно, чтобы их нельзя было случайно сдвинуть с их угловых исходных положений.
Для этой цели каждое кольцо 25 и 27 снабжено выемкой 88 и 89 соответственно в торцовой поверхности, обращенной в сторону соседнего неподвижного кольцеобразного элемента 26, с которой (выемкой) взаимодействует соответствующий штифт 90 и 91, прижимаемый к кольцам 25 и 27 соответственной винтовой пружиной 92 и 93, встроенной в неподвжкный кольцеобразный элемент 26. Пружины 92 и 93 идентичны пружине 84 или похожи на
132 нее и выполняют аналогичные функции.
Каждый штифт 90 и 91 имеет соответ— ственный выступ 94 и 95 для управления, подобный или идентичный выступу 85 и предназначенный для такой же цели.
Взаимодействие кольца 25 со стопорным штифтом 90 показано на фиг.12 и 13, а кольцо 27 и штифт 91 взаимодействуют аналогично. Как показано на фиг. 13, когда кольцо 25 находится в нейтральном положении, стопорный штифт 90 входит в выемку 88, которая лишь немного шире в круговом направлении, чем штифт 90, так что кольцо
25 невозможно случайно передвинуть в рабочее положение.
Для того чтобы передвинуть кольцо
25 в рабочее положение, необходимо пальцем отжать выступ 94 против действия пружины 92 в положение 96, показанное на фиг.9 пунктирными линиями, при котором стопорный штифт 90 выходит из выемки 68 (фиг.13), и дает возможность повернуть кольцо 25.
Аналогичное манипулирование выступом 95 позволяет повернуть кольцо 27 из исходного положения в то или другое из его рабочих положений, при . которых включены либо левые, либо правые стояночные фонари.
Возможна не только описанная выше конструкция предохранительного устройства. Конфигурация и расположение стопорного штифта (болта) могут отличаться от описанных. В частности, стопорный штифт может быть установлен в поворотном кольце и может взаимодействовать с канавками или выемками, образованными в кольцеобразных неподвижных элементах.
В варианте опорной конструкции пульта управления (фиг.14) кожух 1 и опорные бобышки 14 и 15 (фиг.1 и 2) показаны в в разобранном виде.
Кожух 1 содержит верхнюю 97 и нижнюю 98 части, причем верхняя часть
97 имеет верхнюю стенку, на которой закреплены две ножки 6 и 7 (показаны только частично) для поддержания приборных блоков 24 и 26, показанных на фиг.1 и 2.
Верхняя часть 97 имеет пару отхо-, дящих вниз противоположных боковых стенок, каждая из которых несет на себе соответственную одну из пусто телых бобышек 14, 15, которые расположены соосно друг другу и выступают в противоположных направлениях для
1365
12 поддержания блоков 3 и 4 управления.
Кожух 1 является центральной опорной конструкцией как для блоков 3 и 4 управления, так и для приборных блоков 8 и 9, причем все указанные блоки могут быть прикреплены к верхней части 9 перед ее сборкой с частью 98 в ав томоб иле .
В этом варианте кожух 10 прикреплен к металлической опорной конструкции, которая охватывает поворотный вал 62 рулевого колеса. В конструкции установлены также замок 18 зажигания с блокирующими рулевое управление противоугонными устройствами.
На фиг. 15 показан вариант центральной опорной конструкции, в которой
Ъ поворотный вал 62 рулевого колеса также проходит в неподвижной трубе
99. В этом варианте основная опора содержит пластину 100 из прочной листовой стали, имеющую центральную частично цилиндрическую изогнутую часть
101 для взаимодействия с нижней по-
20 верхностью трубы 99 и пару расположенных в одной плоскости полок 102, прикрепленных к противоположным продольным краям изогнутой части 101.
Пластину 100 прикрепляют к трубе
99 небольшими перемычками 103, центральная изогнутая часть которых обхватывет трубу 99, а отогнутые концы прикреплены к пластине 100 болтами или заклепками 104.
Соответственные. блоки 105 и 106 управления, подобные блокам 3 и 4 на фиг.1 и 2, прикреплены не к бобышкам на кожухе, а непосредственно к пластине 100, причем блоки 105, 106 расположены так, что их продольная ось проходит поперек оси рулевой колонки, как и в варианте, показанном на фиг .1 и 2.
В этом варианте трубкообразная концевая часть каждого блока 105 и
106 обрезана и снабжена плоской поверхностью 107, которая опирается на верхнюю поверхность соответственной одной из плоских полок 102. Та же самая концевая часть каждого блока
105 и 106 снабжена радиальными отверстиями 108, причем полки 102 имект соответствующие отверстия 109 и каждый блок 105 и 106 прикреплен к соответственной полке .102 посредством болтов 110, вставленных в отверстия 108 и 109, и соответствующих гаек 111. Таким образом, установку и снятие блоков 105 и 106 осуществля132 1365 ют просто. От каждого блока 105, 106 управления будет отходить пучок электрических проводов и, поскольку будет необходимым соединять или разъединять эти провода с электрической 5 схемой автомобиля, на пластине 100 могут быть предусмотрены для этой цели подходящие соединители (не показаны).
На дальних от пластины 100 концах блоков 105 и 106 управления собраны органы управления, аналогичные тем, что показаны на фиг .3 и 4 и поэтому ниже не описаны. Комбинацию, образованную пластиной 100 и прикрепленны ми концами блоков 104, 105 управления, закрывают кожухом, который состоит из верхней 112 и нижней 113 половин, предпочтительно отформованных иэ пластического материала. 20
Обе половины имеют изо íóòûå части 114 — 117, выступающие от соответственных боковых стенок и образующий при сборке половин кожуха пустотелые бобышки, подобные бобышкам 14 и 15 (фиг.1 и 2) в отношении охватывания внутренних концевых частей блоков
105 и 106, но не в отношении выполнения функции опоры для блоков 105 и 106. 30
Обе половины 112 и 113 удержива— ются в сборе на полках 102 пластины
100 посредством болтов 118, проходящих сквозь удлиненные трубкообразные приливы 119, 120, в половинах кожуха и через соответствующие отверстия 121 в полках 102 и взаимодействующих с гайками 122.
Снять блоки 105 и 106 управления можно только после снятия кожуха 40 .112 и 113.
Верхняя половина 112 кожуха имеет плоскую верхнюю стенку, в которой выполнено прямоугольное отверстие
123. В этом отверстии может быть ус- 45 тановлена с возможностью снятия панель 124 с индикаторными лампочками.
В показанном на фиг.1 и 2 варианте блоки управления выступают по бокам рулевой колонки сразу же за ру- 50 левым колесом. Такое размещение позволяет легко и свободно пользоваться большим числом органов управления для вспомогательных устройств, связанных с вождением автомобиля. 55
В показанных на фиг.1 и 2 блоках управления кольца, снабженные выступами, в большинстве случаев пригодны для управления вспомогательными устройствами, которыми в наиболее широко используемых моделях автомобилей управляют посредствам рычагов, связанных с рулевым колесом. Их функциями являются следующие: переключение с ближнего света на дальний, управление указателями направления (мигалками), управление стеклоочистителями.
Поскольку ось поворота колец управления в описанном варианте проходит поперек оси рулевой колонки, работа этих колец отличается от работы удлиненных рычагов, cBH=.àííûõ Во многих моделях автомобилей с рулевым колесом и перемещаемых во время работы по большой дуге вокруг периферии рулевого колеса.
Для некоторых водителей это является недостатком, поскольку они испытывают затруднения в манипулировании, отличающемся от того, к которому они привыкли. Поэтому на фиг. !6 и 17 показан другой вариант осуществления, в котором преимущества описаного выше пульта управления сочетаются с преимуществом определенного расположения пульта, которое позволяет управлять выступами колец движениями, похожими на те, которые нужно делать при пользовании известными удлиненными рычагами, что устраняет затруднения. которые некоторые водители могут испытывать при вождении автомобиля снабженного пультом управления, показанным на фиг.1 и 2.
Как показано н< фиг.16 и 17 кожух 125, который может быть подобен кожуху, показанному на фиг.14, или кожуху, показанному на фиг.15, и который имеет соответствующую внутреннюю опорную пластину, выступает от каркаса приборного щитка автомобиля и может нести на себе приборные бло.ки 126 и 127 (показаны только на фиг.16). Кожух охватывает верхнюю часть вала, на котором установлено рулевое колесо 128.
Блоки 129, 130 управления установлены по одному с каждой боковой стороны кожуха .125 и вала рулевого колеса. Эти блоки расположены симметрично относительно рулевой колонки, причем их аси расположены параллельно друг другу и оси самого вала рулевого колеса по крайней мере при
13213 центральном угловом положении блоков, а сами блоки выступают назад от каркаса 131 приборного щитка в направлении к рулевому колесу 128 и находятся за ободом рулевого колеса. 5
Каждый блок может быть идентичен соответствующему блоку 3 или 4 (фигуры 1-4) и установлен на соответственной бобышке 132, 133 таким же образом, как узлы 3 и 4 на пустотелых 10 бобышках 14 и 15.
Каждую бобышку 132, 133 целесообразно формовать из пластмассы и крепить к каркасу 131 приборного щитка и/или к кожуху 125, или к опоре, за- 15 ключенной в кожухе. В соответствии с другим вариантом блоки могут быть прикреплены к полкам пластины, подобной пластине 100 на фиг.!5, при этом кожух лишь закрывает основную опор- 20 ную конструкцию.
Как в варианте, показанном на фиг.1-4, каждый блок 129, 130 несет на себе различные органы управления, для вспомогательных устройств авто- 25 мобиля, причем правый блок 129 имеет два поворотных кольца 134 и 135 с выступами 136 и 137, которые могут быть предназначены для тех же целей, что и кольца 20 и 23, показанные на 30 фиг,3..
Левый блок 130 имеет два кольца
138 и 139 с соответственными выступами 140 и 141, которые могут выпол— нять ту же функцию, что и кольца 34 и 37, показанные на фиг,4.
Как показано на фиг.16 и 17, все выступы 136, 137, 140 и 141 расположены сразу же за рулевым колесом 128 и выступают радиально наружу относи- 40 тельно обода рулевого колеса, так что водитель может достать до них, не снимая рук с рулевого колеса.
Поворот колец 134, 135, 138 и 139 посредством их выступов 136, 137, 45
140 и 141 соответственно осуществляют в направлении сдвоенной стрелки
Н на фиг. 16, т.е. движением по дуге вдоль периферии рулевого колеса 128, как и наиболее широко используемых 50 автомобилях.
На фиг. 18 и 19 показан третий вариант пульта управления, Показанный на фиг.18 и 19 вариант отличается от варианта, показанного 55 на фиг. 1 и 2, тем, что верхняя часть кожуха 142 состоит из выступающей части каркаса 143, приборного щитка, выполненной с ним за одно целое, и
65 проходит выше центральной части пульта управления.
Выполнение кожуха в виде выступающей части 142 позволяет упростить конструкцию пульта управления и в то же время обеспечивает непрерывность поверхности каркаса 143 приборного щитка и центральной части кожуха рулевой колонки.
В варианте, показанном на фиг.18 и 19, от каркаса 143 приборного щитка отходит также нижняя выступающая часть 144, завершающая кожух пульта управления и способствующая предохранению водителя в случае аварии.
Выступающие части 142 и 144 предпочтительно выполняют из мягкогО материала.
Систему крепления двух блоков 145 и 146 управления в варианте, показанном на фиг.18 и 19, целесообразно выбрать такую, как показан нафиг.15.
На фиг. 20 и 21 показан четвертый вариант предлагаемого пульта управления.
Показанный на фиг.20 и 21 вариант отличается от варианта, показанного на фиг.1 и 2, тем, что кожух 147 выполнен за одно целое с каркасом 148 приборного щитка и имеет. полукруглое .поперечное сечение, причем полуцилиндрическая поверхность его обращена в сторону задней части автомобиля.
Пульт управления содержит два блока 149.и 150 управления, которые заключены в кожух 147, имеющий на каждом конце отверстия 151 для доступа к кнопочным выключателям, таким как выключатель 152 на конце блоков управления. Кожух 147 имеет также промежуточные отверстия 153, проходящие вдоль оси блоков управления и предназначенные для обеспечения доступа к выступам поворотных колец управления блоков 149 и 150, Кожух 147 предпочтительно выполнен из мягкого материала и обеспечивает достаточное предохранение водителя при аварии.
Формула и з обретения
1 ° Пульт управления для вспомогательных устройств автомобиля, содержащий по крайней мере. управляющий узел, опорную конструкцию, соединенную с одним концом управляющего узла и прикрепленную к корпусу автомобиля, при этом управляющий узел расположен
1321365 18 между корпусом и рулевым колесом автомобиля и содержит ручные управляющие устройства, некоторые из которых включают в себя поворотные кольца, выполненные с возможностью поворота вокруг продольной оси управляющего узла, электрические контакты, подключенные посредством электропроводов к электросети автомобиля, индикаторы направления движения,. о т л и ч а — 10 ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции, управляющий узел снабжен по крайней мере одним удлиненным трубчатым опорным элементом с опорной конструкцией, при этом 15 один конец опорного элемента установлен на опорной конструкции, в трубчатом опорном элементе выполнена продольная полость, а по крайней мере одно из поворотных колец установ- 20 лена на трубчатом опорном элементе с возможностью поворота вокруг продольной оси последнего, по крайней мере одним неподвижным кольцевым элементом, прикрепленным к трубчатому опорному элементу,„ при этом каждый из кольцевых элементов выполнен с возможностью взаимодействия с поворотными кольцами, причем на смежных кольцевых поверхностях кольцевых 30 элементов и поворотных колец установлены электрические контакты, а электрические приводы соединены с электрическими контактами каждого кольцевого элемента и размещены внутри прорези трубчатого опорного элемента по крайней мере одним кнопочным выключателем, размещенным на другом конце управляющего узла и снабженным контактом, размещенным на другом кон — 40 це трубчатого опорного элемента, при этом опорная конструкция снабжена прикрепленным к корпусу автомобиля дополнительным трубчатым элементом с центральным Отверстием с абра 45 щенной наружу сферической вогнутой поверхностью, втулкой, в котором размещен трубчатый опорный элемент, од