Устройство для укладки трехфазной обмотки переменного тока в пазы протяженного индуктора электродвигателя с прямолинейным полем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин, в частности укладки обмотки в пазы индуктора, и м.б. использовано в области электромашиностроения. Целью изобретения является уменьшение трудоемкости укладки обмотки. Устройство содержит транспортное средство 1 1 , несущее катушку 14 с обмоткой 1, укладываемую в пазы линейного индуктора. Для направления обмотки 1 служит механизм с роликами 15-18. Укладка обмотки осуществляется специашьным инструментом 20, вьшолненным в виде роликов и зубчатых шайб, который исключает ручной труд. 6 ил. А СО с S Ю ОО 00 ы 20 2Г Фиг. 2
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
Ю!) 4 Н 02 К 15/085
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н FlATEHTY уу %15
10 12 9 78 ду 21 фиг. 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕ ГЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3747577/24-07 (22) 07. 06. 84 (31) Р 3323696.8 (32) 01.07.83 (33) DE (46) 30.06.87.Бюл. N -24 (71) Кабельметал Электро ГМБХ и Тиммен Индустри АГ (ПЕ) (72) Манфред Вцисло, Отто Брайтенбах, Фридрих Шатц и Ульрих Риплинг (DE) (53) 621.318.44(088.8) (56) Заявка ФРГ № 2827150, кл. Н 02 К 15/085, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УКЛАДКИ ТРЕХФАЗНОЙ ОБМОТКИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА В ПАЗЫ
ПРОТЯЖЕННОГО ИНДУКТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С ПРЯМОЛИНЕЙНЫМ ПОЛЕМ
„„SU„„1321381 А 3 (57) Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин, в частности укладки обмотки в пазы индуктора, и м.б. использовано в области электромашиностроения. Целью изобретения является уменьшение трудоемкости укладки обмотки. Устройство содержит транспортное средство 11, несущее катушку 14 с обмоткой 1, укладываемую в пазы линейного индуктора. Для направления обмотки 1 служит механизм с роликами 15-)8. Укладка обмотки осуществляется специальным инструментом 20, выполненным в виде роликов и зубчатых шайб, который исключает ручной труд. 6 ил. I 13213
Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин, в частности укладки обмотки в пазы индуктора, и может быть использовано в электромашиностроении.
Цель изобретения — уменьшение трудбемкости укладки обмотки.
На фиг.! изображен вырез статора электродвигателя с прямолинейным по- 1О лем; на фиг.2 — устройство, общий вид; на фиг.З вЂ” вид А на фиг.l на фиг.4 — вид Б на фиг .1; на фиг.5 инструмент, используемый для вдавливания обмотки; на фиг.6 — вид В íà IS фиг.5.
Подлежащая укладке обмотка 1 линейного электродвигателя может, например, состоять из трех электрических кабелей 2, 3 и 4. В ходе завод- 20 ского изготовления эти кабели соединяют между собой, образуя непрерывную обмотку 1. Они размещены в пазах 5 индуктора 6 электродвигателя. Пазы
5 закрыты запорными элементами 7, препятствующими выпадению обмотки 1 из пазов.
Запорные элементы 7 могут устанавливаться на кабелях 2-4 уже в хо- 30 де заводского изготовления. Они предпочтительно выполнены с возможностью пружинящего фиксирования в пазах 5.
Индуктор 6 состоит из множества последовательно установленных паке— тов 8 листовой стали, в которых выполнены пазы 5 и зубцы между пазами.
В пазы 5 помещается обмотка l и там устанавливается. Состоящий из пакетов 8 листовой стали индуктор 6 ук- 4g реплен на опоре 9 Т-образной формы с перекрывающей плитой 10, причем опора состоит, например, из бетона и имеет профиль„ как показано на фиг.4 ° Индуктор 6 с открытыми к низу пазами 5 подвешен на нижней стороне перекрывающей плиты 10 на верхней стороне которой проходит участок движения транспортного средства, приводимого в действие электродвигателем с прямолинейным полем.
Предлагаемое устройство состоит из транспортного средства 11, которое может передвигаться по верхней стороне перекрывающей плиты 10 опоры
9, по которой движется, например, транспортное средство на магнитной подвеске, приводимое в действие электродвигателем с прямолинейным полем.
81 2
Транспортное средство Il направляется, например, на обоих концах посредством направляющих элементов 12 и 13 по обеим кромкам перекрывающей плиты
10, так что транспортное средство в пределах узких допусков следует форме опоры 9.
Транспортное средство ll движется на колесах и имеет собственный привод. На транспортном средстве ll расположена по меньшей мере одна катушка 14, на которую намотана обмотка 1 электродвигателя с прямолинейным полем. Для укладки обмотка 1 проходит под перекрывающей плитой 10 опоры 9 через механизм для ее направления, состоящий из различных роликов 15-18, От последнего по направлению укладки ролика 18 обмотка 1 направляется над накладкой 19 к инструменту 20, посредством которого обмотка автоматически вдавливается в пазы 5 индуктора 6. Если одновременно на обмотке 1 размещаются и крепежные элементы, то обмотка 1 также автоматически устанавливается в пазах 5. В противном случае после вдавливания крепежные элементы следовало бы размещать посредством дополнительного укладочного устройства или вручную.
Накладка 19 и инструмент 20 расположены на, по меньшей мере, одной консоли 21, которая в свою очередь укреплена на транспортном средстве
1l. Консоль 2! может регулироваться по высоте, так что путем складывания ее можно приспособить к имеющемуся свободному пространству.
Консоль 21 может быть выполнена как монтажная площадка, на которой может находиться работник, следящий за укладкой обмотки 1 в пазы 5 индуктора 6, и при необходимости также размещающий в пазах предназначенные для них запорные элементы 7.
Как катушка 14, так и ролики 1518 могут. выполняться с приводами.
Скорость вращения этих элементов це- . лесообразно регулируется в зависимости от скорости транспортного средст-, ва 11. Кроме того, можно предусмотреть устройство для регулирования натяжения обмотки во избежание ее слишком сильного натяжения, в результате чего произошло бы смещение друг относительно друга ветвей обмоТки, которые должны быть расположены параллельно. Автоматическое вдавлива3 13213 ние обмотки 1 в пазы 5 индуктора 6 было бы тогда больше невозможным.
На пути от катушки 14 до последнего ролика 18 обмотка 1 дважды скрещи- . вается. Во избежание при этом постоянной деформации обмотки путем скручивания до ролика 18 предусмотрены по меньшей мере три ролика 16, 15 и
17, обеспечивающие медленный поворот обмотки 1. Между роликами 16 и 10
18 обмотка 1 к тому же по воэможности должна провисать с тем, чтобы исключить в этом месте создающее помехи скручивание обмотки.
Инструмент 20 подпружинен на кон- 15 соли 21 как поперечно направлению индуктора 6, так и в его направлении с тем, чтобы сгладить неточности при подводе обмотки 1. Инструмент 20 опирается через направляющий кронштейн 20
22 на боковую направляющую кромку 23 перекрывающей плиты 10 и через держатель 24 укреплен на консоли 21. Кроме того, посредством пружин 25 и 26 он может передвигаться в направлении 25 двойных стрелок 27 и 28.
Инструмент 20 имеет два боковых ролика 29 и 30, подпружиненных в горизонтальной и вертикальной плоскос- 30 тях, которые могут быть выполнены также в виде лент. Кроме того, инструмент оснащен зубчатыми, шайбами 31, которые входят в промежутки. между ветвями обмотки 1 на параллельных участках. Зубчатыми шайбами 31 обмотка 1 точно устанавливается в необходимое положение по отношению к индуктору 6, так что как раэ средние параллельные участки предварительно 4р изготовленной обмотки 1, которые предназначены для размещения в пазах 5, фактически расположены под этими пазами, прежде чем они будут вдавлены в них инструментом 20. Вдав- 45 ливание обмотки 1 в пазы 5 осуществляется в этом случае посредством роликов 29 и 30, которые на обеих сторонах обмотки 1 прижимаются к ним в области лобовых частей обмотки.
81 4
В результате продвиь;сння вперед транспортного средства 11 обмотка 1 сматывается с катушки 14 и постепенно вдавливается в пазы 5 индуктора 6.
Когда катушка 14 опустеет, можно поднять на транспортное средство 11 новую катушку, обмотка которой перед дальнейшим продвижением транспортного средства может соединяться со снятой перед этим обмоткой, что обеспечивает непрерывность укладки предварительно изготовленной обмотки для электродвигателя с прямолинейным полем на любую длину. Сплошное соединение отдельных секций обмотки можно осуществлять и позднее.
Формула изобретения
Устройство для укладки трехфазной обмотки переменного тока в пазы протяженного индуктора электродвигателя с прямолинейным полем, содержащее выполненную в виде Т-образной опоры протяженную плиту для крепления индуктора открытыми пазами вниз на ее нижней стороне, транспортное средство, установленное на опоре с возможностью перемещения, накладку, закрепленную на транспортном средстве и расположенную под плитой и параллельно ей для подачи гибкой обмотки в пазы индуктора с катушки, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения трудоемкости укладки обмотки, оно снабжено механизмом для направления обмотки с катушки через накладку к индуктору, выполненным в виде роликов, инструментом для вдавливания обмотки в пазы индуктора, установленным на консоли; закрепленной на транспортном средстве, и выполненным в виде двух роликов для прилегания к лобовым частям обмотки, подпружиненных в горизонтальной и в вертикальной плоскостях, и зубчатых шайб для установки ветвей обмотки напротив пазов индуктора, при этом катушка с обмоткой установлена на транспортном средстве.
1321381
1321381
1321381
Составитель В. Пышкина
Техред В.Кадар
Корректор А.Зимокосов
Редактор Н.Киштулинец
Заказ 2672/59 Тираж 660 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4