Запорно-пусковое устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к пожарной технике и позволяет расширить возможности использования шариковых замков в запорно-пусковых устройствах средств пожаротушения. Перевод запорно-пускового устройства в рабочее состояние производится поворотом наружной обоймы 7 относительно оси устройства с помощью механизма пуска-автоматического или ручного. Шарики 5, удерживающие внутреннюю обойму 8 и соединенный с ней запорный элемент 2, при этом выпадают в специально выполненные гнезда в наружной обойме 7 из гнезд 6 корпуса 1. Таким образом, нарушается связь между корпусом 1, служащим опорным элементом, и внутренней обоймой 8. Обойма 8 и соединенный с ней запорный элемент 2 перемещаются вниз корпуса 1 под действием их собственной массы и усилия давления огнетушащего состава. Огнетушащий состав, прорывая мембрану 12, поступает во внутреннюю полость корпуса 1. По мере ее заполнения огнетушащий состав проходит далее через отверстия 9 во внутреннюю полость запорного элемента 2 и через глухое отверстие 15 распылителя 13 поступает к разбрызгивающим отверстиям 14.1 з.п. ф-лы, 3 ил. € ел 18 со 10 4 to 15 Фаг. 2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1321427

А1 (5D 4 А 62 С 37 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВ fOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Риг. Z

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3870965/29-12 (22) 22.03.85 (46) 07.07.87. Бюл. № 25 (71) Центральное проектно-конструкторское бюро по разработке приборов и аппаратуры систем автоматического пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации (72) В. Д. Круглов, В. А. Щеголев и Н. Ф. Котиков (53) 628.744 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 827084, кл. А 62 С 37/06, 1981. (54) ЗАПОРНО-ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к пожарной технике и позволяет расширить возможности использования шариковых замков в запорно-пусковых устройствах средств пожаротушения. Перевод запорно-пускового устройства в рабочее состояние производится поворотом наружной обоймы 7 относительно оси устройства с помощью механизма пуска-автоматического или ручного. Шарики

5, удерживающие внутреннюю обойму 8 и соединенный с ней запорный элемент 2, при этом выпадают в специально выполненные гнезда в наружной обойме 7 из гнезд 6 корпуса 1. Таким образом, нарушается связь между корпусом 1, служащим опорным элементом, и внутренней обоймой 8.

Обойма 8 и соединенный с ней запорный элемент 2 перемещаются вниз корпуса 1 под действием их собственной массы и усилия давления огнетушащего состава.

Огнетушащий состав, прорывая мембрану

12, поступает во внутреннюю полость корпуса 1. По мере ее заполнения огнетушащий состав проходит далее через отверстия 9 во внутреннюю полость запорного элемента 2 и через глухое отверстие 15 распылителя 13 поступает к разбрызгивающим отверстиям 14.1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1321427

Формула изобретения

Изобретение относится к пожарной технике, а именно к запорно-пусковым устройствам, устанавливаемых на сосудах с огнетушащим веществом и трубопроводах подачи огнетушащего вещества.

Целью изобретения является повышение надежности таких устройств с использованием в их конструкции шарикового замка.

На фиг. 1 изображено запорно-пусковое устройство с клапаном; на фиг. 2 — аналогичное устройство с мембраной; на фиг. 3 вид А на фиг. 1 и 2.

Запорно-пусковое устройство состоит из корпуса 1, запорного элемента 2 и шарикового замка с механизмом пуска 3 — для автоматического режима работы или 4 для его включения вручную. Шариковый замок состоит из шариков 5, которые располагаются в гнездах 6 корпуса 1 между наружной 7 и внутренней 8 обоймами. Запорный элемент 2 соединен с внутренней обоймой 8 шарикового замка с помощью резьбы. Конструкция запорного элемента 2 выполнена в виде полого стакана с отверстиями 9, выполненными в его цилиндрической части, для связи внутренней полости корпуса 1 с внутренней полостью запорного элемента 2.

Конструкция запорно-пускового устройства может содержать либо клапан 10, расположенный в корпусе 1 устройства между седлом 11 корпуса 1 и запорным элементом 2 (фиг. 1), либо мембрану 12, также расположенную между указанными выше элементами (фиг. 2) .

К запорному элементу 2 может крепиться с помощью резьбы распылитель 13 с выполненными в нем отверстиями 14, которые связаны с внутренней полостью запорного элемента 2 посредством отверстия 15. Запорный элемент 2 может быть выполнен заодно с распылителем 13 и в этом случае он выполняет функции как запорно-пускового, так и распыливающего механизма.

Фиксатор 16 (фиг. 3) предотвращает случайный самопроизвольный поворот наружной обоймы 7 относительно внутренней 8 и корпуса 1. На наружной обойме 7 имеются лунки 17 для выхода шариков 5. Ход запорного элемента 2 при срабатывании устройства ограничен гайкой 18, крепящейся к корпусу 1.

Механизм 3 автоматического режима работы, например в виде электромагнита или пиропатрона, или силового цилиндра с поршнем, или любого другого необходимого для определенных условий эксплуатации силового органа, может крепиться на корпусе

1 и воздействовать на наружную обойму 7 (поворачивать ее) через рычаг 19, закрепленный непосредственно на наружной обойме 7.

Механизм 4 пуска для включения устройства в работу вручную может быть вы5 !

О !

40 полнен в виде рукоятки и крепиться непосредственно к наружной обойме 7.

Клапан 10 (фиг. 1) и мембрана 12 (фиг. 2) преграждают путь прохождению огнетушашего состава из отверстия 20 в корпусе

1 во внутреннюю полость запорно-пускового устройства, причем мембрана 12 и клапан 10 прижимаются к поверхности седла 11 корпуса 1 и удерживаются в таком положении с помощью запорного элемента 2, который имеет резьбовое соединение с внутренней обоймой 8 шарикового замка, обеспечивающее возможность поступательного перемещения запорного элемента 2.

Кроме того, мембрана 12 закреплена в корпусе 1 неподвижно с IloMolllüþ прокладки 21 и гайки 22.

Шариковый замок с механизмом пуска

3 и 4 можно выполнять не только с возможностью поворота наружной обоймы 7, но и с возможностью ее поступательного перемещения относительно корпуса 1.

Устройство работает следующим образом.

В дежурном режиме в мембранном запорно-пусковом устройстве мембрана 12 прижата к седлу 11 корпуса 1 с помощью прокладки 21 через гайку 22, а также торцом запорного элемента 2. В клапанном запорно-пусковом устройстве клапан 10 прижат к седлу 11 корпуса 1 с помощью запорного элемента 2.

При срабатывании запорно-пускового уст ройства от какого-либо из механизмов пуска 3 или 4 наружная обойма 7 поворачивается до совмещения лунок 17 с гнездами 6 в корпусе 1, или перемещается поступательно до освобождения шариков 5.

Шарики 5 под действием радиальной составляющей нагрузки перемещаются в лунки

17 обоймы 7 или наружу. Запорный элемент 2 под действием давления огнетушагцего состава, передаваемого через мембрану 12 или непосредственно на его торец. перемещается до упора внутренней обоймы 8 в гайку 18.

При этом в мембранном запорно-пусковом устройстве мембрана 12 разрывается, а в клапанном запорно-пусковом устройстве клапан 10 перемещается вместе с запорным элементом 2, освобождая проход огнетушащему составу. Огнетушащий состав из внутренней полости корпуса 1 через отверстия 9 проходит во внутреннюю полость запорного элемента 2 и далее по отверстию

15 распылителя 13 к отверстиям 14, через которые может прзисходить распыление огнетушащего состава в зону тушения пожара.

1. Запорно-пусковое устройство, включающее корпус, запорный элемент и шариковый замок с механизмом пуска, состоящий из шариков, расположенных в гнездах кор1321427

Составитель E. Илюхин

Редактор Г. Гербер Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Заказ 2696/3 Тираж 429 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, УК вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 пуса и охваченных двумя обоймами-наружной и внутренней, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы и эксплуатационных качеств, запорный элемент соединен с внутренней обоймой шарикового замка с помощью резьбы и выполнен в виде полого стакана с отверстиями в цилиндрической части.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено мембраной, расположенной в корпусе устройства между седлом корпуса и запорным элементом.