Транзисторный ключ

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к импульсной технике. Может быть использовано в устройствах автоматики и дискретного электропривода . Цель изобретения - повышение КПД. Устройство содержит силовой и управляющий транзисторы 1, 2,стабилитрон 5, датчик 6 тока, конденсатор 7, резисторы 8- 11. В устройство введены транзисторный опт.- рон 3 и тиристорный оптрон 4. На чертеже также показаны выходная шина 12, общая шина 13, входная шина 14, шина 15 источника питания, нагрузка 16. Введение новых элементов с новы.ми взаимосвязями позволяет уменьшить потери мощности на датчике тока. 1 ил. 15 - 5 О) со ю СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК д1) 4 Н 03 К 1760

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4053397/24-21 (22) 26.02.86 (46) 07.07.87. Бюл. № 25 (71) Харьковское научно-производственное объединение по системам автоматизированного управления (72) Г. К. Алдабаев, Н. В. Харченко и С. И. Овчаренко (53) 621.382 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 995331, кл. Н 03 К 17/60, 1983.

Авторское свидетельство СССР № 1145433, кл. Н 02 М 7/12, 1985.

„„SU„„1322457 А 1 (54) ТРАНЗИСТОРНЫЙ КЛЮЧ (57) Изобретение относится к импульсной технике. Может быть использовано в устройствах автоматики и дискретного электропривода. Цель изобретения — повышение

КПД. Устройство содержит силовой и управляющий транзисторы 1, 2, стабилитрон 5, датчик 6 тока, конденсатор 7, резисторы 8—

11. В устройство введены транзисторный оптрон 3 и тиристорный оптрон 4. На чертеже также показаны выходная шина 12, общая шина 13, входная шина 14, шина 15 источника питания, нагрузка 16. Введение новых элементов с новыми взаимосвязями позволяет уменьшить потери мощности на датчике тока. 1 ил.

1322457

Формула изобретения

50 вниипи Заказ 2877/54 Тираж 901 11одписное

Г1ропзводственно-полиграфинеское предприятие. г. Ужгород, Угп Проектная, 4

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах автоматики и дискретного электропривода.

Цель изобретения — повышение КПД транзисторного ключа за счет уменьшения потерь мощности на датчике тока.

На чертеже представлена схема транзисторного ключа.

Транзисторный ключ содержит силовой 1 и управляющий 2 транзисторы, управляющий элемент 3 (например, транзисторный оптрон), тиристорный оптрон 4, стабилитрон

5, датчик 6 тока, конденсатор 7 и четыре резистора 8 — 11, причем коллектор силового транзистора 1 подключен к выходной шине 12, а база через первый резистор 8 соединена с общей шиной 13, которая подключена к первым выводам второго резистора 9 и конденсатора 7, вход управляющего элемента 3 соединен с входной шиной 14, а первый выход через третий резистор 10 подключен к шине 15 источника питания, коллектор управляющего транзистора 2 соединен с коллектором силового транзистора 1, эмиттер которого подключен к общей шине 13 и одному выводу четвертого резистора 11, другой вывод которого через входную цепь тиристорного оптрона 4 соединен с вторым выводом конденсатора 7, эмиттером управляющего транзистора 2 и одним выводом датчика 6 тока, другой вывод которого подключен к базе силового транзистора, база управляющего транзистора 2 соединена с вторым выводом второго резистора 9 и одним выводом стабилитрона 5, другой вывод которого подключен к второму выходу управляющего элемента 3 и через выходную цепь тиристорного оптрона 4 к общей шине 13.

Кроме того, имеется нагрузка 16, один вывод которой соединен с выходной шиной

12, а другой — с шиной источника питания.

Транзисторный ключ работает следующим образом.

По управляющему сигналу «Включить», поступающему на входные шины 14, открываются транзисторный оптрон 3, управляющий транзистор 2 и силовой транзистор 1, который вызывает появление тока в нагрузке 16. Если отсутствует короткое замыкание в последней, этот ток не превышает номинального значения, и потенциал, снимаемый с датчика 6 тока, недостаточен для срабатывания тиристорного оптрона 4. Если нагрузка такова, что ее включение сопровождается кратковременным превышением номинального значения тока, тиристорный опт5

45 рон 4 не срабатывает из-за блокирующего действия конденсатора 7.

При коротком замыкании в нагрузке 16 потенциал на коллекторе управляющего транзистора 2 повышается, ток через него, а следовательно, и через датчик 6 тока, включенный в его эмиттерную цепь, возрастает, потенциал, снимаемый с датчика 6 тока, повышается, открывается тиристорный оптрон 4 и своим малым при этом сопротивлением шунтирует цепочку стабилитрон 5— резистор 9. В результате управляющий 2 и силовой 1 транзисторы закрываются, и нагрузка 16 отключается. Так как при этом тиристорный оптрон 4 остается в открытом состоянии и блокирует действие сигнала

«Включить», присутствующего на входной шине 14, повторное включение нагрузки 16 может быть осуществлено только после закрытия тиристорного оптрона 4, чего можно достичь кратковременным снятием сигнала «Включить», или кратковременным отключением напряжения питания транзисторного ключа.

КПД предлагаемого транзисторного ключа выше, чем у известных, за счет уменьшения потерь мощности на датчике тока.

Транзисторный ключ, содержащий силовой транзистор, управляющий элемент, стабилитрон, датчик тока, конденсатор и четыре резистора, коллектор силового транзистора подключен к выходной шине, а база через первый резистор соединена с общей шиной, которая подключена к первым выводам второго резистора и конденсатора, вход управляющего элемента соединен с входной шиной, а первый выход через третий резистор подключен к шине источника питания, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД, введены управляющий транзистор и тиристорный оптрон, причем коллектор управляющего транзистора соединен с коллектором силового транзистора, эмиттер которого подключен к общей шине и одному выводу четвертого резистора, другой вывод которого через входную цепь тиристорного оптрона соединен с вторым выводом конденсатора, эмиттером управляющего транзистора и одним выводом датчика тока, другой вывод которого подключен к базе силового транзистора, база управляющего транзистора соединена с вторым выводом второго резистора и одним выводом стабилитрона, другой вывод которого подключен к второму выходу управляющего элемента и через выходную цепь тиристорного оптрона к общей шине.