Способ нарезания плоских зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при обработке плоских зубчатых колес. Целью изобретения является повышение точности зубчатых передач путем устранения подрезания зубьев. Червячную фрезу 1 в процессе обработки колеса 3 перемещают в осевом направлении при согласованном ее вращении и вращении колеса 3. Фрезу 1 выполняют одновитковой с монотонно возрастающей высотой зубьев 4. Перемещение фрезы 1 в осевом направлении осуществляют до совпадения оси симметрии последнего зуба фрезы 1 с диаметральной осью колеса, проходящей через середину обрабатываемой впади- . 3 ил. СО кэ 09 ГО 05 ф. фие.2
СОЮЗ СО ЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„,Я0„„1323264
1511 4 В 23 F 9/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТЕЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
1 1О ДелАм изОБРетений и ОтнРытий (2l) 4022003/31-08 (22) 12.02.86 (46) 15.07,87. Бюл. Р 26 (71) Тульский политехнический институт (72) Г.В.Жужжалкин, В.К,Азеев и В.В.Забабурин (53) 621.924.6,621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 944825, кл. В 23 F 9/14s 1981. (54) СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ПЛОСКИХ ЗУБЧАТЬ1Х КОЛЕС (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при обработке плоских зубчатых колес. Целью изобретения является повышение точности зубчатых передач путем устранения подрезания зубьев.
Червячную фрезу I в процессе обработки колеса 3 перемещают в осевом направлении при согласованном ее вращении и вращении колеса 3. Фрезу 1 выполняют одновитковой с монотонно возрастающей высотой зубьев 4. Перемещение фрезы 1 в осевом направлении осуществляют до совпадения оси симметрии последнего зуба фрезы 1 с диаметральной осью колеса, проходящей через середину обрабатываемой впадины. 3 ил.
64 2 дач — радиальной S и переменной верP тикальной S!,. 3a счет вертикальной подачи происходит углубление впадины зуба у торцов, в результате чего формируется отвод боковых профилей зуба у торцов — бочкообразный зуб. Бочкообразный эуб получается также и в том случае, если во время зубофрезерования осуществляется наклон плоского колеса.
Для получения плоского зубчатого колеса червячная фреза может быть установлена на полную глубину нарезаемой впадины.
При нарезании по предлагаемому способу плоские зубчатые колеса получаются теоретически точными и могут иметь бочкообраэнук форму боковых поверхностей.
Формула изобретения
Способ нарезания плоских зубчатых колес цилиндроконических передач червячной фрезой со стружечными канавками, которую перемещают в направлении ее оси и сообщают ей вращение, согласованное с вращением колеса, и движение. радиальной подачи при совмещении в процессе резания осей симметрии зубьев колеса и фрезы, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности„ фрезу выполняют одновитковой с монотонно возрастающей по витку высотой зубьев, число которых равно числу стружечных канавок, а перемещение фрезы в осевом направлении осуществляют до совпадения оси симметрии последнего зуба фрезы с диаметральной осью колеса, проходящей через середину обрабатываемой впадины.
Способ нарезания осуществляется следующим образом.
На стол .(не показан ) устанавливают плоское колесо 3, в суппорте станка устанавливают фрезу 1 так, чтобы ось, проходящая через середину одного из полных зубьев, совпала с диаметральной осью впадины плоского ко- 40 леса. Процесс фрезерования впадины происходит за счет сочетания двух по1 13232
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке зубчатых колес цилиндроконических передач, Цель изобретения — повышение точ. ности зубчатых передач путем устранения подрезания зубьев.
На фиг.! показана схема реализации предлагаемого способа при сочетании радиальной и вертикальной подач", !О на фиг.2 — схема установки инструмента; на фиг.3 — одновитковая фреэа, посредством которой осуществляют способ.
По предложенному способу червяч- !5 ную фрезу со стружечными канавками 2 перемещают в направлении ее оси и сообщают ей вращение, согласованное с вращением колеса 3, и движение радиальной подачи при совмещении в 20 процессе резания осей симметрии зубьев колеса и фрезы. Фрезу 1 выполняют одновитковой с монотонно возрастающей по витку высотой зубьев 4 фрезы, число которых равно числу стружечных канавок 2, а перемещение фрезы 1 в осевом направлении осуществляют до совпадения оси симметрии последнего зуба фреэы 1 с диаметральной осью колеса, проходящей через середину обра-30 батываемой впадины.
1323264 фиг /
Составитель А. Гадателев
Редактор М.Дыпын Техред Л. Сердюкова Корректор Г.Решетник
Заказ 2906/)4 Тираж 975 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4