Способ обработки червячного колеса модифицированной червячной передачи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке червячных колес модифицированных передач. Цель изобретения - повышение качества,. КПД и термической мощности червячной передачи за счет создания оптимальных условий для формирования масляного клина. Модифицирование боковых поверхностей зубьев червячного колеса осуществляют путем последовательного занижения входных и выходных торцовых участков инструментов червячного типа установленного под углом к средней плоскости червячного колеса. При этом значения углов определяют в соответствии с зависимостью t arctg (a.,j:K:bj), где - угол наклона инструмента при обработке входных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса; угол наклона инструмента при обработке выходных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса; 4, - боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями входных участков зуба колеса и витка червяка, равный боковому зазору между валом и втулкой воображаемого подшипника жидкостного трения, соответствующий углу охвата червяка колесом червячной передачи; j боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями выходных участков .зуба колеса н витка червяка (с целью одинаковой безопасности возникновения кромочного контакта между боковыми поверхностями витков червяка и зубьев колеса принимают й i )i К - козффициент, учитывающий протяженность модифицированных участков, длина которых в соответствии с теорией гидродинамической смазки, должна обеспечивать большую протяженность входного участка, чем выходного; Ъ - ширина витка червячного колеса . В передаче, червячное колесо которой модифицировано предложенным способом, на входном участке колеса образуется геометрический клин повышенной протяженности, по длине которого затягивается масло в несущую зону и прокачивается через нее, обусловливая разделение трущихся поверхностей . 3 ил. с (Л со ND СО to а СП
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
РЕСПУБЛИН (яп 4 В 23 Р ll/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4002144/25-08 (22) 18.11.85 (46) 15.07.87. Бюл. Р 26 (71) Сызранский турбостроительный завод и Научно-производственное объединение по технологии машиностроения ЦНИИТМАШ (72) В.А.Попов, О.В.Модзелевский, В.А.Врашев, Л.В.Цегельницкий и Л.Ю.Тухаринов (53) 621.914 04:833.383 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 992138, кл. В 23 F 11/00, 1980. (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЧЕРВЯЧНОГО КОЛЕСА, МОДИФИЦИРОВАННОЙ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке червячных колес модифицированных передач. Цель изобретения — повышение качества, ° КПД и термической мощности червячной передачи за счет создания оптимальных условий для формирования масляного клина. Модифицирование боковых поверхностей зубьев червячного колеса осуществляют путем последовательного занижения входных и выходных торцовых участков инструментом червячного тина установленного под углом к средней плоскости червячного колеса. При этом значения углов определяют в соответствии с зависимостью с 1 + Rlctp (llf :К:Ь ), 1 где d — угол наклона инструмента при обработке входных участков боко„„SU„„> 323265 А1 вой поверхности зубьев червячного колеса; cL — угол наклона инструмента при обработке выходных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса;, — боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями входных участков зуба колеса и витка червяка, равный боковому зазору между валом и втулкой воображаемого подшипника жидкостного трения, соответствующий углу охвата червяка колесом червячной передачи; З вЂ” боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями выходных участков зуба колеса и витка червяка (с целью одинаковой безопасности возникновения кромочного контакта между боковыми поверхностями витков червяка и зубьев колеса принимают = д„ );
К вЂ” коэффициент, учитывающий протяженность модифицированных участков, длина которых в соответствии с теорией гидродинамической смазки, должна обеспечивать большую протяженность входного участка, чем выходного; Ь< — ширина витка червячного колеса, В передаче, червячное колесо которой модифицировано предложенным способом, на входном участке колеса образуется геометрический клин повышенной протяженности, по длине которого затягивается масло в несущую зону и прокачивается через нее, обусловливая разделение трущихся поверхностей. 3 ил.
-!323265Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке червячных колес модифицированных передач.
Цель изобретения — повышение каче- 5 ства, КПД и термической мощности червячной передачи за счет создания оптимальных условий для формирования масляного клина.
На фиг,! изображена схема относи- !О тельного расположения обрабатываемо— го колеса и оси инструмента при обработке входных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса.; на фиг ° 2 — то же, при. обработке вы- 15 ходных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса; на фиг. 3 расчетная схема определения бокового зазора у торцов колеса между боковыми поверхностями входных участков 20 зуба колеса и витка червяка.
Иодифицирование боковых поверхностей l зубьев 2 червячных колес 3 выполняют методом обката путем последовательной дообработки входных 4 (фиг.l) и выходных 5 (фиг.2) участков боковых поверхностей 1 зубьев 2 червячного колеса 3 с двух установок инструмента. С одной установки выполняют обработку входных участков 4 бо- 30 ковых поверхностей 1 зубьев 2 червячного колеса 3 при угле а, (фиг.l) наклона оси инструмента относительно положения 0-0. Угол Ы„ меньше по абсолютной величине Угла d< (r,2) 35 наклона оси инструмента при обработке выходных участков 5 боковых поверхностей 1 зубьев 2 червячного колеса 3.
Значения углов наклона инструмента к средней плоскости червячного колеса определяют по зависимости
1 2 с(, = + агсСд -----—
1 К Ь2 где Ы, — угол наклона инструмента при обработке входных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса „ 50
c(— угол наклона. инструмента при
1 обработке выходных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса,", боковой зазор у торцов коле- 55 са между боковыми поверхностями входных участков зуба колеса и витка червяка, равный боковому зазору между валом и втулкой воображаемого подшипника жидкостного трения, соответствующий углу охвата червяка колесом червячной передачи;
6 — боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями выходных участков зуба колеса и витка червяка, равный л, К вЂ” коэффициент, учитывающий протяженность модифицированных участков> длина которых в соответствии с теорией гидродинамической смазки должна обеспечивать большую протяженность входного участка, чем выходного; ширина витка червячного колеса, мм, При выборе л, и д, а также протяженности указанных модифицированных участков зубьев колеса исходят иэ теории жидкостного трения, которая нашла практическое применение при изготовлении подшипников жидкостного трения (ГВКТ).
В ПЖТ максимальный диаметральный зазор между активными поверхностями (валом и втулкой) принимают, например, по известной зависимости с! „= (0,001. „.0,003) и = К й, где d „ — абсолютная величина зазора в подшипнике;
К вЂ” коэффициент зазора в подшипнике„
d — диаметр вала подшипника.
Переходя от ПЖТ к червячной передаче, имеем очер пер = К . 1чер > где дц — диаметр кривизны делительной винтовой линии червяка.
Угол обхвата червяка колесом 2А определяют по известной формуле
bz
sin
d „— 0,5 m где Й, - диаметр поверхности вершин витков червяка.
Затем в соответствии со схемой, представленной на фиг ° 3, определяют расстояние между двумя точками А и Б, представляющее собой значение величины d, . С целью одинаковой безопасности возникновения кромочного кон1323265
4 нии, равном межосевому расстоянию червячной передачи.
Формула
"ьт
+ агсгд
К b
2 где с(, 2
Ъ
3 такта между боковыми поверхностями витков червяка и зубьев колеса принимаем и = Л„.
При этом даже при одинаковых л, и и имеет место двухкратное превышение протяженности модифицированного входного участка по сравнению с модифицированным выходным участком.
Согласно теории гидродинамической смазки протяженность входного модифи-10 цированного участка должна быть больше протяженности выходного участка, так как на входном участке должен быть сформирован длинный и пологий масляный клин, благодаря которому осу в 15 ществляется разделение трущихся поверхностей, а роль выходного участка ничтожно мала, поэтому для случая червячной передачи модифицирование выходного участка в основном необхо- 20 димо для избежания кромочного контакта активных поверхностей передачи из-за погрешностей изготовления. В передаче с червячным колесом, модифицированным данным способом, на 25 входном участке зуба колеса образуется геометрический клин повышенной протяженности, по длине которого вследствие большой скорости скольжения и связи молекул масла с поверх- 30 ностью червяка затягивается масло в носущую зону и прокачивается через нее, После нарезания известными способами червячного колеса модифицирова- 35 ние боковых поверхностей зубьев выполняют путем дополнительных операций е
I наклоняют суппорт вместе с инструментом из горизонтального положения (ось 0-0 1 на угол 8< по часовой стрелке (+) (ось 0„-Од) и круговой подачей выполняют обработку входных
4 участков боковой поверхности 1 зубьев 2 колеса 3 до половины ширины венца, после чего прекращают круговую подачу; наклоняют суппорт вместе с инструментом на угол Ы от горизонтального положения (ось 0-0) против часо-50 вой стрелки (-) (ось Оц-0 „) и с помощью круговой подачи выполняют обработку выходных участков 5 боковой поверхности 1 зубьев 2 колеса 3 до тех пор, когда будет обработана четверть длины зубьев, т.е. 0,25 Ъ1.
При этом модификация осуществляется при станочном межосевом расстояизобуетения
Способ обработки червячного колеса модифицированной червячной передачи, включающий последовательное занижение входных и выходных торцовых участков инструментом червячного типа, установленным под углом к средней плоскости червячного колеса, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества, КПД и термической мощности червячной передачи за счет создания оптимальных условий для формирования масляного клина,обработку входных и выходных участков. осуществляют при различных углах наклона инструмента, значения которых определяют в соответствии с зависимостью — угол наклона инструмента при обработке входных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса; — угол наклона инструмента при обработке выходных участков боковой поверхности зубьев червячного колеса боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями входных участков зуба колеса и нитка червяка, равный боковому зазору между валом и втулкой воображаемого подшипника жидкостного трения, соответствующий углу охвата червяка колесом червячной передачи; боковой зазор у торцов колеса между боковыми поверхностями выходных участков зуба колеса и витка червяка, равный Д вЂ” коэффициент, учитывающий протяженность модифицированных участков, длина которых в соответствии с теорией гидродинамической смазки должна обеспечивать большую протяженность входного участка, чем выходного; ширина витка червячного колеса, мм.
1323265
1323265 ф
4К 4 в
Составитель И.Кузнецова
Техред Л. Сердюкова
Редактор М.Дылын
Корректор А,Зимокосов
Заказ 2906/14 Тираж 975 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфжческое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4