Способ защиты тоннеля в местах геологических нарушений

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к подземному строительству, обеспечивает надежность защиты тоннеля при больших сосредоточенных перемещениях грунтового массива и предотвращает, обмерзание перед установкой на мостовое строение водозащитного зонта. Для защиты тоннеля в местах геологических нарушений после возведения в выработке обделки 1 из блоков на подощву тоннеля устанав тивают на подвижных опорах 6 мостовое однопролетное строение (МОС) 5. На нем монтируют водозащитный зонт 2, водоотводные лотки с устройствами 12 для регулирования положения и ходовой путь 4. Последний устанавливают на одно.м уровне с ходовым путем тоннеля. Водозащитный зонт 2 устанавливают с зазоро.м 10 на величину, равную прогнозируемому сосредоточенному перемещению грунтового массива. Длина МОС 5 должна удовлетворять условию (h/i, где h - величина прогнозируемого сосредоточенного перемещения грунтового массива, i - допустимый уклон рельсового пути. При больщих сосредоточенных перемещениях грунтового массива происходит взаимное смещение бортов 8, 9, обделка 1 деформируется и МОС 5 свободно наклоняется, при этом уклон рельсового пути не превысит допустимого значения. Перед установкой на МОС 5 наносят электропроводящее покрытие . 1 з.п. ф-лы, 2 ил. € СО со ts5 СО to оо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1323728 А 1 (51)4 Е 21 D 900

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4033581/22-03 (22) 24.12.85 (46) 15.07.87. Бюл. № 26 (71) Государственный проектный институт

«Ленинградский Промстройпроект» и Проектный и научно-исследовательский институт «Донецкий Промстройниипроект» (72) С. Н. Сильвестров, Г. С. Шестоперов, В. P. Шнеер и О. Ю. Ярошенко (53) 624.19 (088.8) (56) Лиманов Ю. А. Метрополитены. М.:

Трансжелдориздат, 1960, с. 49, рис. 22.

Там же, с. 287, рис. 197. (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТОННЕЛЯ В

МЕСТАХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ (57) Изобретение относится к подземному строительству, обеспечивает надежность защиты тоннеля при больших сосредоточенных перемещениях грунтового массива и предотвращает обмерзание перед установкой на мостовое строение водозащитного зонта. Для защиты тоннеля в местах геологических нарушений после возведения в

A— - А выработке обделки 1 из блоков на подошву тоннеля устанавливают на подвижных опорах 6 мостовое однопролетное строение (МОС) 5. На нем монтируют водозащитный зонт 2, водоотводные лотки с устройствами

12 для регулирования положения и ходовой путь 4. Последний устанавливают на одном уровне с ходовым путем тоннеля.

Водозащитный зонт 2 устанавливают с зазором 10 на величину, равную прогнозируемому сосредоточенному перемещению грунтового массива. Длина МОС 5 должна удовлетворять условию (>Й/1, где Ь вЂ” величина прогнозируемого сосредоточенного перемещения грунтового массива, i — допустимый уклон рельсового пути. При больших сосредоточенных перемещениях грунтового массива происходит взаимное смещение бортов 8, 9, обделка 1 деформируется и МОС 5 свободно наклоняется, при этом уклон рельсового пути не превысит допустимого значения. Перед установкой на МОС 5 наносят электропроводящее покрытие. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1323728

Формула изобретения

1

Изобретение относится к подземному строительству, в частности транспортных или коммуникационных тоннелей на участках с большими сосредоточенными перемещениями грунтового массива, в местах активных тектонических разломов, геологичес кихх нарушени и и на подрабатываем ых территориях с уступообразными оседаниями грунтового м ассива, вызывающими значительные деформации тоннельной обделки, нарушение ее гидроизоляции, недопустимые искривления верхнего строения пути и других коммуникаций.

Цель изобретения — обеспечение надежности защиты тоннеля при больших сосредоточенных перемещениях грунтового массива и предотвращение обмерзания перед установкой на мостовое строение водозащитного зонта.

На фиг. 1 изображен предлагаемый тоннель, поперечное сечение; на фиг. 2 — разрез А А на фиг. 1.

Тоннель представляет обделку 1 увеличенного поперечного сечения, водозащитный зонт 2, водоотводные лотки 3 и ходовый путь 4, где водозащитный зонт 2, водоотводные лотки 3 и ходовой путь 4 смонтированы на мостовом однопролетном строении 5.

Мостовое однопролетное строение 5 опирается на обделку 1 посредством подвижных опор 6, расположенных за пределами тектонического разлома 7, ограниченного устойчивыми породами по бортам 8 и 9.

Между водозащитным зонтом 2 и обделкой

1 имеется зазор 10. Водозащитный зонт 2 имеет электропроводящее покрытие 11. Водоотводные лотки 3 снабжены устройством

12 для регулирования положения, смонтированным на кронштейнах 13, закрепленных на мостовом однопролетном строении 5.

Способ осуществляют следующим образом.

Поперечное сечение выработки в местах геологических нарушений увеличивают после возведения обделки 1, на подошву тоннеля устанавливают мостовое однопролетное строение 5 на подвижных опорах 6.

На мостовом однопролетном строении 5 монтируют водозащитный зонт 2, на который предварительно может быть нанесено электронроводное покрытие, водоотводные лотки 3 и ходовой путь 4.

Водозащитный зонт 2 устанавливают с зазором 10, причем величина зазора устанавливается исходя из величины, равной прогнозируемому сосредоточенному перемещению грунтового массива.

Длина мостового однопролетного строения должна удовлетворять условию

55 где и — величина прогнозируемого сосредоточенного перемещения грунтового массива; (— допустимый уклон рельсового пути.

При больших сосредоточенных перемещениях грунтового массива происходит взаимное смещение бортов 8 и 9 тектонического разлома 7 и обделка 1 деформируется, а мостовое однопролетное строение 5, шарнирно опираемое на обделку 1 за пределами разлома 7, свободно наклоняется совместно со смонтированными на нем водозащитным зонтом 2, водоотводными лотками 3 и ходовым путем 4. При этом, поскольку длина мостового однопролетного строения 5 удовлетворяет условию 5-ф, уклон рельсового пути не превышает допустимого значения.

Наличие зазора 10 обеспечивает эксплуатационную целостность конструкции при деформации обделки 1.

Крепление лотков 3 на кронштейнах

13 обеспечивает восстановление их эксплуатационного уклона при помощи устройства 12.

Водозащитный зонт 2 и водоотводные лотки 3 снабжены электропроводящим покрытием 11, обеспечивающим предотвращение обмерзания водозащитного зонта 2 и образование наледей в зазоре 10.

1. Способ защиты тоннеля в местах геологических нарушений, включающий возведение обделки из блоков, установку водозащитного зонта с внутренней стороны обделки, водоотводных лотков и ходового II) ти, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежности защиты тоннеля при больших сосредоточенных перемещениях грунтового массива, поперечное сечение выработки в местах геологических нарушений увеличивают, после возведения обделки на подошву тоннеля устанавливают мостовое однопролетное строение на подвижных опорах, на котором монтируют водозащитный зонт, водоотводные лотки и ходовой путь, при этом ходовой путь устанавливают на одном уровне с ходовым путем тоннеля, водозащитный зонт устанавливают с зазором на величину, равную прогнозируемому сосредоточенному перемещению грунтового массива, а длину мостового пролетного строения рассчитывают из условия Ь-, где h— величина прогнозируемого сосредоточенного перемещения грунтового м ассива, допустимый уклон рельсового пути.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью предотвращения обмерзания перед установкой на мостовое строение водозащитного зонта, на последний наносят электроп роводящее покрытие.

1323728

Соситавитель И. Кононова

Редактор М. Бандура Техред И. Верес Корректор Л. Зимокосов

3a каз 2944/37 Тираж 454 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР flo делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород. л. Проектная, 4