Зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических приводах. Целью изобретения является устранение неравномерного износа зубьев в условиях сухого и граничного трения путем выравнивания величины износа на активном профиле зубьев колес. В зубчатой передаче с внешним циклоидальным зацеплением, содержащей колеса 1 и 2, профили их зубьев образованы круглой вспомогательной центроидой 3, центр которой расположен на линии межосевого расстояния между полюсом передачи и центром большего колеса, радиус г вспомогательной центроиды равен одной четвертой разности радиусов начальных цилиндров колес. 3 ил. - (Л со ю со CD О
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5в 4 F 16 Н 11 06 55 08
t г 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Cd1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4058438/25-28 (22) 16.04.86 (46) 15.07.87. Бюл. № 26 (71) Ленинградский инженерно-строительный институт (72) В. В. Едунов и А. В. Едунов (53) 621.833(088.8) (56) Прохоров В. П. и др. Синтез плоских зацеплений с постоянным удельным скольжением. Известия ВУЗов. Машиностроение, 1985, № 1О. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сило„„SU„„1323796 А 1 вых и кинематических приводах. Целью изобретения является устранение неравномерного износа зубьев в условиях сухого и граничного трения путем выравнивания величины износа на активном профиле зубьев колес. В зубчатой передаче с внешним циклоидальным зацеплением, содержащей колеса 1 и 2, профили их зубьев образованы круглой вспомогательной центроидой 3, центр которой расположен на линии межосевого расстояния между полюсом передачи и центром большего колеса, радиус r вспомогательной центроиды равен одной четвертой разности радиусов начальных цилиндров колес. 3 ил.! (:. (ЬР
Ж
СЬ
1323796
1) с(/2) 1 — i! /) 30 ния колес;
R2 R — R ссг С 2 — /г/г
R = /R/.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических приводах.
Цель изобретения — устранение неравномерного износа зубьев в условиях сухого и граничного трения путем выравнивания величины износа на активном профиле зубьев колес.
На фиг. 1 изображена передача, общий вид; на фиг. 2 — построение для вывода уравнения циклоидальных профилей; на фиг. 3 — план скоростей скольжения и качения циклоидальной передачи.
Зубчатая передача состоит из двух колес 1 и 2 с центрами вращения в точках ol H 02, для которых Rrps!,2, R,!,2, Rj) 2 радиусы начальных окружностей, окружностей вершин и впадин зубьев соответственно, точка 0 является центром вспомогательной центроиды 3, r — радиус вспомогательной центроиды. Профиль 4 зуба первого колеса очерчен эпициклоидой, профиль 5 зуба второго колеса очерчен гипоциклоидой. Обе эти циклоидальные кривые получены с использованием одной вспомогательной центроиды радиуса r. Центр 0 этой центроиды лежит на линии 0!02 межосевого расстояния между полюсом W передачи и центром 02 большего из колес и удален от точки W на расстояние
r = 0,25(R,, — К-„ч).
Расчет толщины hi,2 изношенного слоя зубьев колес можно вести по формуле
hI,2 = const kI,2 nI,, где Хь Х2 — удельное скольжение зубьев; и/, n2 — числа оборотов колес.
Существуют рекомендации об обеспечении равномерного износа зубьев колес в зубчатой передаче, в которых для обеспечения hl = h. необходимо выполнить
12= I II 2 где 1i 2 — передаточное отношение колес.
Уравнения циклоидальных профилей первого колеса (см. фиг. 1 и 2) К/= К./+ К, В системе координат XiYI с началом в точке О/ справедливо
Х/ = — R„.,l з)п ср/ + R cos (*+ (pl);
Y == R, l cos ср/ + R з1п (сс+ ср/), где R-„I — радиус начальной окружности колеса; с(// — угол обкатки центроиды (начальной окружности) колеса;
oC — угол зацепления в передаче;
Rl — радиус-вектор циклоидального профиля, проведенный из центра О/ колеса до точки К контакта зубьев;
R — радиус-вектор, проведенный из полюса W передачи до точки К контакта зубьев колес;
Из условия обкатки окружностей (центроид) с радиусами R,,l u r следует
R = 2ã.sin = R.„,l sin(CyI) с с = R,„l/2r;
Xr = — R.„r sis rpr + R,.,r — cI2s f f2+ !/
sin (с.ср/)
/х
xrp2) 10 У2 = R,-;crrs rpr + R..„— 22с (le+ I! rpr) sin (с с
Аналогично для второго колеса в системе координат X Y с началом в точке 02 справедливо
Хг = — R 2 Sill(p2. + R:.r CIIS (IC;I2
sin (c ср/) С
;in (с
Y2 = Rw2 СО;с(/2 + R -/ SfI1 (/С222—
Скорости VRI и V/2 качения циклоидальных профилей (см. фиг. 3) V/. I = R I сг// сos t/I, 4//22 =. К244/2 cos /22, где 0) I и с/2 — - угловые скорости врашег
/г R -- — R-.
З5 ссг /в
Удельные скольжения профилей определяются зависимостями
V/rI г/г2 I!2 + 1 Vrcf s /г2
45 Ià
Из условия равномерного изнашивания циклоидальных профилей ) = i., / /2 следует
С
50 С другой стороны -
R.,i с— откуда
r = 0,25(1/2 — 1) R-„,l — — 0,25(R.2 — R»! ).
Передача работает следующим образом.
При вращении колеса 1 в направлении сг// его зуб своим профилем 4 воздействует на профиль 5 зуба второго колеса, вызы1323796
Формула изобретения
3 вая его вращение в направлении со . П ф 5 в относительном движении касаются друг друга в точке К, кото ая пе мещается по ге дуге вспомогательной цент оиды радиусà r.
3 убчатая передача с внеш шним циклоидальным зацеплением соде держащая зацепляющиеся колеса п об рофили зубьев которых о разованы круглой вспомог гательнои центроидои, центр которой расположен на л межосевого а расстояния между полюсо жен на линии
5 едачи и центром большего коле сом печаю аяся тем леса, отлия тем, что, с целью устранения неравномерного износа з бьев в ьев в условиях суг и граничного трения, радиус вспомнтроиды равен одной четвертой разности ади сов колес. р у начальных цилиндров
Редактор Н. К
Сост иштулинец Тех е И. оставитель М. Левинский
Заказ 2950/41 Тираж 811 ред . Верес Корректо Н. К ор . ороль
ВНИИПИ Госу
Подписное осударственного комитета СССР по делам и ос) . по делам изобретении и открытии — э, аушская наб., д. 4/5
-полиграфическое предприятие, г. Уж, г. жгород, ул. Проектная, 4