Система охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидромеханических передачах большегрузных автомобилей. Цель изобретения - повышение надежности работы путем снижения установочной мош.ности теплообменников коробки за счет обеспечения их равномерной тепловой нагрузки на всех режимах работы гидромеханической передачи. Система содержит два различных по охлаждаюш,ей способности теплообменника коробки передач (ТКП). ТКП 1 подключен к охлаждающему контуру коробки передач (КП) 3, который состоит из гидронасосов 5 и 6, подсоединенных главной масляной магистралью к КП 3 и гидротрансформатора (ГТ) 17, регулятора 8 давления, откачиваюш.его насоса 12, обеспечиваюплего подачу жидкости из поддона 13 КП через ТКП в гидробак 4. ТКП 1 с клапаном 15 разгрузки подключен к охлаждаюш,ему контуру ГТ, который включает фильтр 18, гидронасос 19 подпитки, подпиточную магистраль 20 с клапаном 21 подпитки. Полость управления данного клапана сообш,ена с входным каналом ГТ. ГТ выполнен с фрикционной блокировочной муфтой, которая имеет гидравлический нажимной цилиндр 23, при этом его рабочая полость сообщена с главной масляной магистралью , а противоположная - с полостью ГТ. Сливная гидролиния 9 регулятора 8 давления подключена к выходной гидролинии ГТ. Система содержит гидроклапан 26, полость управления которого подключена к полости управления клапана 21 подпитки. 1 ил. (О (Л оо to 4; 00 СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 В 60 К 17 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 402! 498/27-11 (22) 17.02.86 (46) 23.07.87. Бюл. № 27 (71) Минский автомобильный завод (72) E. В. Нишчик и Н. М. Нишчик (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 460201, кл. В 60 К 17/10, 1975. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидромеханических передачах большегрузных автомобилей. Цель изобретения— повышение надежности работы путем снижения установочной мощности теилообменников коробки за счет обеспечения их равномерной тепловой нагрузки на всех режимах работы гидромеханической передачи. Система содержит два различных по охлаждающей способности теплообменника коробки передач (ТКП). ТКП 1 подключен к охлаж„„SU„„1324875 А1 дающему контуру коробки передач (КП) 3, который состоит из гидронасосов 5 и 6, подсоединенных главной масляной магистралью к КП 3 и гидротрансформатора (ГТ) 17. регулятора 8 давления, откачивающего насоса 12, обеспечивающего подачу жидкости из поддона 13 КП через ТКП в гидробак 4.

ТКП 1 с клапаном 15 разгрузки подключен к охлаждающему контуру ГТ, который включает фильтр 18, гидронасос 19 подпитки, подпиточную магистраль 20 с клапаном 21 подпитки. Полость управления данного клапана сообщена с входным каналом ГТ.

ГТ выполнен с фрикционной блокировочиой муфтой, которая имеет гидравлический иажимной цилиндр 23, при этом его рабочая полость сообщена с главной масляной магистралью, а противоположная — с полостью ГТ. Сливная гидролиния 9 регулятора

8 давления подключена к выходной гидролинии ГТ. Система содержит гидроклапан 26, полость управления которого подключена к полости управления клапана 2! подпитки. 1 ил.

1324875

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидромеханических передачах большегрузных а втом обил ей.

Цель изобретения — снижение установочной мощности теплообменников за счет обеспечения равномерной тепловой нагрузки на всех режимах работы гидромеханической передачи.

На чертеже изображена система охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства.

Система содержит два различных по охлаждающей способности теплообменника 1 и 2, из которых меньший теплообменник 1 подключен к охлаждающему контуру механической коробки 3 передач, который состоит из гидробака 4, основного 5 и вспомогательного 6 питающих насосов, подсоединенных главной масляной магистралью 7, в которой установлен регулятор 8 давления со сливной гидролинией 9 и фильтр 10, к механизму 11 управления коробки 3 передач, откачивающего насоса 12, связанного всасывающей гидролинией с поддоном 13 коробки 3 передач, а напорной гидролинией— с входным каналом теплообменника 1, имеющего предохранительный клапан 14. Другой теплообменник 2 с клапаном 15 разгрузки, имеющим дополнительную гидролинию 16, подключен к охлаждающему контуру гидротрансформатора 17, включающему также фильтр 18, насос 19 подпитки и подпиточную магистраль 20 с клапаном 21 подпитки, соединяющим главную масляную магистраль 7 с входным каналом 22 гидротрансформатора 17, снабженного фрикционной блокировочной муфтой, имеющей гидравлический нажим ной цилиндр 23, рабочая полость которого сообщается гидролинией 24 с главной масляной магистралью 7, а противоположная сторона гидравлического нажимного цилиндра 23 — с замкнутой полостью 25 гидротрансформатора 17. Система содержит также гидроклапан 26 управления, входная 27 и выходная 28 линии которого подключены соответственно к подпиточной магистрали 20 и входному каналу теплообменника 1, а полость управления клапана 26 управления — гидролинией 29 к полости управления клапана 21 подпитки. Выходная гидролиния 16 клапана 15 разгрузки подсоединена к входному каналу теплообменника 1 контура коробки передач, а сливная гидролиния 9 регулятора 8 давления — к выходной гидролинии 30 гидротрансформатора 17. Основной питающий

5, откачивающий 12 насосы и насос 19 подпитки имеют привод от входного вала 31, связанного с двигателем (не показан), а вспомогательный питающий насос 6 — от выходного вала 32, связанного с колесами транспортного средства (не показаны).

При работе гидромеханической передачи рабочая жидкость из гидробака 4 подается питающими насосами 5 и 6 через регулятор 8 давления в главную масляную магистраль 7 и далее через фильтр 10 в механизм 11 управления на охлаждение, смазку и управление механической коробки 3 передач и через клапан 21 подпитки и по подпиточной магистрали 20 во входной канал 22 гидротрансформатора 17 на восполнение утечек рабочей жидкости из охлаждающего контура последнего и поддержание заданного давления на его входе. Отработанная и нагретая жидкость из коробки 3 передач стекает в поддон 13, откуда забирается откачивающим насосом 12 и подается через теплообменник 1, снабженный предохранительным клапаном 14, в гидробак 4. В охлаждающем контуре гидротрансформатора рабочая жидкость по выходной гидролинии 30 поступает в теплообменник 2, снабженный клапаном 15 разгрузки, откуда забирается насосом 19 подпитки и через фильтр 18 подается во входной канал 22 гидротрансформатора 17, обеспечивая его работу и охлаждение.

Включение фрикционной блокировочной муфты осуществляется путем подачи жидкости из главной магистрали 7 по гидролинии 24 в рабочую полость гидравлического нажимного цилиндра 23, противоположная сторона которого сообщена с замкнутой полостью 25 гидротрансформатора 17, в которой поддерживается заданное давление клапаном 21 подпитки. При отключении подачи жидкости в рабочую полость гидравлического нажимного цилиндра 23 блокировочное сцепление выключается за счет давления жидкости в полости 25, действующего на противоположную сторону гидравлического нажимного цилиндра 23. Тепловая нагрузка теплообменников 1 и 2 зависит от режима работы механической коробки передач и гидротрансформатора, тепловыделения в этих узлах и подачи рабочей жидкости через теплообменники.

На режимах максимальной скорости движения транспортного средства, когда гидротрансформатор работает в режиме гидромуфты или заблокирован, тепловыделение и прокачка рабочей жидкости в охлаждающем контуре гидротрансформатора и через теплообменник 2 минимальны из-за большого гидравлического сопротивления полости гидротрансформатора. На всасывании насоса 19 подпитки имеет место снижение давления и даже разрежение. Тепловыделение в коробке передач и подача питающих насосов на этих режимах наибольшее, но потребности коробки передач в масле остаются постоянными или изменяются незначительно в зависимости от режима работы, а через теплообменник 1 прокачивается постоянное количество жидкости. Из13248

Формула изобретения

3 лишки жидкости, подаваемой питающими насосами 5 и 6 в главную масляную магистраль 7 на питание и охлаждение коробки передач, через регулятор 8 давления по сливной гидролинии 9 отводятся к выходной гидролинии 30 и далее в теплообменник 2 охлаждающего контура гидротрансформ атора

17. Прокачка жидкости через теплообменник 2 и давление на всасывании насоса 19 подпитки возрастают, исключается разрежение. Увеличивается тепловая нагрузка теплообменника 2. Давление жидкости на входе в гидротрансформатор возрастает выше заданной величины, клапан 21 подпитки закрывается, но давление продолжает повышаться, так как подача жидкости 15 по сливной гидролинии 9 в контур гидротрансформатора превышает утечки из последнего, тогда клапан 26, полость управления которого сообщается гидролинией

29 с полостью управления клапана 21 подпитки, открывается и часть жидкости по подпиточной магистрали 20, входной 27 и выходной 28 линиям поступает в теплообменник 1 и далее в гидробак. При этом обеспечивается равномерная тепловая нагрузка теплообменников 1 и 2, повышение эф- 25 фективности охлаждения за счет увеличения прокачки жидкости через теплообменники 1 и 2, подачи рабочей жидкости из охлаждающего контура коробки передач в ненагруженный теплообменник 2 охлаждающего контура гидротрансформатора и дополнительной, кроме откачивающего насоса, прокачки жидкости от линии 28 через теплообменник 1 охлаждающего контура коробки 3 передач.

При движении транспортного средства на малой скорости и максимальной загрузке гидротрансформатора (при разгоне, преодолении подъемов и т.д.) тепловыделение в последнем наибольшее, возрастает прокачка жидкости в охлаждающем контуре гидротрансформатора и через теплообмен- 40 ник 2 за счет гидротрансформатора, давление в выходной гидролинии 30 возрастает, открывается клапан 15 разгрузки и часть нагретой жидкости из гидротрансформатора и поступающей по сливной гидролинии 9 от регулятора 8 давления подается по вы- 4 ходной гидролинии 16 клапана 15 разгрузки в теплообменник 1 охлаждающего контура коробки передач, который на этих режимах имеет минимальную тепловую нагрузку. Восполнение утечек из охлаждающего контура гидротрансформатора осуществляется на этих режимах подачей жидкости от главной масляной магистрали 7 через клапан 21 подпитки и подпиточной магистрали

20 и частично по сливной гидролинии 9. При этом обеспечивается равномерная тепловая нагрузка теплообменников 1 и 2, повышение эффективности охлаждения за счет уменьшения тепловой нагрузки теплообменника

2 и подачи части жидкости из охлаждающего контура гидротрансформатора 17 в теплообменник 1.

Установка гидроклапана 26 позволяет исключить черезмерное повышение давления на входе и в полости 25 гидротрансформатора при увеличенной подаче по сливной гидролинии 9 или при заклинивании,клапана подпитки в открытом положении и повысить надежность фрикционной блокировочной муфты за счет исключения возрастания противодавления с противоположной стороны нажимного цилиндра 23 и некачественного включения фри кционной блокировочной муфты. Кроме того„обеспечивается работоспособность гидротрансформатора и надежное выключение фрикционной блокировочной муфты при заклинивании клапана 21 подпитки в закрытом положении за счет подпитки охлаждающего контура гидротрансформ атора от сливной гидрол и нии

9 регулятора 8 давления и обеспечения заданного давления на входе и в полости 25 гидротрансформатора гидроклапаном 26.

При этом повышение надежности фрикционной блокировочной муфты обеспечивается за счет качественного выключения и исключения подблокировки фрикционной блокировочной муфты в выключенном положении.

Система охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства, содержащая два теплообменника, один из которых установлен в охлаждающем контуре коробки передач и соединен с гидробаком и напорной гидролинией откачивающего насоса, а другой — в охлаждающем контуре гидротрансформатора, включающем последовательно соединенный с ним насос подпитки, гидравлически подключенный к входной и выходной линиям гидротрансформатора, выполненного с фрикционной блокированной муфтой, приводимой от нажимного гидроцилиндра, рабочая полость которого сообщена с главной магистралью, соединенной с механизмом управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем снижения установочной мощности теплообменников за счет обеспечения их равномерной тепловой нагрузки на всех режимах работы гидромеханической передачи, она снабжена гидролинией с установленными в ней последовательно гидроуправляемыми клапанами подпитки и управления, соединенной в месте входа в клапан подпитки с главной магистралью, между этими клапанами — с линиями их управления и с напорной гидролинией насоса подпитки, а в месте выхода из клапана управления — с напорной гидролинией откачивающего насоса, и дополни1324875

Составитель В. Калмыков

Редактор И.Шулла Техред И. Верее Корректор М. Пожо

3а каз 3004/14 Тираж 598 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 тельной гидролинией с установленным в ней клапаном разгрузки, подключенной к выходной линии гидротрансформатора до установленного в ней другого теплообменника и к напорной гидролинии откачивающего насоса.