Электропривод постоянного тока шахтной подъемной установки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспорту, в частности к электроприводам постоянного тока шахтных подъемных установок. Цель изобретения - повышение надежности. Электропривод состоит из электродвигателя 1, питающегося от генератора 2. Напряжение генератора регулируется изменением тока возбуждения обмотки 3 тиристорным преобразователем 4. Скорость движения задается командоаппаратом 9 управления скоростью , подключенным к задатчику 8 скорости . Регулятор 7 ЭДС и регулятор 5 напряжения электродвигателя с датчиком 6 напряжения генератора, датчиком 10 напряжения и датчиком 11 тока электродвигателя образуют замкнутую двухконтурную систему регулирования скорости электродвигателя 1. Пороговые элементы 16 и 19, блок 17 переключения, управляемый командоаппаратом 18 переключения режима, блок 14 формирования уставки токоограничения с задатчиком 15 производной тока, блок 13 сравнения и блок 12 коррекции позволяют ограничить ток при заторможенном электродвигателе до допустимой величины и получить трубуемый характер изменения тока при смене уровня токоограничения в момент растормаживания, что устраняет рывки, проскальзывание каната и сокраш.ает время цикла подъема. 1 ил. (С (Л со to 4; со О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

<„, 4 В 66 В l/28

Л

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4023569/31-11 (22) i 2.02.86 (46) 23.07.87. Бюл. № 27 (71) Сибирский металлургический институт им. Серго Орджоникидзе (72) В. Ю. Островлянчик, В. И. Кузнецов, В. А. Килин и В. А. Абкин (53) 629.424 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1141551, кл. Н 02 P 5/06, 1983. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО

ТОКА ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ (57) Изобретение относится к транспорту, в частности к электроприводам постоянного тока шахтных подъемных установок. Цель изобретения — повышение надежности.

Электропривод состоит из электродвигателя

1, питающегося от генератора 2. Напряжение генератора регулируется изменением тока возбуждения обмотки 3 тиристорным пре„„SU„„1324976 д1 образователем 4. Скорость движения задается командоаппаратом 9 управления скоростью, подключенным к задатчику 8 скорости. Регулятор 7 ЭДС и регулятор 5 напряжения электродвигателя с датчиком 6 напряжения генератора, датчиком 10 напряжения и датчиком 11 тока электродвигателя образуют замкнутую двухконтурную систему регулирования скорости электродвигателя l.

Пороговые элементы 16 и 19, блок 17 пере ключения, управляемый командоаппаратом

18 переключения режима, блок 14 формирования уставки токоограничения с задатчиком 15 производной тока, блок 13 сравнения и блок 12 коррекции позволяют ограничить ток при заторможенном электродвигателе до допустимой величины и получить трубуемый характер изменения тока при смене уровня токоограничения в момент растормаживания, что устраняет рывки, проскальзывание каната и сокращает время цикла подъема. 1 ил.

1324976

Форл ула изобретения

1

Изобретение относится к транспорту, в IBcTHocòH к эдектронриволам HocTQHHHQIÎ тока шахтных подъемных установок.

Цель изобретения — — повышение HBдежности.

На чертеже представлена электрическая блок-схема предлагаемого электропривода.

Электропривод состоит из электродвигателя 1, подключенного к генератору 2 постоянного тока, обмотка 3 возбуждения которого соединена с выхо IOM тиристорного преобразователя 4. Вход преобразователя 4 подключен к выходу (генератора) регулятора 5 напряжения, один вход которого соединен с выходом датчика 6 напряжения генератора, а другой — с выходом регулятора 7 ЭДС. Один из входов регулятора

7 ЭДС соединен с выходом задатчика 8 скорости, подключенного одним из входов к командоаппарату 9 управления скоростью, другой и третий входы регулятора 7 ЭДС соединены соответственно с выходами датчика 10 напряжения якорной обмотки электродвигателя и с выходом датчика 11 тока электродвигателя. Задатчик 8 скорости вторым входом подключен к выходу блока 12 коррекции, вход которого соединен с выходом блока 13 сравнения.

Один вход блока 13 сравнения соединен с выходом датчика 11 тока электродвигателя, а другой — с выходом блока 14 формирования уставки токоограничения. К входам блока 14 подключены задатчик 15 производной тока, дополнительный пороговый элемент 16 и выход блока 17 переключения.

С входами блока 17 переключения соединены командоаппарат 18 переключения режима и пороговый элемент 19. Датчик 6 напряжения генератора подключен к цепи генератора 2 резистивным делителем 20, а датчик 10 напряжения якорной обмотки и датчик 11 тока электродвигателя подключены к цепи электродвигателя 1, соответственно, резистивным делителем 21 и шунтом 22.

Электропривод работает следующим образом.

Командоаппаратом 9 управления скоростью подается сигнал управления на вход задатчика 8 скорости, формирующего программу движения сосудов при разгоне, торможении и равномерной скорости. С выхода задатчика 8 сигнал поступает на вход регулятора 7 ЭДС. Сигнал, пропорциональный ЭДС электродвигателя 1, выделяется непосредственно на других входах регулятора 7 ЭДС от датчиков 10 и 11. С выхода регулятора

7 ЭДС сигнал поступает на вход регулятора 5 напряжения генератора, выходной сигнал которого определяет задание тиристорному преобразователю 4, устанавливающему напряжение генератора 2. Напряжение генератора 2 определяет скорость электродвигателя 1. Схемой предусмотрено переменное

50 токоограничение, вьпю.)псиное в виде задерiKBHHc)H отриц )те)ьной об)ратной связи

Но ток якоря и ос . II ÑÃI H.!яемое и)тем переключения интегрирую пего элемента зад ггчика 8 скорости в режим регулятора тока.

Величина задержки определяется Ilopol.овыми элементами 16 и 1:1, а выбор величины задержки осуществ1яется блоком 17 переключения llo сигналу командоаппарата 18 переключения режима в зависимости от требуемого режима работы (заторможена или расторможена) подьемной установки. Дополнительный пороговый элемент 16 определяет максимально возможный ток, не превышающий допустимый для двигателя по усlовиям перегрузки. Пороговый элемент 19. включаясь при наложении тормозов и отключаясь при растормаживании, определяет ток растормаживания, не превышающий допустимый для заторможенного двигателя.

Для получения требуемой производной тока при смене уставки токоограничения введен блок 14 формирования. уставки токоограничения, формирующий требуемый закон изменения уставки токоограничения на входе блока 13 сравнения при поступлении команды на переключение уставки токоограничения от командоаппарата 18 переключения режима. Пороговые элементы 19 и 16 включены в цепь его обратной связи и определяют максимальное значение сигнала на его выходе. Выходной сигнал приложен к входу блока 13 сравнения и определяет величину задержки отрицательной обратной связи по току якоря. Подключение к входу блока 14 формирования уставки токоограни чения выхода задатчика 15 производной тока позволяет варьировать темп изменения уставки токоограничения, так как время интегрирования интегрирующего усилителя прямо пропорционально величине входного сигнала.

Для коррекции динамических свойств (ускорение перерегулирования) замкнутого контура тока, который образуется переводом интегрирующего элемента задатчика 8 скорости в режим регулятора тока, введен блок 12 коррекции, формирующий требуемую частотную характеристику контура тока.

Таким образом, изобретение позволяет за счет ограничения величины и производной тока в силовой цепи в режиме растормаживания устранить динамические перегрузки, уменьшить износ электрического и механического оборудования, обеспечить необходимую точность отработки тахограммы движения сосудов и тем самым повысить производительность электропривода шахтной подъемной установки.

Электропривод постоянного тока шахтной подъемной установки, содержащий электродвигатель, подключенный к генератору, обмотка возбуждения которого соединена с!

324976

Составитель H. Лысякова

Редактор А.Шандор Техред И. Верее Корректор Н. Король

Заказ 3012/! 9 Тираж 720 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 выходом тиристорного преобразователя, подключенного входом к выходу регулятора напряжения, один вход которого соединен с выходом датчика напряжения генератора, а другой вход — с выходом регулятора ЭДС, один вход которого соединен с выходом датчика напряжения якорной обмотки электродвигателя, а другой вход — с выходом задатчика скорости, соединенного одним из входов с командоаппаратом управления скоростью, командоаппарат переключения режима, подключенный к одному из входов блока переключения, к другому входу которого подключен пороговый элемент, и датчик тока электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен блоком коррекции, блоком сравнения, блоком формирования уставки токоограничения, задатчиком производной тока и дополнительным пороговым элементом, выход которого подключен к одному из входов блока формирования уставки токоограничения, к другим входам которого подключен выход выход блока переключения и выход задатчика производной тока, а выход — к одному из входов блока сравнения, к другому входу которого и к третьему входу регулятора ЭЛС подключен выход датчика тока, а к выходу— вход блока коррекции, подключенного выходом к другому входу задатчика скорости.