Упорный подшипник гидрогенератора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение надежности. Упорный подшипник содержит внутри масляной ванны 1 самоустанавливающиеся сегменты 2, между которыми установлены упоры 3 и-образной формы. На боковых стенках 6 упоров имеются заплечики 7, а на их торцах - отгибы 8. Изобретение позволяет значительно увеличить проходное сечение межсегментного канала и обеспечить более интенсивную и стабильную подачу смазывающего масла. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. (Л Фиг.1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
1511 4 Н 02 К 5/20 /
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг. t (21) 3821398/24-07 (22) 10,12,84 (46) 23.07.87, Бюл. У 27 (75) A.È.Ïðÿäêî и Е.Н.Виноградов (53) 621.313,04 (088,8) (56) Глебов И.А. и др. Гидрогенераторы. вЂ,Л.: Эиергоиздат, 1982, с.247249, рис.12-1, 12-2.
Авторское свидетельство СССР
У 1226573, кл. Н 02 К 5/20, 1983. (54) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ГИДРОГЕНЕРАТОРА
„„SU„„ l 325625 А1 (57) Изобретение относится к электромашиностроению, Цель изобретения— повышение надежности. Упорный подшипник содержит внутри масляной ванны I самоустанавливаюшиеся сегменты 2, между которыми установлены упоры 3
U-образной формы. На боковых стенках
6 упоров имеются заплечики 7, а на нх торцах — отгибы 8, Изобретение позволяет значительно увеличить проходное сечение межсегментного канала и обеспечить более интенсивную и стабильную подачу смазывающего масла. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
25625 2
1
13
Изобретение относится к электрома шиностроению, в частности к упорным подшипникам, например, вертикальных гидрогенераторов.
Цель изобретения — повышение надежности упорного подшипника, достигаемое улучшением циркуляции масла в межсегментном пространстве, На фиг.1 показан подшипник, вид сверху; на фиг,2 — вид А на фиг,1 „ на фиг.3 — упор, аксонометрия, на фиг.4 — форма шаблона, Предлагаемый упорный подшипник содержит внутри масляной ванны 1 (показана только внутренняя. цилиндрическая выгородила ) самоустанавливающиеся сегменты 2, между которыми установлены упоры 3 U"oáðàçíoé формы.
Для регулировки эксцентриситета е и заданного положения сегментов 2 с боковых сторон каждого сегмента предусмотрены регулировочные винты 4, Для отрывания сегментов при подъеме ротора от диска 5 на боковых стенках 6 предусмотрены эаплечики 7. Для фиксации сегментов в радиальном направлении на торцах упоров предусмотрены отгибы 8, они же являются направляющими элементами для потока масла в канал.
В основании упора предусмотрены отверстия 9, которые позволяют перемещать упор в некоторых пределах и используются для установки технологических болтов с планками под болт, выполняющими функцию шайб, После окончательной установки эксцентрисйтета Р упоры 3 для исключения возможного сдвига при сборке фиксируются на корпусе 10 подпятника с помощью упомянутых болтов и планок, а верхний диск, корпуса 10 подпятника имеет резьбовые отверстия под болты.
Окончательное крепление упоров 3 на корпусе 10 выполнено при помощи сварки 11 а технологические болты с планками удаляются. С целью повышения прочности крепления упора посредством увеличения длины крепящих швов в основании упора могут быть выполнены отверстия 12,с наложением по их периметру швов 13;
Устройство используют следующим образом.
Подпятник размещен внутри ванны 1 которая заполнена маслом примерно до уровня середины диска 5 по высоте.
Таким образом, все неподвижные детали подпятника и вращающийся по стрелке С диск 5 находится в среде смазывающего масла, Однако под действием веса ротора агрегата масло из зоны контакта диска 5 и сегментов 2 выдавливается и диск 5 опирается практически на голую рабочую поверхность сегментов 2.
В процессе работы агрегата при наборе, скорости вращения ротора происходит всплытие диска 5 над самоустанавливающимися сегментами за счет затягивания масла между диском
5 и сегментами 2, Таким образом, создается клинообразная масляная пленка, обеспечивающая жидкостное трение. В ходе работы машины происходит постоянная подлитка масла, поступающего на эаходную кромку 14 сегмента 2 иэ межсегментного пространства, а со сбегающей кромки 15 диском
6 выносится отработанное горячее масло из зоны трения также в межсегментное пространство.
Таким образом, может происходить смешение холодного и горячего масел и перенос горячего масла в зону трения следующего сегмента, что недопустимо. Поэтому необходимо исключение упомянутого процесса с помощью мощного радиального потока масла, поступающего со стороны внутреннего диаметра ванны в межсегментные каналы, В предлагаемой конструкции подпятника с усовершенствованными упорами 3, расположенными и закрепленными в межсегментном пространстве, значительно увеличено проходное сечение каналов, а наличие вертикальных стенок 6 и направляющих козырьков 8 формирует более интенсивную и стабильную подачу смазывающего масла — стрелка Б в каналы, движение — стрелка В и отвод масла — стрелка Г в сторону мас лоохладителей, Предлагаемые упоры могут быть изготовлены из листового проката вырезки, например огнем по специально разработанному шаблону с последующим гнутьем. Гнутьем упору придается форма (фиг.3). Это позволяет существенно снизить трудоемкость изготовления и расход металла по сравнению с известным и упором П-образной формы, Отпадает необходимость в комплектовании запасных частей к упорам в
1325625
10 3 13 12
ФИГ комплекте поставки подпятника, Техническое преимущество предлагаемого технического решения заключается в том, что предлагаемая конструкция упора позволяет существенно повысить надежность эа счет увеличения проходного сечения межсегментного канала при одновременном снижении материальных и трудовых затрат на его изготовление, Изобретение позволяет унифицировать конструкцию упора и может быть применено практически для всех сегментных упорных подшипников вертикальных и горизонтальных агрегатов как однорядного, так и многорядного исполнений. формула изобретения
1. Упорный подшипник гидрогенератора, содержащий расположенный в масляной ванне диск, опирающийся на самоустанавливающиесл сегменты с боковыми регулировочными винтами и размещенные между сегментами и закрепленные на корпусе упоры, имеющие расположенные по длине заплечики а .Э
1 на торцах фиксирующие элементы, о тличающийс я тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения циркуляции масла в межсегментном пространстве, упоры имеют
U-образную форму поперечного сечения, а фиксирующие элементы выполнены в виде отгибов, сопряженных с поверхностями сегментов на их внешнем и внутреннем диаметрах, 2. Подшипник по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что основание упора имеет отверстия для монтажно-регулировочных болтов.
2р 3. Подшипник по пп. 1 и 2, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности крепления упора к корпусу подшипника, в основании упора имеются прорези, ориенти25 рованные вдоль упора, по периметру которых наложен сварной шов, 1325625
Составитель В.Петри
Техред В.Кадар
Корректор Т Колб
Редактор М.Бланар
Заказ 3121/52 Тираж 659 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г,ужгород, ул.Проектная,4