Ветроводяной двигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 88 а, 4; 88с, 2

М 13258 г

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ ветро-водяного двигателя.

Е патенту А. В. Журбина, заявленному 6 февраля 1928 года (заяв. свид. М 23380).

0 выдаче патента опубликовано 31 марта 1980 года. действие патента распространяется íà 15 лет от 31 марта 1930 года.

Предлагаемый ветро-водяной двигатель состоит из лопастей, поворотно установленных своими цапфами во втулке рабочего вала и в наружном поворотном кольце и снабженных коническими дисками, перемещающимися при вращении вала между тарелками, снабженными рядом впадин и выступов, к которым диски попеременно прижимаются нрн своих колебательных движениях под давлением потока жидкости.

На чертеже фиг. 1 изображает продольный разрез двигателя; фиг. 2 — поперечный разрез; фиг. 3 — вид вдоль оси на выступы чашки 6 и тарелки 7; фиг. 4 — вид выступов и впадин чашки 6 и тарелки 7. в развернутом виде, фиг. 5, 6, 9 — 12 — рабочие лопасти; фиг. 7 — положение конического диска между чашкой 6и тарелкой 7 в момент изменения колебательного движения лопасти; фиг. 8- — сХему сил, действующих на лопасть двигателя: фиг. 13 — направление действую-, щих на лопасть сил: фиг. 14 — пути перемещения лопастей при колебании их: фиг. 15 †17 †полож лопастей при неправильном расположении конических дис ков; фиг. 18 — 20 схематическое расположение лопастей по отношению к потоку; фиг. 21 — графическое изображение,использования давления потока.

Предлагаемый ветро-водяной двигатель состоит из неподвижного кожуха l (фиг. 1 и 2) с подшипниками 3 и 4 для рабочего вала о, на котором насажена втулка 9 с подпятниками для цапф 10 рабочих лопастей 11, укрепленных внешними цапфами 12 в поворотном кольце 18, покоящемся на роликах 1о. К подшипнику Ф прикреплена чашка 6 (фиг, 3), снабженная кольцевым с конической кромкой гребнем, имеющим впадины и и снабженные резиновыми накладками выступы m (фиг. 3 и 7).

С другой стороны рабочих лопастей 11 к части 14 кожуха 1 прикреплена тарелка 7 с такой же конической кромкой,как н у чашки 6, снабженной тоже выступами m и впадинами и, и обращенных к чашке 6 так, чтобы ее выступы приходились против выемок чашки 6. Между чашкой 6 и тарелкой 7 помещаются конические диски 8 с диаметром, равным расстоянию между первыми и составляющие одно целое с рабочими лопастями 11, выполненными в виде трапеций (фиг. б, 10 — 11) с поперечным сечением в виде ромба (фиг. 6) или треугольника (фиг. 9) и боковые кромки которых совпадают с образующими конических дисков 8. К тарелке 7 прикреплен конус 16, служащий для уменьшенйя давления на нерабочую часть. При шести лопастях верхняя грань лопасти равняется стороне правильного шестиугольнцка, вписанного в окружность, при восьми лопастях †стороне правильного восьмиугольника u T. д. и, следовательно, общая площадь всех лопастей. будет соответственно равняться: площади шести- или восъмиугольника.

Действие двигателя основано на том, что под давлением потока жидкости, текущего по стрелке А (фиг. 4), лопасти 1, д и о придут в колебательное движение, получив опору на конце и лопасти (фиг. 14), так как под давлением потока (фиг. 8) конические диски лопастей -соскользнут по линии е f в близ.лежащие впадины и и концы ж лопастей опишут дуги аЬ. Перемещение лопастей в другом направлении или их поворот около своих цапф в положение ас или gd невозможны, так как связаны с преодолением трения конических дисков о резиновые накладки выступов m. Лопасти же 2, 4 и 6, занимавшие до того наклонное положение относительно направления потока А, под давлением равных по вели. чине сил P и Р (фиг. 13) повернутся так, что их ребра и (фиг. 14) опишут дугу еи, аребра ж переместятся по линии И. Таким образом, при этих колебательных движениях лопастей центры вращения их передвигаются вдоль неподвижных чашки 6 и тарелки 7, а значит и вал двигателя получает вращение. Указанные перемещения лопастей возможны, по мнению изобретателя, только при том условии, если образующие конических дисков 8 совпадают с боковыми ьромками лопастей 11, тогда как при всяком другом случае, когда пересечение линий АО и СО,. не совпадает с центром вращения 0 (фиг. 15 и 16) возможны взаимные положения лопастей, подобные изображенным на фиг. 17, когда двигатель не будет работать. В предыдущем описании рассматривалось, что лопасти расположены, как указано на фиг. 4 и 18, т.-е. направление одной из лопастей совпадает с направлением потока, а направление другой находится под некоторым углом $ к потоку., В этом случае положение первой лопасти будет неустойчивым и чтобы сделать действие двигателя надежным, необходимо лопасти сдвинуть относительйо потока на небольшой угол.а (фиг. 19), оставив один и тот. же угол наклона: между лопастями

Использование силы потока в. течение полного колебания лопасти не будет постоянным и будет тем больше, чем больше в данный момент угол наклона лоиасти а+ (фиг. 20):, при уменьшении же этого угла часть потока выйдет из сферы действия на лопасть. На фиг. 21 графически изображено соотношение использованной. массы потока к общей массе его, где заштрихованная площадь представляет неиспользованнуюмассу.

Предмет патента.

Ветро-водяной двигатель, характеризующийся применением лопастей 11 (ф. 1 и 2), цапфами 10, 12 поворотно установленных во втулке 9, закрепленной на рабочем валу о и поворотном кольпе 18, направляе-, мом роликами 1о, установленными в части 14 кожуха1, удерживающей тарелку 7, несущую конус 16 и снабженную, как и прикрепленная к кожуху чашка 6, кольцевыми с коническою кромкою гребнями, имеющими выступьг ж и впадины-и (ф. 8, 4 и 7), из коих выступы т, снабжаются резиновыми накладками, к которым попеременно прцжимаются, при вращении всех лопастей Jl вместе с валом о, конические диски 8 (ф. 1,5 и 7), которыми сна-, бжаются все лопасти 11 и образуюшими конических поверхностей которых служат прямые линии, совпадающие с- крайними боковыми кромками лопастей 11, приводимых, при последовательных соприкосновениях дисков 8 с указанными резиновыми накладками, в возвратно-вращательное движение таким образом, что боковые кромки смежных лопастей то сближаются; то расходятся, а сами лопасти устанавливаются в рабочие. и нерабочие положения, отходя от начального нерабочего положения, при котором лопасти лежат в плоскости, проходящей через геометрическую ось вала б, или наклонены к указанной плоскости под, небольшим углом а (фиг. 19)-.

H патенту A. В. Турбина ¹ 13258 багге. 5 сУ/гг 5 д иг. +

Лг. 6

Ъч донггг. 9 е

Фггг. 4Ce a и

I гч О

I „", 1 О

1 чОч

Ф.же E8

/«ч. г

Тип. Рндрогр. Упр. Управл. В.-И Сил. РККА. Ленинград, здание Гл. Адмиралтейства.. г

/

/

1 1

-,9 иг ч 1

) ; —;;; .," - .

// Лягут чУ г/,Тз,ремер у ,9Ьггв. УЛ

1

1

«1

j/ /