Противопиттинговая присадка к смазочным маслам

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к противопиттинговым присадкам к смазочным маслам и может найти применение в узлах трения (подшипниках качения), применяемых в машиностроении. Улучшение противопиттинговых свойств масла, обеспечивающее повьш1ение контактной выносливости подшипников качения и увеличение их срока службы, достигается применением трибутилфосфата в качестве противопиттинговой присадки к смазочным маслам. При испытании 10 шариковых подшипников на масле И-20А с трибутилфосфатом долговечность последних увеличивается в 5-6 раз по сравнению с чистым маслом без присадок и в 2-4 раза по сравнению с известными противопиттинговыми присад-; нами. 1 табл. (Л 00 ю О) о:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3979480/23-04 (22) 22. 11.85 (46) 30 ° 07 ° 87. Бюл. 9 28 (72) Б. С. Гутенев, О. Н. Черменский, В.Н.Бакунин и С..В.Степаненко (53) 621.892 ° 8 (088.8)(56) Товарные нефтепродукты, свойства и применение. Справочник. М.: Химия, 1971, с.136-139.

Виноградова И.Э. Противоизносные присадки к маслам. М.: Химия, 1972, с. 121-122.

Виленкин А.В. Масла для шестереночных передач. M. Химия, 1982, с. 140-143. (54) ПРОТИВОПИТТИНГОВАЯ ПРИСАДКА К

СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ

„„SU„„1326609 А1 (51)4 С 10 M 137 04// С 10 N 30:06 (57) Изобретение относится к противопиттинговым присадкам к смазочным маслам и может найти применение в узлах трения (подшипниках качения) "применяемых в машиностроении. Улучшение противопиттинговых свойств масла, обеспечивающее повьппение контактной выносливости подшипников качения и увеличение их срока службы, достигается применением трибутилфосфата в качестве противопиттинговой присадки к смазочным маслам. При испытании 10 шариковых подшипников на масле И-20А с трибутилфосфатом долговечность последних увеличивается в 5-6 раз:. по сравнению с чистым маслом без рисадок и в 2-4 раза по сравнению с известными противопиттинговыми присад- ками. 1 табл.

1326609 масеп является количество циклов нагружения испытуемого образца до появления на его контактной поверхности единичного выкрашивания (питтинга) диаметром, превышающим 50Х длины малой полуоси пятна контакта.

Предварительно для выявления зависимости противопиттинговых свойств масла от содержания в нем ТБФ проведены испытания на "укороченной базе", т,е. с обкаткой 10 образцов шариковых подшипников на каждой приготовленной композиции (укороченная база) и с обкаткой 50 образцов (средняя долговечность).

Изобретение относится к присадкам для смазочных материалов, улучшающим противопиттинговые действия масел.

Цель изобретения — улучшение противопиттинговых свойств масла, при5 водящее к повышению контактной выносливости подшипников качения и, следовательно, к увеличению их срока службы.

Согласно изобретению в качестве противопиттинговой присадки применяют трибутилфосфат (ТБФ), ранее применяемый в качестве противоизносной присадки к маслам. 15

Испытания присадок проводят на испытательной установке МКВ-К в соответствии с ГОСТ 25.501-78.. Критерием оценки противопиттинговых свойств

Результаты испытаний представлены в таблице.

Доверительный интервал результат з испытаний, мл. ::. циклов

Компо" зиция

Концентрация ТБФ и .масле

И-20А мас.7

Долговечность образцов, млн.циклов

Укорочен- Средняя ная база долговечность

Масло без присадки

24, 1-112, 5

5,5

i3i7

52,0

0,5

20,0

1,0

26,5

2,5

125,3-682,5

32,0

292,5

3,0

32,6

5 0

36,4

10,0

37,5

7 20,0

Присадка

Дибутилфосфат Трикрезилфосфат

Свободная сера

55 Графит

Дисульфид молибдена

Диалкилдитиофосфаты

193

200-300

Из представленных данных видно, что добавление в масло присадки ТБФ позволяет значительно. улучшить его противопиттинговые свойства и тем самым повысить контактную выносливость и срок службы шарикоподшипников.

Сравнительные испытания с извест( ными противопиттинговыми присадками по величине максимального увеличения времени работы узла до появления питтинга с использованием противопиттинговых присадок относительно базового масла без присадок следующие:

Максимальное чвеличение времени работы узла до появления питтинга,Ж

102

117

t41

266

1326609

250-350

ЬОО

Составитель Л.Иванова

Техред А.Кравчук

Редактор Н.Киштулинец

КоРРектоР С.Шекмар

Заказ 3248/2!

Тираж 462

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 ° Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4

Серохлор-фосфор содержащая (ИНХП-46)

Трибутилфосфат

Присадка трибутилфосфат обладает лучшими противопиттинговыми свойствами по сравнению с известными присадками.

Формула изобретения

6 Применение трибутилфосфата в качестве противопиттинговой присадки к смазочным маслам.