Радиальная опора скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к радиальным опорам скольжения. Целью изобретения является повышение надежности опоры путем обеспечения более интенсивного отвода тепла от рабочей поверхности. Радиальная разъемная опора содержит два нолувкладыша и два маслосборных коллектора, размешенных на торцах нижнего полувкладыша. Охлаждаюшие и маслонерепускной каналы выполнены сквозными вдоль оси в выходной по направлению врашения вала части нижнего полувкладыша с выходом в маслосборные коллекторы. Маслоперепускной канал дополнительно имеет вход в разъем вкладыша . Это позволяет снизить температуру рабочей поверхности нижней части вкладыша. 1 з.п.ф-лы, 3 ил. со го О5 со 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1326798

А1 (1) 4 F 16 С 17 02 37 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АSTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3924837/31-27 (22) 04.07.85 (46) 30.07.87. Бюл. № 28 (7I) Харьковский политехнический институт им. В. И. Ленина (72) В. М. Капинос, В. В. Рухлинский, И. Д. Усачев, Ю. Ф. Косяк, Е. И. Зарецкий и Ю. И. Мищенко (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 882271, кл. F 16 С 33/06, 1979.

Патент ФРГ № 949788, кл. 47 е 1, 1956. (54) РАДИАЛЬНАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к радиальным опорам скольжения. Целью изобретения является повышение надежности опоры путем обеспечения более интенсивного отвода тепла от рабочей поверхности. Радиальная разъемная опора содержит два полувкладыша и два маслосборных коллектора, размещенных на торцах нижнего полувкладыша. Охлаждающие и маслоперепускной каналы выполнены сквозными вдоль оси в выходной по направлению вращения вала части нижнего полувкладыша с выходом в маслосборные коллекторы. Маслоперепускной канал дополнительно имеет вход в разъем вкладыша. Это позволяет снизить температуру рабочей поверхности нижней части вкладыша.

1 З.п.ф-лы, 3 ил.!

326798!

О

Формула изобретения

55!

Изобретение отно; vT".к к д<.таля.; к;яшин, в частности к ра,иалььь:. < опо; ач сколь::.!. íèÿ, и может, :ь.,ь:.ь::ользовано в паровы . и азов ых т, f и " - л ., <. изобгет "..:;я ;",1яется повышение

::..;:: ги и э,;оп!мичиое:-и работы равного ьз.:,:",п.t. t<à скольжения путем 1:: ", t,ãге.,ноi о;. в<,<а тепла от рабочей

;;:.ос и „и кнсй части вкладыша и сниз .д вязкости масла, поступающего в масi!: и клин верхней части вкладыша. !

1а фиг. 1 представлена опора, вид на . евую поверхность; на фиг. 2 — сечение на фиг. 1 (поясняющее расположен; <г<лаждающих каналов и схему циркуляции масла); на фиг. 3 — сечение Б — Б

ll фиг. 1 (поясняющее расположение охлаж<аюгцих стержней).

Двуклиновая радиальная опора скольжени» с принудительным охлаждением содержит о.<ватывающий вал вкладыш, состояпгий из верхней 1 и нижней 2 частей, соединенных между собой в плоскости горизонтального разьема, систему охлаждающих каналов, представляющую собой сочетание радиальных 3 и осевых 4 каналов, маслосборные коллекторы 5, коллектор маслоподвода 6, маслоперепускные каналы 7 и 8, паз 9 в верхней части вкладыша 1, входной направляющий канал 10 верхней части вкладыша 1, паз 1! и входной направляющий канал 12 нижней части вкладыша 2, интенсификаторы теплоотвода 13.

Осевые каналы 4 системы охлаждающих каналов, расположенные вблизи рабочей поверхности нижней части вкладыша 2, и каналы 3, соединяют коллектор маслоподвода 6 с маслосборными коллекторами 5, маслоперепускные каналы 7 и 8 соединяют маслосборные коллекторы 5 с пазом 9 и входным направляющим каналом 10 верхней части вкладыша 1. Коллектор маслоподвода 6 соединен также с пазом 11 и входным направляющим каналом 12 нижней части вкладыша 2. В отверстиях осевых охлаждающих каналов 4 размещены интенсификаторы теплоотвода 13.

Устройство работает следующим образом.

Масло из системы смазки под давлением подается в коллектор маслоподвода 6, откуда по радиальным 3 и осевым 4 каналам, расположенным в нижней части вкладыша 2, подается в маслосборные коллекторы 5. Проходя по каналам 3 и 4, масло отбирает тепло трения, выделяющееся на рабочей поверхности нижней части вкладыша 2, что обеспечивает интенсивное охлаждение наиболее нагретой части подшипника, снижает ее температурный уровень и тем самым повышает надежность работы подшипника.

Из маслосборных коллекторов с несколько возросшей по сравнению с начальной .ее величиной температурой масло по

2 маслоперепускным каналам 7 и 8 подается через паз 9 во входной направляющий канал 10 и поступает в масляный клин верхней части вкладыша 1. Подача подогретого масла в верхний малонагруженный клин снижает вязкость охлаждающей жидкости (масла) в верхней части вкладыша 1, что уменьшает потери трения и повышает экономичность опоры.

В масляный клин нижней части вкладыша масло поступает из коллектора 6 через паз 11, выполненный в нижней части вкладыша 1, и входной направляющий канал 12.

Отработавшее в подшипнике масло сливается через торцовые полости.

Для интенсификации отвода тепла от рабочей поверхности нижней части вкладыша 2 целесообразно разместить в осевых каналах 4 системы охлаждения стержни, обеспечивающие увеличение скорости течения масла, в результате чего увеличивается отвод тепла от стенок каналов к протекающему в них маслу, что снижает температуру рабочей поверхности. Стержни могут быть, например, квадратного или треугольного, или цилинд.рического сечения.

Техническое преимущество изобретения заключается в повышении надежности работы радиальной опоры скольжения. Это достигается снижением температуры рабочей поверхности нижней части вкладыша путем более интенсивного отвода тепла от поверхностей трения за счет циркуляции охлаждающего масла в каналах системы охлаждения.

Экономическое преимущество конструкции заключается в снижении потерь на трение за счет уменьшения вязкости масла в масляном клине верхней части вкладыша.

1. Радиальная опора скольжения, содержащая охватывающий вал разъемный вкладыш, состоящий из двух полувкладышей, соединенных между собой в плоскости горизонтального разъема, систему соединенных с коллектором принудительного охлаждения каналов, а также маслоперепускной канал, выполненные в нижнем полувкладыше, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена двумя маслосборными коллекторами, размещенными на торцах нижнего полувкладыша, охлаждающие и маслоперепускной каналы выполнены сквозными вдоль оси в выходной по направлению вращения вала части нижнего полувкладыша с выходом в маслосборные коллекторы, а маслоперепускной канал дополнительно имеет выход в разъем вкладыша.

2. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена интенсификаторами теплоотвода, размещенными в охлаждающих каналах и выполненными в виде стержней.

1326798

8

4U 1 фиг,З

3 8

Фиг. 2

Составитель Т. Хромова

Редактор Н. Горват Техред.И. Верес Корректор A. Зимокосов

Заказ 3262/30 Тираж 758 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4