Шарнирно-рычажный механизм одностороннего вращения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретениеотноситься к шарнирно-рычажным механизмам и найдет применение в устройствах, где требуется устойчивое одностороннее вращение ведомого звена. Цель изобретения - снижение металлоемкости и повышение Надежности механизма. На оси ведомого кривошипа 3 размещена двухрядная шариковая или роликовая обгонная муфта 5 , в которой один ряд шариков работает как в подшипнике качения, а другой под воздействием храповых зубьев заклинивается между наружным и внутренним кольцами муфты 5 при возникновении неопределенности во вращении кривошипа 3 и тем самым предотвращает его поворот в обратную сторону. Приведена формула определения необходимого количества муфт 5 при наличии в механизме более двух кривошипов. 3 ил. (Л ф{/2.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК.
А1 (19) (11) (11 4 F 16 Н 21/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР .
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3944830/25-28 (22) 13.08.85 .(46) 30.07.87. Бюл. У 28 . (71) Ростовский-на-Дону завод-втуз при Заводе "Ростсельмаш" - филиал
Ростовского института сельскохозяйственного машиностроения (72) С.М.Барашев (53) 621.837 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 759781, кл. F 16 Н 21/38, 1980. (54) ШАРНИРНО-РЫЧАЖНЬЙ МЕХАНИЗМ
ОДНОСТОРОННЕГО ВРАЩЕНИЯ (57) Изобретение- относится к шарнирно-рычажным механизмам и найдет при- менение в устройствах, где требуется устойчивое одностороннее вращение ведомого звена. Цель иэобретенияснижение металлоемкости и повышение надежности механизма. На оси ведомого кривошипа 3 размещена двухрядная шариковая или роликовая обгонная муфта 5, в которой один ряд шариков работает как в подшипнике качения, а другой под воздействием храповых зубьев заклинивается между наружным и внутренним кольцами муфты 5 при возникновении неопределенности во вращении кривошипа 3 и тем самым пре.— дотвращает его поворот в обратную сторону. Приведена формула определения необходимого количества муфт 5 при наличии в механизме более двух кривошипов, 3 ил.
1 !32682
Изобретение отиосится к машиностроению, а именно к кривошипно-шатунншм механизмам, и найдет применение в устройствах, где требуется ус6 тойчивое, надежное однонаправленное вращение ведомого звена °
Цель изобретения - снижение металлоемкости механизма эа счет упрощения конструкции устройства, исключающего неопределенность движения, и повышение надежности его работы.
На фиг.1 показана кинематическая схема механизма; на фиг. 2 — сечение
А-А на фиг.1; на фиг. 3 — сечение
Б-Б на фиг.2, Механизм содержит основание 1 и размещенные на нем по меньшей мере два кривошипа 2 и 3, из которых один, например 2 ° является ведущим, Между 20 . собой кривошипы 2 и 3 шарнирно связаны шатуном 4. Ведомый кривошип 3 должен иметь устойчивое однонаправленное вращение, например, по часовой .стрелке, для чего на его оси установ- 25 лено устройство для исключения неопределенности движения в виде двухрядной шариковой.или роликовой обгонной муфты 5. Наружное кольцо 6 обгонной муфты 5 имеет две гладкие беговые дорожки, по которым катятся шарики (или ролики) 7, и жестко связано с .основанием I. Внутреннее храповое кольцо 8 жестко закреплено на оси ведомого кривошипа 3 и имеет одну глад35 кую беговую дорожку 9, выполняющую вместе с дорожкой наружного кольца
6 роль подшипника качения, и храповую дорожку 10, на которой выполнены храповые зубья 11.
Механизм работает следующим образом.
При вращении кривошипа 2 через ша.тун 4 кривошипу 3 сообщается вращение В ту же сторону Однако когда 4 кривошип 3 расположится вдоль прямой
А-Д, проходящей через оси вращения кривошипов 2 и 3, в его движении нас;тупает неопределенность, и при враще- нии кривошипа 2 в ту же сторону кри вошип 3 может повернуться в другую сторону. При этом шарики 7 храповой дорожки 10 при правильном вращении кривошипа 3, находившиеся во впадинах между зубцами 11 и допускавшие вращение оси кривошипа 3 в наружном кольце 6, скосами обратной стороны зубцов 11 заклиниваются между кольцаМи 6 и 8. Обратное вращение кривоши6п — 4Р— W
Р
5 5 где P
Ф число кинематических соединений одностороннего вращения (обгонных муфт); — число подвижных звеньев механизма;
P — число реверсивных кинематических пар пятого класcai
W — число степеней свободы механизма.
Формула изобретения
Шарнирно-рычажный механизм одностороннего вращения, содержащий основание, размещенные на нем по меньшей мере два кривошипа, один из которых ведущий„ шарнирно связанные с кривошипами шатуны и предназначенные дпя взаимодействия с ведомыми кривошипами устройства для исключения неопределенности их движения, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью снижения металлоемкости и повышения надежности, устройства для исключения неопределенности выполнены в виде двухрядных обгонных муфт, наружные гладкие кольца которых жестко связаны с основанием, а внутренние храповые кольца — с осями соответствующих ведомых кривошипов, а количество муфт определено по формуле
6п — 4P с — W где Р
5 число кинематических соединений одностороннего вращения (обгонных муфт); число подвижных звеньев механизма; число реверсивных кинематических пар пятого класса; число степеней свободы механизма.
3 2 па 3 останавливается и продолжается его вращение в рабочем направлении.
Шарики 7 храповой дорожки 10 снова скатываются жо впадины между зубьями 11 и не препятствуют вращению кривошипа 3.
Механизм может содержать и более двух кривошипов. В этом случае количество муфт 5, обеспечивающее надежную работу механизма, определяется по формуле
1326823
Т0
Щ/2. Г
Составитель В.Савицкий
Техред В.Кадар Корректор С. Шекмар
Редактор Н.Горват
Тираж Sll Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д,4/5
Заказ.3263/31
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4