Сигнализатор предельного значения тепловой деформации блок- картера и опор коренных подшипников коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к автотракторному двигателестроению и позволяет повысить надежность работы коленчатого вала и коренных подшипников двигателя. Сигнализатор содержит индуктивные преобразователи 1 и 2, компараторы 3, 6 напряжения, элемент 4 сравнения, датчик 5 т-ры масла, установленный в под доне картера, датчик 7 т-ры охлаждающей жидкости, резисторы 10, 11 и индикатор 12. При прогреве двигателя блок-картер деформируется и крайняя опора с преобразователями 1 и 2 смещается , в результате чего сигналы преобразователей меняются и на 1зь1ходе компаратора 3 появляется отрицательный сигнал Ugjj. По мере прогрева двигателя т-ра охлаждающей воды становится вьше т-ры масла в поддоне, поэтому сигналы от датчиков 5 и 7 будут не равны и на выходе компаратора 6 появляется положительный сигнал а на элементе 4 - положительный сигнал Ugjj|.j , который зажигает индикатор 12, информирующий о запрете дальнейшего нагружения двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. С S (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (И) (б1) 4 G 01 М 15/00 оьт р
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОткРытий (21) 3938493/25-06 (22) 02.08.85 (46) 30.07.8?. Бюл. )(р 28 (72) В.И. Титов (53) 621.43.222(088.8) (56)Авторское свидетельство СССР
У 1090902,. кл. У G 01 М 15/00, 1984.
:(54) СИГНАЛИЗАТОР ПРЕДЕЛЬНОГО ЗНАЧЕ.,НИЯ ТЕПЛОВОЙ ДЕФОРМАЦИИ БЛОК-КАРТЕРА И ОПОР КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГО РАНИЯ (57) Изобретение относится к автотракторному двигателестроению и позволяет
IIoBblcHTb надежность работы коленчатого вала и коренных подшипников двигателя.
Сигнализатор содержит индуктивные преобразователи 1 и 2, компараторы 3, 6 напряжения, элемент 4 сравнения, датчик 5 т-ры масла, установленный в поддоне картера, датчик 7 т-ры охлаждающей жидкости, резисторы 10, 11 и индикатор 12. При прогреве двигателя блок-картер деформируется и крайняя опора с преобразователями 1 и 2 смещается, в результате чего сигналы преобразователей меняются и на выходе компаратора 3 появляется отрицательный сигнал Ub„„ . По мере прогрева двигателя т-ра охлаждающей воды становится выше т-ры масла в поддоне, поэтому сигналы от датчиков 5 и 7 будут не равны и на выходе компаратора 6 появляется положительный сигнал U а на элементе 4 — положительный сиг- с ф нал U который зажигает индикатор 12, информирующий о запрете даль- (/) нейшего нагружения двигателя. 1 s.n. ф-Jlbl 3 HJI, 1 13269
Изобретение относится к машиностроению, в частности к автотракторному двигателестроению, и может быть использовано в тех отраслях народного
5 хозяйства, в которых эксплуатируют автомобили и тракторы.
Целью изобретения является повышение надежности работы коленчатого вала и коренных подшипников двигателя.10
На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого сигнализатора; на фиг. 2 — положение коленчатого вала и блок-картера без тепловой деформации; на фиг. 3 — то же, с тепловой ,деформацией.
Сигнализатор содержит индуктивные преобразователи 1 и 2 (фиг. 1), компаратор 3 напряжения. элемент 4 сравкения, датчик 5 температуры масла, установленный в масляном поддоне картера, компаратор 6 напряжения, датчики 7 температуры охлаждающей жидкости, блок-картер 8, коленчатый вал 9, резисторы 10 и 11 и индикатор 25 12.
Сигналиэатор работает следующим образом, Преобразователи 1 и 2 подключены соответственно к первому (инвертирую 30 щему) и второму (неинвертирующему) входам компаратора 3„ выход которого соединен с инвертирующим входом элемента 4 сравнения. Датчик 5 температуры масла подключен к инвертирующему входу компаратора 6 напряжения, к второму входу которого подключен датчик 7 температуры охлаждающей жидкости. Выход компаратора 6 соединен с вторым входом элемента 4 сравнения. Резистор 40
10 служит для калибровки схемы, а резистор 11 ограничивает величину тока инцикатора 12.
Преобразователь 1 устанавливают в крайнем коренном подшипнике блоккартера 8 над коренной шейкой коленчатого вала 9, а преобразователь 2 под той же шейкой коленчатого вала.
До пуска двигателя блок-картер 8 не имеет тепловой деформации (фиг 2) 50
И его температура везде одинакова, поэтому коренные подшипники соосны с коленчатым валом. При этом индуктивный преобразователь 1, установленный в верхней части подшипника, расположен дальше от шейки коленчатого вала 9, чем преобразователь 2, расположенный в нижней части подшипника, поэтому
U, < U и компаратор 3 напряжения на
37 2 выходе имеет положительный сигнал.
Так как температура верхней части блок-картера (Т1 ) и нижней его части (T>) одинаков и равны Т, т.е. Т
= T = Т, то,цатчики 5 и 7 не имеют разйости в сигналах, поэтому компаратор 6 напряжения не выдает на элемент 4 сравнения напряжения управляю- щего сигнала и на выходе элемента сравнения возникает отрицательное (минимальное по величине) напряжение
U и индикатор 12 не светится, так как напряжение мало.
При прогреве двигателя блок-картер деформируется (фиг, 3) и крайняя опора с индуктивными преобразователями 1 и 2 смещается на некоторый угол относительно первоначального положения, т.е. преобразователи изменяют свое положение относительно. шейки коленчатого вала, а именно преобразователь 1 приближается к шейке, а преобразователь 2 удаляется от шейки, в результате чего сигналы U и U меняются (U< ) Uz) и на выходе компаратора 3 появляется отрицательный ,с и г H BJI Б р цх
По мере прогрева двигателя его температура увеличивается и температура охлаждающей жидкости в головКе блока .будет выше температуры масла в поддоне картера, поэтому сигналы от датчиков 5 и 7 будут не равны (U4 ) U ) и на выходе компаратора 6 появляется положительный сигнал 0 выход а на элементе 4 сравнения — положительный сигнал U ц„, который зажигает индикатор 12, информируя водителя о том, что нагружать двигатель нельзя.
Формула изобретения
1. Сигнализатор предельного значения тепловой деформации блок-картера и опор коренных подшипников коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, содержащий датчик температуры охлаждающей жидкости, первый и второй преобразователи контролируемого параметра, установленные в коренном. подшипнике, элемент сравнения и индикатор, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, сигнализатор дополнительно содержит датчик температуры масла, установленный в масляном поддоне двигателя, первый и второй резисторы и первый з 132693 и второй компараторы напряжения, причем датчик температуры охлаждающей жидкости подключен к неинвертирующему входу первого компаратора напря5 женин, к инвертирующему входу которого подключен датчик температуры масла, первый преобразователь контролируемого параметра подключен к инвертирующему входу второго. комнара, к неинвертирующему входу которого подключен второй преобразователь, а выход первого компаратора напряжения подключен к неинвертирующему входу элемента сравнения и параллельно — к первому резистору, вы7
4 ход второго компаратора напряжения соединен с инвертирующим входом элемента сравнения, выход которого через второй резистор соединен с индикатором.
2. Сигнализатор по и. 1, о т л и — . ч а ю шийся тем, что преобразователи контролируемого параметра установлены в крайнем коренном подшипнике в вертикальной плоскости, проходящей через ось коленчатого вала, причем первый преобразователь установлен в подшипнике над коленчатым валом, а второй — в подшипнике под коленчатым валом.
1326937
Составитель В. Горбунов
Техред Л.Олийнык Корректор В, Бутяга
Редактор Ю. Середа
Заказ 3273/37 Тираж 776 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г..ужгород, ул. Проектная, 4