Дождевальный аппарат

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к дождевальной технике и может быть использовано в орошаемом земледелии для полива садов и высокостебельных сельскохозяйственных культур. Целью изобретения является облегчение монтажа и обслуживания аппарата при одновременном повышении его надежности и производительности. Дождевальный аппарат включает фиксатор транспортного положения, стабилизатор поперечной устойчивости 1, садовую надставку 2, корпус 6, вертикальную стойку 7 и консольный ствол 10. Фланцы 5 корпуса 6, садовой надставки 2 и стабилизатора 1 снабжены растяжками 3. Стабилизатор 1 и вертикальная стойка 7 снабжены шкивами 13 и лебедками 14 и 19. Фиксатор транспортного положения сделан в виде установленного на корпусе 6 цилиндра 28 с V-образным вырезом и закрепленных на стойке пальцев 29. При подаче в дождевальный аппарат вода поступает в садовую надставку 2 и затем в полость стойки 7. Стойка 7 под давлением воды поднимается вверх и палец 29 выходит из V-образного выреза цилиндра 28 фиксатора транспортного положения. Вода из стойки 7 поступает в консольные стволы 10 и разбрызгивается насадками 24 и соплами 25. При выключении ВОДЬ стойка 7 опускается вниз, при этом пальцы 29 входят в вырез цилиндра 28. I з.п. ф-лы, 5 ил. Ё (Л J . ОО ю -4 со 4 to

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 А 01 G 25 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С О

Ь)

QO

ЬР

Фиг 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3975868/30-15 (22) 15. 1 1.85 (46) 07.08.87. Бюл. № 29 (71) Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева (72) 3. И. Метельский, И. В. Кобозев, В. А. Гераськин и В. Н. Якушев (53) 631.347.1 (088.8) (56) Справочник по механизации орошения. /Под ред. Б. Г. Штеин. — М.: Колос, 1979, с. 131 — 132.

Авторское свидетельство СССР № 369879, кл. А 01 G 25/00, 1973. (54) ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ АППАРАТ (57) Изобретение относится к дождевальной технике и может быть использовано в орошаемом земледелии для полива садов и высокостебельных сельскохозяйственных культур. Целью изобретения является облегчение монтажа и обслуживания аппарата при одновременном повышении его надежности и производительности.

Дождевальный аппарат включает фикса„„SU„„1327842 A 1 тор транспортного положения, стабилизатор поперечной устойчивости 1, садовую надставку 2, корпус 6, вертикальную стойку 7 и консольный ствол 10. Фланцы 5 корпуса 6, садовой надставки 2 и стабилизатора 1 снабжены растяжками 3. Стабилизатор 1 и вертикальная стойка 7 снабжены шкивами 13 и лебедками 14 и 19.

Фиксатор транспортного положения сделан в виде установленного на корпусе 6 цилиндра 28 с V-образным вырезом и закрепленных на стойке пальцев 29. При подаче в дождевальный аппарат вода поступает в садовую надставку 2 и затем в полость стойки 7. Стойка 7 под давлением воды поднимается вверх и палец 29 выходит из V-образного выреза цилиндра

28 фиксатора транспортного положения.

Вода из стойки 7 поступает в консольные стволы 10 и разбрызгивается насадками 24 и соплами 25. При выключении воды стойка 7 опускается вниз, при этом пальцы 29 входят в вырез цилиндра 28. I зп. флы, 5 ил.

1327842

Изобретение относится к дождевальной технике и может быть использовано в орошаемом земледелии для полива садов и высокостебельных сельскохозяйственных культур.

Цель изобретения — облегчение монтажа и обслуживания аппарата при одновременном повышении его надежности и производительности.

На фиг. 1 представлены предлагаемый аппарат, общий вид и схема монтажа аппарата; на фиг. 2 — аппарат без садовой надставки, вид сбоку; на фиг. 3 то же, вид сверху; на фиг. 4 — схема крепления верхнего подшипника на корпусе; на фиг. 5 — нижний подшипник, разрез.

Дождевальный аппарат состоит (фиг. 1) из стабилизатора 1 поперечной устойчивости, на котором установлена садовая надставка 2, обеспечивающая полив высокостебельных культур и закрепленная растяжками 3 с натяжными винтами 4. Надставка 2 соединена со стабилизатором 1 с помощью фланцев 5. AHBлогично на надставке 2 установлен корпус 6 аппарата со вставленной в него крестообразной вертикальной стойкой 7, на которой с помощью грузовых 8 и боковых ветровых 9 тросов закреплены консольные стволы 10, вставленные в поворотные

S-образные трубы 11. Причем на торце стойки 7 выполнен кронштейн 12 со шкивами 13 механизма подъема стволов, через которые переброшены грузовые тросы, соединенные с лебедками 14 для подъема консольных стволов 10. Лебедки 14 установлены в кронштейнах 15 на стойке 7 и могут быть съемными и переносными.

Кроме того, на стабилизаторе 1 установлен стояк 16 с блоком 17 и кронштейн

18 с лебедкой. 19, трос 20 которой соединен с корпусом 6 для подъема аппарата.

Фланцы 5 стабилизатора 1, садовой надставки 2 и корпуса 6 снабжены петлями 21, которые входят между кронштейнами 22 и соединены с ними осью 23 так, что отверстия на фланцах 5 совпадают. Такое соединение корпуса 6, надставки 2, стабилизатора 1, а также выполнение стояка 16 с блоком 17 установка лебедок 14 и 19 необходимы для облегчения монтажа аппарата, особенно при увеличении его размеров с целью повышения производительности. С этой же целью установлены лебедки 14 и шкивы 13, а консольные стволы 10 закреплены в поворотных S-образных трубах 11. Такое выполнение аппарата позволяет без демонтажа менять дефлекторные насадки 24 и сопла 25, установленные на консольных стволах 10.

Вертикальная стойка 7 вставлена в корпус 6 и опирается на верхний 26 и нижний 27 подшипники (фиг. 2). Причем верхний подшипник 26 расположен посередине стойки 7. Это обеспечивает одинаковую нагрузку на нижний 27 и верхний

26 подшипники и уменьшает угол возможного перекоса стойки 7 в корпусе 6, что уменьшает износ подшипников 26 и 27.

При этом вертикальная стойка 7 имеет прямой вход, т.е. ее диаметр везде одинаков.

На корпусе 6 снаружи закреплен цилиндр 28 с V-образным: вырезом, а на стойке 7 — два пальца 29 с укрепляк>щей их косынкой 30. Благодаря этому аппарат не вращается при монтаже, 1 что облегчает работу с ним (фиг. 2). Кроме того, цилиндр 28 может быть съемным, поскольку он закреплен снаружи. Такая конструкция фиксатора транспортного положения необходима для выполнения прямого входа в стойку 7, а последнее

20 для улучшения гидравлических параметров и повышения надежности аппарата.

Вертикальная стойка 7 выполнена крестообразной (фиг. 2) с поперечной перекладиной 31 в средней части. На концах перекладины 31 закреплены кронштейны

32 с пальцами 33 для крепления каждого ветрового троса 9 отдельно, в противном случае для снятия одного троса 9 нужно снять и другой, т.е. усложняется монтаж и демонтаж. Над перекладиной 0 31 перпендикулярно стойке 7 жестко закреплены водовыпускные патрубки 34 для крепления поворотных S-образных труб и выпуска воды в консольные стволы 10. Если патрубки 34 установить под перекладиной 31, усложнится монтаж аппарата, З перпендикулярная их установка обеспечивает применение S-образных поворотных труб 11, без чего невозможно облегчение монтажа и обслуживание аппарата.

В данном случае консольные стволы 10 легко устанавливаются под нужным углом

40 к стойке 7 и поднимаются лебедкой 14 (фиг. 1), с этой целью крепежные пальцы 33 (фиг. 2) установлены по оси водовыпускных патрубков 34, которые по концам снабжены манжетодержателями 35 и крепежными крючками 36, удерживающими фланец 37 (фиг. 3) . Для повышения надежности этого крепления крючки 36 установлены на водовыпускных патрубках 34 жестко и по оси стойки 7, а во фланцах 37 S-образных поворотных труб

0 11 по их длинной оси выполнены прорези под размер крючков 36. При таком выполнении резко облегчается монтаж, для этого обрезная труба 11 поднимается раструбом 38 вверх, крючки 36 при этом входят в прорези во фланце 37, затем труба 11 опускается и автоматически надежно крепится в манжетодержателе 35 водовыпускных патрубков 34 (фиг. 3). Раструбы 38 с крючками 39 нужны для крепления кон1327842

55 солей 10, снабженных для этого фланцами 40, к которым прикреплены ручки 41, облегчающие монтаж и поворот консолей 10 вокруг оси. Причем крючки 39 установлены вдоль вертикальной оси аппарата (фиг. 3), я противном случае консольные стволы 10 и труба 1! будут соединяться в вертикальном отношении друг с другом гибко, что делает невозможным монтаж аппарата. Для плотного и быстрого соединения консольных стволов 10, поворотных S-образных труб 11 и водовыпускных патрубков 34 раструбы 38 и патрубки 34 снабжены манжетами 42 в манжетодержателях 35.

На вертикальной стойке 7 закреплены кронштейны 15 для лебедки 14, а над ними — крепежные пальцы 43 для фиксации грузовых тросов 8, на которых подвешены стволы 10 (фиг. 1). Причем тросы 8 закреплены на пальцах 43 с помощью регулировочных пластин 44 с отверстиями, позволяющими надежно фиксировать консольные стволы 10 под разным углом, лебедки 14 соединены с тросами 8 выше пластин 44.

Для крепления консольных стволов 10 в поперечном направлении выполнены боковые ветровые тросы 9, каждый из которых закреплен на пальцах 33, установленных на кронштейнах 32 поперечной перекладины 31 (фиг. 2). Причем крепление выполнено из регулировочных пластин 44 с отверстиями для приблизительной установки консольных стволов 10 по оси аппарата и из натяжного винта 45 для неподвижной и точной фиксации консольных стволов 10 на вертикальной стойке 7 в поперечном направлении. Такое крепление консольных стволов 10 позволяет опускать и поднимать их с помощью лебедки 14 без их демонтажа и ослабления тросов 9, что значительно облегчает обслуживание аппарата.

Для того, чтобы вращение стойки 7 в корпусе 6 обеспечивалось только за счет реактивной силы воды, вылетающей из дефлекторной насадки 24, на стойке 7 в корпусе 6 выполнены подшипники 26 и 27, а для предотвращения вытекания воды установлена манжета 46 (фиг. 2). Для уменьшения трения и повышения надежности аппарата верхний подшипник 26 и манжета 46 опираются на грундбуксу 47, установленную на стойке 7, перемещение которой вдоль оси ограничено вверху пальцами 29 фиксатора, а внизу — подшипником 26.

При этом пальцы 29 являются одновременно и ограничителем перемещения стойки 7, без них она упала бы в корпус 6. Нижний подшипник 27 расположен над съемным упором 48, закрепленным на нижнем конце стойки 7 (фиг. 2).

Причем упор 48 может быть выполнен в виде стопорного кольца, пайки, шплинтов и т.д. Для уменьшения трения между упором 48 и подшипником 27 расположены кольца 49 из антифрикционного некорродирующе"o материала. Такое же кольцо 49 установлено и на подшипнике 27.

Выше кольца 49 в корпусе 6 закреплено опорное кольцо 50, которое удерживает стойку 7 в корпусе 6 при работе аппарата. При этом расстояние между кольцом 49 и опорным кольцом 50 больше высоты V-образного выреза цилиндра 28 фиксатора транспортного положения. В противном случае аппарат не будет работать, так как пальцы 29, закрепленные на стойке 7, не будут выходить из зацепления с цилиндром 28, уста новленного неподвижно на корпусе 6 (фиг. 2) .

Такое расположение подшипника 27 и колец 49 «превращает» их в фильтр, обеспечивает выполнение прямого входа в стойку 7, что предотвращает попадание наносов под манжету 46, продлевая срок ее службы.

Верхний подшипник 26 служит одновременно и манжетодержателем манжеты 46 и опорной втулкой. Для упрощения его монтажа и демонтажа и продления срока службы подшипник 26 выполнен в виде внутреннего 51 и наружного 52 торов из эластичного антифрикционного материала (фиг. 4). Торы 51 и 52 зажаты между двумя трапециевидными дисками 53 с помощью двух рядов винтов 54 и 55. При этом посадочные места, образованные кольцами 53, равны или больше толщины торов 51 и 52. Благодаря такой конструкции при износе последних их можно быстро восстановить, для этого достаточно винтами 54 и 55 зажать между кольцами 53 торы 51 и 52, которые буду выдавливаться из посадочного места, уменьшая зазоры между ними и трущимися поверхностями, снижая возможность отклонения стойки 7 от вертикали, а следовательно, и нагрузки на подшипники 26 и 27.

Верхний подшипник 26 (фиг. 4) зафиксирован в посадочном месте 56, которое выполнено на корпусе 6 и снабжено торообразной выточкой для крепления подшипника 26. При таком исполнении для крепления верхнего подшипника 26 достаточно закрутить винты 55, при этом тор 52 прижимается к посадочному месту 56. Под внутренний тор 5! помещена манжета 46, выполненная в виде плоского разъемного кольца из антифрикционной резины.

Нижний подшипник 27 (фиг. 5) размещен между двумя кольцами 57 и 58 из некорродирующего антифрикционного материала. При этом поверхности колец 57 и 58, которые обращены к корпусу 6 и стойке 7, выполнены цилиндрическими, п про1327842

Формула изобретения

55 тивном случае подшипник 27 перекашивается и заклинивает стойку 7. Кроме того, эта поверхность выполнена с фасками для облегчения движения подшипника 27 вверх и вниз, поскольку стойка 7 перемещается при пуске воды вверх, при выключении же аппарата она снова опускается вниз. Те поверхности колец 57 и 58, которые обращены к торам 51 и

52, выполнены торообразными с радиусом кривизны, равным примерно толщине торов 51 и 52 (устраняется заклинивание последних в кольцах 57 и 58). Благодаря такому выполнению торы 51 и 52 касаются колец 57 и 58 в одной точке, что способствует уменьшению трения. Такая конструкция нижнего подшипника 27 обеспечивает длительную его эксплуатацию без регулировки, и следовательно, без демонтажа аппарата, так как в подшипнике 27 образовано четыре пары трения: корпус— кольцо 57; кольцо 57 — тор 52; тор 51 кольцо 58; кольцо 58 — стойка 7. Это особенно важно, так как нижний подшипник 27 является одновременно и фильтром воды, поступающей к манжете 46 и верхнему подшипнику 27. Поэтому, если попадает песчинка или другое твердое тело в одну пару трения, срабатывает одна из остальных. Предлагаемая конструкция подшипника 27 обеспечивает прямой вход в стойку 7 и вращение ее за счет одной дефлекторной насадки.

Аппарат работает следующим образом.

Вода поступает в садовую. надставку 2, затем в полость стойки 7, при этом часть ее фильтруется через нижний подшипник 27 к верхнему подшипнику 26 и манжете 46, смазывая трущиеся поверхности.

Манжета при появлении напора поднимается к грундбуксе 47, предотвращая утечку воды (фиг. 2). Затем стойка 7 под давлением воды поднимается вверх и палец

29 выходит из V-образного выреза цилиндра 28 фиксатора транспортного положения, при этом нижний подшипник 27 упирается в опорное кольцо 50, удерживая стойку 7 в корпусе 6 (фиг. 2). Вода из стойки 7 поступает через водовыпускные патрубки 34 и S-образные поворотные трубы 11, консольные стволы 10 в сопло 25 и дефлекторную насадку 24. Под реактивным действием воды, поступающей из дефлекторной насадки 24, стойка 7 с закрепленными на ней консольными стволами 10 вращается, и вода разбрызгивается по площади. Малую окружность поливают дефлекторная насадка 24 и короткоструйные сопла, большую окружность основное среднеструйное или дальнеструйное сопло 25 (фиг. 3). При этом вода попадает и на стойку 7 аппарата, стекая по ней вниз. Она смазывает подшипник 26 и манжету 46, уменьшая их износ.

При выключении воды стойка 7 опускается вниз, при этом пальцы 29 под действием силы ее тяжести автоматически входят в V-образный вырез цилиндра 28, установленного на корпусе 6, а стойка 7 автоматически устанавливается так, что консольные стволы 10 располагаются вдоль рядков деревьев или в направлении их перемещения.

Монтируется аппарат следующим образом (фиг. 1 — 3).

Стойка 7 и подшипники 26 и 27 вставляются и крепятся в корпусе 6, который фланцами 5 соединяется с садовой надставкой 2. Затем в водовыпускных патрубках 34 крепятся поворотные S-образные трубы 11, после чего петли 21, выполненные на садовой надставке, вставляются в кронштейны 22 на стабилизаторе 1 и соединяются осью 23. Затем трос

20 лебедки 19 пропускают через блок 17 и закрепляют на корпусе 6. Вращением лебедки 19 поднимается садовая надставка 2 с корпусом 6 и стойкой 7. Последняя закрепляется растяжками 3 с помощью винтов 4, фланцы ее соединяются с фланцем 5 стабилизатора 1. После этого консольные стволы 10 вставляются (и крепятся крючками 39) в раструбы 38

S-образных труб 11. Стволы 10 при этом соплом 25 и дефлекторной насадкой 24 опущены вниз. После этой операции устанавливают дефлекторную насадку под углом к горизонту, поворачивая консольный ствол 10 вокруг оси, затем стволы 10 фиксируют в раструбах 38 крючками 39. Потом натягиваются ветровые боковые тросы 9, а консольные стволы при этом устанавливаются соосно вертикальной стойке 7. После чего они с помощью лебедки 14 поднимаются на нужный угол, и грузовые тросы 8 фиксируются на пальцах 43, закрепленных жестко на стойке 7.

1. Дождевальный аппарат, включающий стабилизатор поперечной устойчивости, фиксатор транспортного положения, садовую надставку, на фланце которой закреплен снабженный манжетой, верхним и нижним подшипниками корпус, в который вставлена вертикальная стойка, с двумя водовыпускными патрубками, соединенными с консольными стволами, которые снабжены разбрызгивающими соплами, отличающийся тем, что, с целью облегчения монтажа и обслуживания аппарата при повышении его надежности и производительности, вертикальная стойка снабжена трособлочным механизмом подъема стволов и выполнена крестообразной, а водовыпускные па-.рубки для консольных стволов установлены над переклади1327842 ной перпендикулярно к стойке и соединены со стволами посредством S-образных поворотных труб, при этом фиксатор транспортного положения выполнен в виде установленного на корпусе цилиндра с

V-образным вырезом и закрепленных на стойке и входящих в вырез пальцев.

2. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что подшипники выполнены в виде пары эластичных торов, размещенных между трапецеидальными дисками, причем нижний подшипник заключен между двумя вращающимися кольцами, а верхний снабжен разьемной манжетой.

1327842 (: оста витель М. Храбров

Редактор A. Шишкина Текред И. Верес Корректор М. Шароши

Заказ 341412 Тираж 629 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СС(Р по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 415

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4