Коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автомобильному транспорту. Цель изобретения - облегчение управления. Коробка передач состоит из регулятора I и неразъемной коробки передач 2. На входном валу 4 установлены свободно шеСЛ С :о ND 30 ю 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

А1, 13

Мотоцикл,с, 325, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИИ И ОТКРЫТИЙ (21) 3784426/27-11 (22) 28.08.84 (46) 07,08,87, Бюл. 11 29 (75) А,Н.Левин (53) 629.113 (088.8) (56) Иваницкий С.10, и др.

M,: Машиностроение, 1971, рис. 198 °

Л0„,132 2 (51 ) 4 В 60 К 17/06 41/22 (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автомобильному транспорту, Цель изобретения — облегчение управления, Коробка передач состоит из регулятора I и неразъемной коробки передач 2, На вход ном валу 4 установлены свободно me! 328231

25 стерни, зацепленные с шестернями выходного вала 23, Регулятор I представляет собой корпус с профильной внутренней поверхностью, с которой введены в контакт плунжерь! 5, установленные B направляющих входного вала 4. Входной вал выполнен полым, внутри него установлен поршень 8, подпружиненный относительно входного вала 4 ° При перемещении поршня его

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобильном транспорте, Цель изобретения — обеспечение управления коробкой передач, 5

На фиг.l изображена коробка передач, продольный разрез; на фиг,2 разрез A-A на фиг.l; на фиг,3 разрез Б-Б на фиг,l.

Коробка передач транспортного средства состоит. из гидромеханического регулятора 1 и безраэъемной коробки 2 передач.

Гидромеханический регулятор 1 состоит из корпуса 3, рабочая поверх15 ность которого зллипсной формы, рото" ра 4, который является также входным валом, коробки 2 передач, На валу ротора расположены две противолежащие плунжерные пары 5 с уплотнительными манжетами 6, Плунжерные пары могут иметь заправочное отверстие, при определенном положении совпадающее с отверстием, выполненным в корпусе 3 (не показано). Корпус 3 имеет связь с ротором 4 через втулки или подшипники, а уплотнение осуществляется уплотнительной манжетой 7. В корпусе ротора 4 находится толкатель 8 пере30 ключения скоростей с осевым сверлением дпя перетока жидкости„ Уплотнение штока и поршня толкателя осуществляется уплотнительными манжетами 9.

Штоковая полость толкателя имеет связь с полостями плунжерных пар через каналы 10. Толкатель подпружинен пружиной 11. Также возможны другие варианты конструкций гидромеханического регулятора, преобразующего на40 груэку между колесами автомобиля и внешняя поверхность взаимодействует с эаклинивающимися элементами, обеспечивающими связь шестерен входного вала с после 1ним. Полости, образованные плунжером, направляющими и внешней поверхностью входного вала, а также внутренней поверхностью входного вала и поршнем, сообщЕны каналом 10 между собой и заполнены жидкостью. 3 ил.

2 двигателем в линейное перемещение толкателя, Например, количество пар можно увеличить, что приводит к изменению формы корпуса в зависимости от числа пар, или пары связать с корпусом, а для смещения использовать зксцентрик, Беэразьемная коробка 2 передач состоит иэ корпуса 12, в котором помещен входной вал 4 с зубчатыми ше-. стернями 13-16 переднего хода и шестерней 17 заднего хода, Зубчатые шестерни 13 и 17 связаны с валом жестко, а шестерни 14-!6 входят в зацепление с валом 4 при помощи собачек 1 8 с пружинными пластинами, имеющими приливы для зацепления с пазами, фиксирующими собачки, Выводит собачку иэ зацепления с пазом шток 19, отводя своими заостренными краями пружинные пластины к центру, между штоком 19 и собачкой 18 имеется пружина. Зубчатые шестерни 13-16 постоянно находятся в зацеплении с блоком

20 зубчатых шестерен переднего хода, а шестерня 21 с зубчатой шестерней

22. Блок зубчатых шестерен 20 и шестерня 22 входят в зацепление с валом 23 при помощи собачек 24, привощимыми в движение толкателем 25 включения скоростей (вперед- назад), уплотнение первичного и вторичного вала осуществляется уплотнением. Уплотнение штока толкателя включения скоростей (вперед-назад) выполнено уплотнительной манжетой. Зубчатые шестерни 13-16 имеют обгонный механизм 26 для беэразъемиого включения скоростей, Шестерня с обгонным меха1 3282

31

4 нии четвертая передача, шестерня 16 введена в зацепление, Этой силы недостаточно для преодоления подъема, толкатель отодвигается, собачка выводится из зацепления, выталкиваясь пазами, в которых она находится. Пазы выполняются специально спрофилирован; ной формы, позволяющие при воздействии толкателя удерживать собачки в пазах, а когда толкатель не воздействует на штоки — выбрасывать собачки из зацепления. Таким образом, шестерня 6 выходит из зацепления, нагрузка ложится на шестерню 15 и, если силы недостаточно, то нагрузка .ложится на шестерню 14 и, если опять силы не хватит, то нагрузка ложится на шестерню 13.

Таким образом, евведена в зацепление последняя шестерня, сцепление точно, то автмобиль плавно начинает движение. Предположим, автомобиль выходит на ровную qopory нагрузка на колеса понижается, пружина, расправляясь ° отодвигает толкатель, и он, воздействуя на шток 19 заставляет его входить в паз корпуса 4, сжимая пружину, помещенную между ним и собачкой -18. В определенном положении шток своими заостренными краями сжимает экспандеры к центру, выводя приливы из зацепления с пазами, и пружина, разжимаясь резко, вводит собачку в пазы зубчатых шестерен, Такая конструкция собачек нужна для того, чтобы в переходном режиме избежать включений и выключений, что может привести к быстрому износу собачек или зубчатых шестерен.

Итак, шестерня 14 введена в зацепление с валом 4, но блок 20 зубчатых шестерен, вращаясь с одной скоростью, по разному воздействует на зубчатые шестерни 13-16 и никакого движения не будет, если не снабдить зубчатые шестерни обгонным механизмом, Шестерня 16 может не иметь об гонного.механизма, который показан для того, чтобы в одном разрезе показать механизм включения скоростей вперед-назад и обгонный механизм.

Обгонный механизм работает следующим образом.

Если вращение вала рассматривать по часовой стрелке со стороны двигателя, то внутренняя часть шестерни (фиг,3), вращаясь вместе с валом, низмом разделена по окружности на две части, Во внутренней части выполняются сегментные полости 27 с помещенными

5 в них шариками или роликами 28, на второй наружной части выполняются углубления 29, Обе части связаны между собой втулками или их можно насадить на подшипники, зацепление меж-10 ду ними происходит, когда шарик расклинивается между сегментом 27 и углублением 29, а проворачивание одной части относительно другой — когда шарик 26 отбрасывается во внутрен- 15 нюю часть сегмента.

Коробка передач работает следующим образом, При трогании автомобиля с места между корпусом гидромеханического ре- 2р гулятора 1 и ротором 4 создается нагрузка, зависящая от нагрузки, соз- |полностью опущено и, если силы достадаваемой на колесах автомобиля. Связь между двигателем и корпусом 3 гидромеханического регулятора может осу- 25 ществляться трубомуфтой, гидромуфтой или другим любым видом плавного сцепления. Нагрузка, создаваемая между корпусом регулятора и ротором 4, ложится на плунжера 3, заставляя их 30 сниматься к центру, а они в свою оче- . редь через каналы 10 с жидкостью воздействуют на штоковую полость толкателя 8, заставляя его перемещаться, сжимая пружину. Длина перемещения 35 толкателя зависит от силы давления, создаваемой плунжерами. Толкатель, воздействуя на штоки 19, вводит или выводит из зацепления ту или иную шестерню в зависимости от нагрузки, 4О создаваемой на колесах автомобиля.

Расстояние между штоками 19 зубчатых .шестерен выбирается в зависимости от усилия пружины и количества передач, а пружина уже от крутящегося момента 45 двигателя и тягового усилия автомобиля.

Рассмотрим процесс трогания автомобиля с места и дальнейшее его движение. Опускают плавно сцепление автомобиля, Соединяя двигатель с корпусом 3 гидромеханического регулятора

1, предварительно включают толкателем 25 движение автомобиля вперед, Нагрузка, создаваемая между двигателем.и колесами, стремится сместить толкатель 8, сжимая пружину, Если автомобилю необходимо двигаться, например, в гору, а в исходном положе13282

5 расклинивает ролик 26 между сегментом 27 и углублениями 29 и обе половины надежно соединяются между собой, Шестерня 14 входит в зацепление с валом 4, но шестерня 13 также находится в зацеплении с валом 4, но изsa разности диаметров шестерня 13 должна вращаться быстрее шестерни 14 и поэтому наружная часть шестерни 13 обгоняет внутреннюю часть, выходя из 10 зацепления друг с другом и отбрасывая шарик вглубь сегмента, Аналогичным образом происходит автоматическое включение всех передач, Движение автомобиля назад осуществляется переклю- 15 чением толкателя 25 в положение назад, вводя в зацепление с валом 23 шестерню 22 и выводя из зацепления с валом блок 20 зубчатых колес, Для подстраховки, а также для непредви — 20 денных ситуаций автомобиль можно снабдить ручным переключением скоростей, соединив толкатель 8 по оси движения с тягой, уплотнив тягу с корпусом манжетой, на тягу воздейст- 25 вовать можно через плечевой рычаг..

Формул а и з о б р е т е ни я

Коробка передач транспортного средства, содержащая связанный кинемати- 30 чески с приводом входной вал с шестернями, параллельный входному выходной вал с шестернями, зацепленными постоянно с шестернями входного вала, при этом один из валов выполнен 35

31 полым, внутри него с воэможностью п ереме ще ния у стано влен упр авляющий элемент, шестерни этого вала установлены на нем свободно и имеют на внутренней посадочной поверхности пазы для ввода в них тел заклинивания1 размещенных в стенках полого .вала, при перемещении управляющего элемента, а также устройство перемещения управляющего элемента, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью облег" чения управления коробкой передач, полым выполнен входной вал, управляющий элемент выполнен в виде,поршня с фланцем, подпружиненного относительно входного вала, а устройство перемещения поршня представляет собой корпус с внутренней овальной рабочей поверхностью, охватывающий входной вал и связанный с приводом коробки передач, и плунжеры, установленные на входном валу в направляющих с опиранием их рабочих поверхностей о внутреннюю поверхность корпуса, при этом полость, образованная плунжерами внешней поверхностью входного вала и направляющими, сообщена выполненным во входном валу каналом с полостью, образованной противопо" ложной опиранию пружины поверхностью фланца поршня, поверхностью поршня и внутренней поверхностью входного вала, и заполнена жидкостью, а венцы шестерен входного вала связаны со своими телами через обгонные Муфты, 1.1328231

Составитель С.Белоусько

Корректор М. Демчик

Редактор М,Бланар Техред А.Кравчук

Заказ 3440/22 Тираж 598 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4