Амортизатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для сейсмической защиты и аварийного удержания строительных объектов, имеющих тепловое перемещение . Целью изобретения является повышение надежности за счет прекращения движения гайки 7 путем сцепления кольцевого резйа 10 с накладкой 13 и зубчатого упора 12 с пазами 15 накладки 13. В аварийном режиме гайка 7 не успевает проворачиваться , упругий элемент 9 сминается, при этом выбирается зазор 5 и кольцевой резец 10 срезает накладку 13 с выемкой 14 на гайке 7, обеспечивая заданную характеристику амортизатора. При этом гайка 7 соверщает поступательное и вращательное движения. При значительном перемещении резьбовых стержней 4 зубчатый упор 12, закрепленный на корпусе амортизатора, входит в пазы 15, препятствуя вращению гайки 7, что предотвращает вторичное разрушение объекта 3. 1 ил. (Л с со ю 00 о ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (ю 4 F 16 F 13 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3690501/25-28 (22) 09.0!.84 (46) 07.08.87. Бюл. № 29 (71} Научно-производственное объединение
«Энергия» (72) В. Д. Булынин, Н. М. Волков, В. М. Косенко и Б. К. Кудрявцев (53) 621.567.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1043384, кл. F 16 Г 13/00, 1980. (54) АМОРТИЗАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для сейсмической защиты и аварийного удержания строительных объектов, имеющих тепловое перемещение. Целью изобретения является повыше„„SU„„1328615 А1 ние надежности за счет прекращения движения гайки 7 путем сцепления кольцевого резца 10 с накладкой 13 и зубчатого упора
12 с пазами 15 накладки 13. В аварийном режиме гайка 7 не успевает проворачиваться, упругий элемент 9 сминается, при этом выбирается зазор 5 и кольцевой резец 10 срезает накладку 13 с выемкой
14 на гайке 7, обеспечивая заданную характеристику амортизатора. При этом гайка
7 совершает поступательное и вращательное движения. При значительном перемещении резьбовых стержней 4 зубчатый упор 12, закрепленный на корпусе амортизатора, входит в пазы 15, препятствуя вращению гайки 7, что предотвращает вторичное разрушение объекта 3. 1 ил.
13286 !
Изобретение относится к маlllHHocтроению и предназначено для сейсмической защиты и аварийного удержания строительных об.ьектов, имеющих тепловое перемещение.
Цель изобретения — повышение надежности за счет прекращения движения гайки путем сцепления кольцевого резца с накладкой и зубчатого упора с пазами накладки.
На чертеже изображен амортизатор, продольный разрез. !О
Амортизатор содержит разъемный по длине корпус, состоящий из двух частей 1 и 2, соединяемый с удерживаемым объектом 3 (трубопроводом) резьбовой стержень 4 несамотормозящейся резьбой, установленную на нем с зазорами 5 и 6 относительно разъемных частей 1 и 2 корпуса гайку-маховик 7 и регуляторы зазоров 5 и 6, каждый из которых представляет собой скользящий элемент 8, упругий элемент 9 и тормоз, выполненный в виде кольцевого резца 10, закрепленного на выступе 11 корпуса, зубчатого упора 12 и закрепленной на гайке 7 накладки 13 с выемкой 14 под резец 10 и пазом 15 под зубцы упора 12.
Амортизатор работает следующим образом. 25
В режиме нормальной эксплуатации удерживаемый объект 3 при воздействии циклических изменений температуры испытывает температу рные перемещения. Вместе с объектом 3 перемещается и резьбовой стержень 4 с установленной на нем гайкой 7.
Гайка 7 упирается в пару элементв 8 и 9 и поворачивается»а несамотормозящейся резьбе. Скользящий элемент 8 уменьшает трение контактирующей поверхности гайки 7.
В результате положение гайки 7 относительно корпуса не изменяется
При сейсмическом воздействии на обьект
3 резьбовой стержень 4 с гайкой 7 испытывают вибрационные перемещения, и вследствие инерционности гайки 7 она успевает проворачиваться и движется совместно 40 с резьбовым стержнем 4. Упругий элемент
9 сминается и, так как расстояние между гайкой 7 и резцом 10 при сейсмических воздействиях не выбирается, ис Iûòûвает та1 Г)
hO. IPáII н ия, не II!)PIIHTPTI31 я мсщениям резьбового сгер>кпя 4, лишь амортизируя их.
В аварийном режи)к резкий рывок резьбового стержня 4 тян<т за собой гайку 7 и вследствие ее инерционности гайка 7 не успевает проворачиваться, упругий элемент 9 сминается, при этом выбирается зазор 5 и кольцевой резец 10 срезает накладку 13 с выемкой !4 на гайке 7, обеспечивая заданную характеристику амортизатора. При этом гайка 7 совершает поступательное и вращательное движения.
После компенсации динамической нагрузки на амортизатор продолжает действовать статическая нагрузка, поскольку время истечения теплоносителя из объекта 3 может быть довольно длительным. В этом случае сила трения накладки 13 о резец !О недостаточна для торможения гайки 7, и гайка 7 будет продолжать вращаться, обеспечивая переме1цепие резьбового стержня 4 и обьекта 3, гго может привести к вторичному разрушению объекта 3.
При значительном перемещении резьбового стержня 4 зубчать;й упор 12, закрепленный на корпусе амортизатора, входит в пазы 15, препятствуя вращению гайки 7, и предотвращает вторичное разрушение объекта 3.
Формула изобретения
Амортизатор, содержащий разьемный 110 длине корпус с выступами, соединяемый с удерживаемым объектом резьоовой стержень с несамотормозящейся резьбой, установленную на нем с зазорами относительно корпуса гайку-маховик и регуляторы зазоров, представляющих собой скользящие и упругHp. элементы и тормоза, отлииаюш,ийея тем, что, с целью повышения надежности, тормоза выполнены в виде закрепленных на выступах корпуса со стороны гайки-маховика кольцевых резцов, зубчатых упоров и закрепленных на гайке накладок с выемками под резцы и пазами под зубцы упоров.
Составитель С. ТаратуxIIH
Редактор Н, Тупииа Техред И. Верее Корректор 4. Тяско
Заказ 3471!4! Тираж 811 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, (Чосква, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфииескос предприятие, г. Ужгород, ул, Г1роектиая, 4