Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности тренажа и-увеличением наращивания скорости передачи при обучении работе на телеграфном аппарате. Тренажер содержит пульт 1 оператора (телеграфный аппарат), регистры 4 и 5, инвертор 6, генераторы 7 и 8, регистратор 10, сумматор 9, одновибраторы 13 и 14, формирователь 23 кодов, элемент 15 задержки, элемент 16 запрета , триггер 17, блоки 18 и 19 ключей , переключатель 24, группу регистров 25, группу дешифраторов 26, группу блоков 27 индикации, дешифраторы 11 и 20, блоки 12 и 21 индикации , счетчик 22 ошибок, элемент ИЛИ 28 и кнопку 29 ввода знаков. Новым является введение в тренажер группы регистров 25, группы дешифраторов 26, группы блоков 27 индикации, переключатель 24, одновибратора 13, элемента ИЛИ 28 и кнопки 29 ввода знаков, Сушность изобретения основана на обеспечении возможности своевременной координации действий пальцев рук для печатания очередного символа за счет предъявления нескольких знаков для выявления причин допущенных ошибок. 1 ил. с/)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (51) 4 0 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4026032/24-24 (22) 24.02.86 (46) 07.08.87..Бюл. Ф 29 (72) Н.И. Кудряшов и Ю.Е. Бурмантов (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1119057, кл. G 09 В 7/00, 1983.

Авторское свидетельство СССР

В 1179419, кл. G 09 В 7/00, 1984. (54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности тренажа и увеличением наращивания скорости передачи при обучении работе на телеграфном аппарате.

Тренажер содержит пульт 1 оператора (,телеграфный аппарат), регистры 4 и

5, инвертор 6, генераторы 7 и 8, регистратор 10, сумматор 9; одновибраторы 13 и 14, формирователь 23 кодов, элемент 15 задержки, элемент 16 запрета, триггер 17, блоки 18 и 19 ключей, переключатель 24, группу регистров 25, группу дешифраторов 26, группу блоков 27 индикации, дешифра-торы ll и 20, блоки 12 и 21 индикации, счетчик 22 ошибок, элемент ИЛИ

28 и кнопку 29 ввода знаков ° Новым является введение в тренажер группы регистров 25, группы дешифраторов 26, группы блоков 27 индикации, переключатель 24, одновибратора 13, элемента ИЛИ 28 и кнопки 29 ввода знаков.

Сущность изобретения основана на обеспечении воэможности своевременной (1) . координации действий пальцев рук для печатания очередного символа за счет предъявления нескольких знаков для выявления причин допущенных ошибок.

1 ил.

Ю

1328836

Изобретение относится к автоматике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано для обучения, например, работа .! на телеграфном аппарате.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности и наращиванием скорости передачи за счет обе- )p спечения возможности своевременной координации действий пальцев рук путем высвечивания на табло одновременно нескольких знаков (строки) и приближения условий тренировки к*реальным 1Б (печатанию с листа).

На чертеже приведена структурная схема обучающего устройства.

Устройство содержит пульт 1 оператора, представляющий собой телеграф- 20 ный аппарат, состоящий из передатчика 2 и приемника 3, регистры 4 и 5, инвертор 6, генераторы 7 и 8 (соответственно серий и тактовых импульсов), сумматор 9 (по модулю два), ре- 25 гистратор 10, второй дешифратор 11, второй блок 12 индикации, второй 13 и первый 14 одновибраторы, элемент 15 задержки, элемент 16 запрета, триггер

17, второй 18 и первый 19 блоки клю- "p чей, первый дешифратор 20, первый блок 21 индикации, счетчик 22 ошибок, формирователь 23 кодов, переключатель

24, при помощи которого устанавливается длина строки, группу регистров

25, группу дешифраторов 26, группу блоков 27 индикации, элемент ИЛИ 28 и кнопку 29 ввода символов (для первоначального формирования строки).

Устройство работает следующим образом.

Перед тренировкой переключатель 24 устанавливают на заданную длину стро- 45 ки. Включают питание. Нажатием кнопки

29 производят ввод знаков строки путем подачи импульсов с ее выходом через элемент 28 на вход формирователя

23. Формирователь вырабатывает кодовую комбинацию, которая поступает в зависимости от положения переключателя 24 на соответствующие регистры

25 и дешифраторы 26. Например, при формировании строки из пяти знаков первое нажатие кнопки 29 обеспечивает запись кодовой комбинации в регистр

25 и дешифратор 26, следующее нажатие — запись новой кодовой комбинации в регистре 25„ и дешифратор 26

4 и перепись кодовой комбинации с регистра 25 в регистр 25 > и

1 I дешифратор 26 и так далее, при пятом нажатии кнопки кодовая комбинация с регистра 25, перепишется в регистратор IO и дешифратор ll При поступлении первой кодовой комбинации в дешифратор ll вторая кодовая комбинация поступает в дешифратор 26,, третья в дешифратор 26, четвертая — в дешифратор 26, пятая — в дешифратор

26 . С выходов дешифратора Il и 26 снимаются управляющие сигналы, которые поступают соответственно на табло блоков 12 и 27 и отображают символы пяти знаков (строчку) для визуального восприятия обучаемым. Устройство готово к работе.

Обучаемый, запомнив строчку, высвечиваемую на табло индикации, нажимает клавишу, соответствующую перво-му знаку строки. С выхода передатчика 2 кодовая комбинация, выработанная в соответствии с нажатой клавишей,, поступает в регистры 4 и 5. По окончании записи кодовой комбинации с последнего РЗз ряда регистра 4 поступает стартовая посылка, которая, преобразовавшись, запускает генератор 7. Серия единичных импульсов, поступивших на вторые входы регистра 4 и регистратора 10 с генератора 7, обеспечивает выдачу записанной информации с них в сумматор 9. Первый импульс этой серии, поступивший на вход одновибратора 14, обеспечивает появление на его выходе импульса. Этот импульс поступает на вход элемента 15 и задерживается в нем на время сравнения кодовых комбинаций в сумматоре 9.

Первый импульс этой серии, поступивший на вход одновибратора 14,. обеспечивает появление на его выходе импульса. Этот импульс поступает на вход элемента 15 и задерживается в нем на время сравнения кодовых комбинаций в сумматоре 9. После выдачи серии импульсов генератор 7 отключается.,При правильном нажатии клавиши обучаемым сравниваемые комбинации знака идентичны, на выходе сумматора

9 импульсов нет. Нулевой потенциал с выхода одновибратора 13 подается на запрещающий вход элемента 16..1328836

Импульс с выхода элемента )5 включает генератор 8 на время его. действия и, пройдя через информационный вход элемента 16 поступает на вход триггера 17, обеспечив появление на

его выходе потенциала, который открывает ключ 19. Тактовые импульсы с выхода генератора 8 производят считывание информации с регистра 5 через от- )0 крытый ключ 19 и отпечатывание знака на приемнике 3. Этот же импульс с выхода элемента 16 поступает через элемент 28 на формирователь 23, кодовая комбинация с выхода которого обеспечивает перемещения знаков строки: первый светившийся знак гаснет и на его месте высвечивается второй, на месте второго — третий и так далее, а на месте пятого — вновь поступивший знак 2р с выхода формирователя 23.

При неправильном нажатии клавиши сравниваемые комбинации различны и на выходе сумматора 9 появляются импульсы, один или два. Первый (или одиноч- 25 ный) импульс, воздействия на одновибратор 13, вызывает появление на его выходе импульса, который поступает на вход триггера 17 и обеспечивает появление на его выходе потенциала, З0 который открывает ключ 18, в счетчик

22 и фиксирует ошибку, а также на запрещающий вход элемента 16. Длительность импульса одновибратора 13 выбрана больше суммарной длительности .импульса одновибратора 14 и времени задержки элемента 15 °

Следовательно, импульс с выхода элемента 15 на выходе элемента 16 не появляется, формирователь 23 не выда- 40 ет очередной кодовой комбинации. На табло индикации знаки в строке не перемещаются.

Импульс с выхода элемента 15 поступает на вход генератора 8 и вклю- 45 чает его, обеспечивая считывание ошибочной информации с регистра 5 через открытый ключ 18 и дешифратор 20. На табло блока 2) высвечивается неправильно переданный обучаемый знак.

Отсутствие перемещения знаков в строке после нажатия клавиши говорит обучаемому о допущении ошибки, а зас ветившийся знак на табло блока 21 указывает причину ошибки. Обучаемый повторным воспроизведением знака, стоящего в стороне первым, исправляет допущенную ошибку °

Использование изобретения в устройствах для тренировки телеграфистов работе (передаче) на телеграфном аппарате позволяет повысить эффективность тренажа и увеличить наращивание скорости телеграфирования за счет обеспечения возможности своевременной координации действий пальцев рук для отпечатывания следующего знака, т.е. обеспечения их движений, связанных с выбором того или иного, знака (буквы, цифры), сразу же после отпечатывания предыдущего знака, путем высвечивания на табло индикации нескольких знаков (строки). При этом условия обучения телеграфистов приближаются к реальным, так как печатание строки (текста) с табло индикации равнозначно печатанию текста с листа.

Время на освоение клавиатуры и подготовку квалифицированного телеграфиста сокращается, так как одновр менно со своевременной координацией действий пальцев рук при "слепом" методе обучения сохраняется возможность выявления причин допущенных ошибок и их быстрого устранения применением соответствующих методик.

Формула изобретения

Обучающее устройство, содержащее формирователь кодов, датчик ошибок, пульт оператора, выход которого соединен с информационными входами первого и второго регистров, управляющие входы которых подключены к выходам первого и второго генераторов соответственно, первый и второй информационные выходы первого регистра соединены соответственно с инвертором и первым входом сумматора, второй вход которого подключен к выходу регистратора, первый вход которого соеинеи с выходом первого генератора, подключенным к входу первого одновибратора, выход которого соединен с входом элемента задержки, выход которого подключен к входу второго генератора, выход инрертора соединен с входом первого генератора, триггер, R-вход и прямой и инверсный выходы которого подключены соответственно к выходу элемента запрета и управляющим входам первого и второго блоков ключей, информационные входы которых соединены с выходом второго регистра, а выходы — соответственно с входами

Составитель А, Карлов

Техред А.Кравчук

Корректор В, Бутяга

Редактор Н. Бобкова

Заказ 3490/52 Тираж 433

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное, Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 1328836, 6 пульта оператора и первого дешифра- дикации группы, второй одновибратор, тора, выход которого подключен к вхо" вход которого подключен к выходу сумду первого блока индикации, второй матора, а выход — к входу счетчика дешифратор, выход которого соединен ошибок, б -входу триггера и запрещаюс входом второго блока индикации, 5 щему входу элемента запрета, элемеит о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с ИЛИ и кнопка ввода символов, выход целью расширения дидактических воз- которой соединен с первым входом элеможностей устройства, в него введены мента ИЛИ, вротой вход которого подгруппа регистров, переключатель, ключен к выходу элемента запрета, а группа блоков индикации, группа де- 1О выход — к входу формирователя кодов, шифраторов, входы которых соединены выход которого соединен с входом пес соответствующими выходами группы реключателя, выход которого подключен переключателей и с выходами соответ- к входу, второго дешифратора, второму ствующих регистров группь, а выходы — входу регистратора и входу одного из

-с входами соответствующих блоков ии- 1> регистров группы.