Устройство для обучения радиотелеграфистов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники , в частности к обучающим устройствам , и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов слуховому приему на этапе изучения знаков кода Морзе. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства с повьшением эффективности , обучения за счет вспомогательного ассоциативного зрительного восприятия образцов словесных выражений знаков кода Морзе. Цель достигается тем, что в известное устроитство, содержащее последовательно соединенные формирователь 16 импульсов, счетчик 2, первый дешифратор 3, блок 4 задания программы обучения, регистр 5, ключ 6 и электроакустический преобразователь 7, пульт 10 onepaTopSj ; блок 11 сравнения, звуковой генератор 12, введены инвертор 13, второй дешифратор 14 и коммутатор 15. Восприятие зрительного образа словесных выражений знаков кода Морзе способствует развитию скорости их восприятия на слух, что обуславливает быстрое их запоминание и безошибочный прием при сокращенном времени обучения. 1 ил. S (Л г 11«««/ 21 Ена-ш « 17n-l n

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (19) SU(II) 151) 4 G 09 В 19 26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4044907/24-24 (22) 30.12.85 (46) 07.08.87.Бюл. У 29 (72) В.Д.Крюков, Е.Д.Крюков, А.И.Петренко и О.В.Хакало (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1176370, кл. G 09 В 19/26, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ (57) Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов слуховому .приему на этапе изучения знаков кода Морзе. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности обучения за счет вспомогательного ассоциативного зрительного восприятия образцов словесных выражений знаков кода Морзе. Цель достигается тем, что в известное устрой-. ство, содержащее последовательно соединенные формирователь 16 импульсов, счетчик 2, первый дешифратор 3, блок

4 задания программы обучения, регистр

5, ключ 6 и электроакустический преобразователь 7, пульт 10 оператора блок 11 сравнения, звуковой генератор 12, введены инвертор 13, второй дешифратор 14 и коммутатор 15. Восприятие зрительного образа словесных выражений знаков кода Морзе способствует развитию скорости их восприятия, Q на слух, что обуславливает быстрое их запоминание и безошибочный прием при сокращенном времени обучения.

1 ил..1328838

При включении питания на выходе генератора 1 появляется импульс,который воздействует на входы триггеров 19 пульта 10, устанавливая последние в исходное состояние (нулевое), и поступает на вход счетчика

2, вызывая появление на первом выходе дешифратора 3 логической единицы.

Эта единица прикладывается через пе50

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано при обучении

5 радиотелеграфистов слуховому приему . на этапе изучения знаков кода Морзе.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности обучения )О за счет вспомогательного ассоциативного зрительного восприятия образов словесных выражений кода Морзе, На чертеже представлена структура устройства для обучения радиотеле- 15 графистов.

Устройство содержит последовательно соединенные генератор 1, счетчик

2, первый дешифратор 3, блок 4 задания программы, регистр 5, ключ 6 и 20 злектроакустический преобразователь

7, также подключенные к выходу генератора 1 последовательно) соединенные два элемента 8 и 9 задержки, выходы .которых соединены с первым и вторым 25 входами управления регистра 5, и пос4 ледовательно соединенные пульт 10 обучаемого и блок 11 сравнения, вторые входы которогО соединены с выходами первого дешифратора 3, Устройст- З0 во также содержит звуковой генератор

12, выход которого соединен с первым о входом ключа 6, второй выход генератора 1 соединен с третьим входом управления регистра 5. 35

Устройство также содержит инвертор 13, второй дешифратор 14, коммутатор 15, формирователь 16 импульсов, транспаранты 17, входящие в состав пульта 10 обучаемого, содержащего 40 также кнопки 18 и триггеры )9. Перед каждой кнопкой 18 размещен шильдик, в который вставляется буква (цифра), соответствующая установленному знаку . кода Морзе. 45

Блок 4 содержит переключатели 20 и шифратор 21.

Устройство работает следующим образом. реключатель 20 блока 4 на вход шифратора 21, обеспечивая появление на его выходах соответствующего знака кода Морзе в виде двоичного формализованного числа, к входу блока 11, подготавливая цепь правильного ответа. Одновременно этот же импульс с выхода генератора 1 через элемент 8 поступает на один вход управления регистра 5, осуществляя перевод последнего в режим параллельной записи,.а пройдя затем через элемент 9, поступает на другой вход управления регистра 5, обеспечивая параллельную запись формализованного числа с выходов шифратора 21. блока 4 в регистр 5.

Также этот импульс с выхода генератора 1 через инвертор 13 поступает на вход управления коммутатора 15, запрещая прохождение через него сигнала управления с одного из выходов дешифратора 14, определяющего состояние шифратора 21, через коммутатор 15 на один иэ транспарантов 17.

Транспаранты 17 предназначены для высвечивания изображений, способствующих ассоциа.тивному зрительному восприятию словесного выражения эна1 ков кода Морзе.. Например, словесное выражение буквы "g"1 звучит так: "доми-ки", Этому выражению соответствует транспарант с изображением домиков, словесному выражению буквы ("ra-ра-жик") соответствует иэображение гаражика и так для всех знаков кода Морзе.

По окончании импульса с одного выхода генератора начинается поступление продвигающих импульсов с его другого выхода на. управляющий вход регистра 5 и происходит выдвижение двойной комбинации, которая с выхода регистра 5 поступает на вход ключа 6, Звуковые колебания, вырабатываемые генератором 6, преобразуют единичные сигналы двойной комбинации в сигналы звуковой частоты, которые поступают в электроакустический преобразователь 7 для предьявления обучаемому, Одновременно с исчезновением импульса на первом выходе генератора

1 импульсов на выходе инвертора 13 появится сигнал, разрешающий прохождение сигнала управления с одного из выходов дешифратора 14 через коммутатор 15 на один из транспаран1328838

Предлагаемое устройство для обучения радиотелеграфистов значительно повыпает эффективность обучения за счет использования вспомогательного ассоциативного зрительного восприятия образов словесных выражений знаков кода Морзе, способствующего развитию скорости восприятия знаков кода Морзе на слух. Это обуславливает быстрое запоминание знаков кода Морзе и безошибочный их прием при одновременном сокращении времени на подготовку радиотелеграфистов. формула и э о б р е т е н и я

Устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее формирователь импульсов, первый выход которого соединен с входом счетчика и уп-. равляющим входом пульта обучаемого, выходы которого подключены к соответствующему входу первой группы блока сравнения, входы второй группы которого соединены с соответствующими выходами первого дешифратора, подключенными к соответствующим входам блока задания программы обучения, выходы которого соединены с соответствующими информационными входами регистра, первый, второй и третий управляющие входы которого подключены к второму, третьему и четвертому выходам формирователя импульсов соответственно, ключ, управляющий и информационный входы которого соеди иены с выходами регистра и звукового генератора, а выход — с входом электроакустического преобраэовате1 ля, выходы счетчика подключены к соответствующим входам первого дешифратора, о т л и ч а ю щ е е с я тем,, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены второй дешифратор, входы которого соединены с соответствующими выходами блока задания программы обучения, коммутатор, первый управляющий вход и информационные входы которого подключены соответственнО к выходу блока сравнения и соответствующим выходам второго дешифратора, и инвертор, вход которого соединен с пятым выходом формирователя импульсов, а выход — с вторым управляющим входом коммутатора, выходы которого подключены к соответствующим информационным входам пульта обучаемого.

Подписное тов 17, на котором высветится изображение, способствующее ассоциативному восприятию обучаемым словесного выражения знаков кода .Морзе.

Изображение высвечивается до появления следующего импульса на выходе генератора I, При правильном опознании обучаемым предлагаемого знака кода Морзе иэображение светится непре- 10 рывно до начала следующего импульса на первом выходе генератора 1.

При неправильном опознании обучаемым предлагаемого знака кода Морзе изображение высвечивается в режиме 15 миганий. Регистрация опознания знака кода Морзе производится обучаемым путем нажатия на соответствующую кнопку 18 пульта 10. При этом один иэ триггеров. 19 устанавливается в 20 единичное, состояние. Если опознание верно, то на выходе блока 11 присутствует Нулевой потенциал, а если опознание неверно — единичный. Этот потенциал поступает на вход управле- 25 ния коммутатора 15, обеспечивая прохождение сигнала управления с одного из выходов дешифратора 14 через коммутатор 15 на один из транспарантов 17 в прерывистом режиме, и изоб- 30 ражение мигает.

С появлением следующего импульса на первом выходе генератора 1 триггеры 19 устанавливаются в исходное сос.тояние (нулевое), счетчик 2 переходит в следующее состояние и логическая единица появляется на втором выходе дешифратора 3.

Импульс с инвертора 13 запрещает ,прохождение сигнала управления через коммутатор 15 и свечение одного из транспарантов 17 прекращается. В дальнейшем все происходит аналогичио описанному, но уже для другого знака кода Морзе, установленного переключа- 45 телем 20 блока 4, так как единица с в торого выходадешифратора 3 поступает в шиф— ратор 21 через переключатель 20.

После прослушивания четырех знаков кода Морзе установленных переключаВ

50 телем 20 — 20 блока 4, начинается повторное их предьявление.

Если обучаемый правильно распознает знаки, руководитель предлагает следующую группу знаков, изменив по55 . ложения переключателей 20 и заменив .шильдики у кнопок 18.

ВНИИПИ Заказ 3490/52 Тираж 433

Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4