Противоселевое сооружение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к гидротехнике , а именно к сооружениям, используемым для защиты народнохозяйственных объектов от действия селевых потоков или оползней. Целью изобретения является повышение эффективности энергопоглощения и эксплуатационной надежности. Сооружение состоит из упругих блоков 1, 2 двух типов, расположенных ярусами взаимно перпендикулярно, образуя сквозные каналы 3. 8 Первый тип упругого блока 1 состоит из автопокрышек, скрепленных тросами разной длины, создавая клинообразную форму. Для создания клинообразной формы блоков 1 одна часть автопокрышек обжимается сильнее , а противоположная - слабее. Автопокрышки второго блока 2 скреплены тросами одинаковой длины. Блоки 1 и 2 обжимаются между собой по вертикали тросами 8, нижние концы которых заанкерованы в фундаменты 9, а верхние концы соединены с дугообразными шайбами 10 с бортами при помощи натяжного устройства 11. Горизонтально расположенные упругие блоки 1, образуя в плане арочное очертание, опираются двумя сторонами на берега 12 с выступами 13. Удар селевого потока воспринимается блоками 1, 2 и передается на фундаменты 9 через тросы 8 и на берега 12, при этом сооружение в целом работает на сжатие как сплошная упругая система. 1 з. п. ф-лы, 6 ил. « (Л со со о to 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 E 02 В 3 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

II и б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Г

К АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3985992/29-15 (22) 03.12.85 (46) 15.08.87. Бюл. № 30 (71) Алма-Атинский архитектурно-строительный институт (72) Ж. Б. Байнатов (53) 627.824.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 859531, кл. E 02 В 3/10, 1979.

Авторское свидетельство СССР № 1113452, кл. E 02 В 3/10, 1984. (54} ПРОТИВОСЕЛЕВОЕ СООРУЖЕНИЕ (57) Изобретение относится к гидротехнике, а именно к сооружениям, используемым для защиты народнохозяйственных объектов от действия селевых потоков или оползней. Целью изобретения является повышение эффективности энергопоглощения и эксплуатационной надежности. Сооружение состоит из упругих блоков 1, 2 двух типов, расположенных ярусами взаимно перпендикулярно, образуя сквозные каналы 3.

„„SU„„1330241 А1

Первый тип упругого блока 1 состоит из автопокрышек, скрепленных тросами разной длины, создавая клинообразную форму. Для создания клинообразной формы олоков 1 одна часть автопокрышек обжимается сильнее, а противоположная — слабее. Автопокрышки второго блока 2 скреплены тросами одинаковой длины. Блоки 1 и 2 обжимаются между собой по вертикали тросами 8, нижние концы которых заанкерованы в фундаменты 9, а верхние концы соединены с дугообразными шайбами 10 с бортами при помощи натяжного устройства 11. Горизонтально расположенные

/ упругие блоки 1, образуя в плане арочное очертание, опираются двумя сторонами на берега 12 с выступами 13. Удар селевого потока воспринимается блоками 1, 2 и передается на фундаменты 9 через тросы 8 и на берега 12, при этом сооружение в целом работает на сжатие как сплошная упругая система. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.

1330241

Формула изобретения

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть использовано для защиты народнохозяйственных объектов от действия селевых потоков или оползней.

Цель изобретения — повышение эффективности энергопоглощения и эксплуатационной надежности.

На фиг. 1 изображено сооружение, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — первый тип упругого блока; на фиг. 5 — второй тип упругого блока; на фиг. 6 — дугообразная шайба с бортами.

Противоселевое сооружение состоит из двух типов упругих блоков 1 и 2, расположенных ярусами взаимно перпендикулярно, образуя по вертикали горизонтальные сквозные каналы 3.

Первый тип упругого блока 1 состоит из автопокрышек 4, скрепленных тросами 5 и 6 разной длины, создавая клинообразную форму (фиг. 4).

Второй тип упругого блока 2 состоит из автопокрышек 4, скрепленных тросами 7 одинаковой длины (фиг. 5).

Блоки 1 и 2 обжимаются между собой по вертикали тросами 8, нижние концы которых заанкерованы в фундаменты 9, а верхние соединены с дугообразными шайбами 10 с бортами при помощи натяжного устройства 11 (фиг. 3).

Горизонтально расположенные упругие блоки 1, образуя в плане арочное очертание, опираются на берега 12 с выступами 13 (фиг. 2).

Строительство сооружения начинается с установки фундаментов 9, заанкерованных тросами 8, и выступов 13 на берегах 12.

Изготовленные блоки 1 и 2 в заводских условиях монтируются на стройплощадке ярусами. Сначала монтируются блоки 1, образуя в плане арку, при этом крайние блоки 1 насаживаются на специальные выступы 13, расположенные на берегах 12.

В местах стыковки блоков 1 устанавливаются блоки 2, затем вновь монтируются блоки 1 и т. д. В такой последовательности продолжается монтаж блоков до расчетной высоты. Строительство заканчивается монтажом блоков 1 последнего яруса и на них в местах стыковки устанавливаются дугообразные шайбы 10 с бортами, охватывая ближайшие крайние автопокрышки 4 соседнего блока .

Натяжным устройством 11 через тросы 8 создаются расчетные усилия обжатия по всей высоте сооружения.

Предлагаемое сооружение работает следующим образом.

Удар селевого потока воспринимается блоками 1 и 2 и передается на фундаменты 9 через тросы 8 и на берега 12, при этом сооружение в целом работает

55 на сжатие как сплошная упругая система за счет рациональной арочной конфигурации. Сооружение допускает большие возвратимые перемещения за счет податливости упругих блоков 1 и 2, выполненных из автопокрышек 4. При возникновении больших критических перемещений ударная нагрузка полностью воспринимается тросами 8.

От подъемной силы (вертикальные составляющие удара) блоки 1 и 2 удерживаются за счет усилия обжатия, создаваемого тросами 8, а усилие сдвига (горизонтальные составляющие удара) за счет рациональной конфигурации в виде арки.

Тросы 8 для создания усилия обжатия проходят через стыки соседних блоков 1 вдоль автопокрышек 4 и через круглые проемы блоков 2 в поперечном направлении автопокрышек 4. Для создания клинообразной формы блоков 1 и одна часть обжимается тросами 5 сильнее, а противоположная часть — слабее.

Второй ярус блоков 1 устанавливается на выемках блоков 2, образованных в местах скрепления автопокрышек 4 тросами 7.

Дугообразные шайбы 10 с бортами служат для создания равномерного усилия обжатия блоков 1 и 2 и придания сооружению монолитности, скрепив каждые соседние блоки между собой.

Габариты упругих блоков 1 и 2, количество автопокрышек в нем и радиус кривизны арочного очертания зависят от характера и мощности селевого потока, а также от топографических условий селеносного русла

Надежность в аксплуатации сооружения достигается путем крепления тросами 8 блоков 1 и 2 и созданием арочной конфигурации. Повышение эффективности энергопоглощения сооружения достигается за счет раздробления потока на отдельные струи, при этом крупные фракции отлаживаются перед сооружением; расчленения по кривой поверхности на нормальные и касательные составляющие, т. е. уменьшается значение лобовых ударных сил; эластичности блоков 1 и 2, допускающей большие упругие перемещения.

1. Противоселевое сооружение, выполненное в виде криволинейной стенки, изогнутой выпуклостью в сторону нижнего бьефа, из упругого материала, насаженного на элементы свай, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности энергопоглощения и эксплуатационной надежности, сооружение выполнено из изношенных автопокрышек в виде блоков двух типов, расположенных ярусами взаимно перпенди1330241

1D

73 кулярно с образованием сквозных каналов по вертикали и арочной конфигурации в плане, ориентированной в сторону верхнего бъефа, причем первый тип блока выполнен клинообразно, а второй тип — в виде цилиндра.

2. Сооружение по и. 1, отличающееся тем, что блоки обжаты между собой по вертикали тросами, причем горизонтально расположенные клинообразные блоки опираются на берега селеносного русла, имеющие выступы.

1330241

РиР. (pic. G

Со ста в итель С. Л оба рев

Редактор М. Петрова Техред И. Верес Корректор М. Шароши

3 а к аз 354 7/31 Тираж 606 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открыгий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4