Устройство для монтажа и эксплуатации лубрикатора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение Относится к технике добычи нефти и газа и позволяет повысить надежность и безопасность работы за счет регулирования усилия растяжения лубрикатора (Л) 1 при его эксплуатации. Устройство включает грузоподъемньй механизм 2, пггропную 9 и кйнатную 14 подвески. Они соединены с крюком 3 механизма 2 и с Л 1, имеющим направляющий для кабеля 4 ролик (HP) 6. На оси HP 6 и подвески 9 установлены шкивы 10, t1,обра ,W -rff (Л .i
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (50 4 Е 21 В 33 03
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3929430/22-03 (22) 08.07.85 (46) 15.08.87. Бюл. У 30 (7 1) Азербайджанский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт нефтяного машиностроения (72) А.В.Круткин (53) 622.526(088.8) (56) Способ и устьевое оборудование для спуска приборов в фонтанные скважины. Проспект ВНИИОЭНГ 1974, Ф 10165.
Авторское свидетельство СССР
Ф 768929, кл. E 21 В 19/00, 1976. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНТАЖА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛУБРИКАТОРА (57) Изобретение Относится к технике добычи нефти и газа и позволяет повысить надежность и безопасность работы за счет регулирования усилия . растяжения лубрикатора (Л) при его эксплуатации. Устройство включает грузоподъемный механизм 2, штропную
9 и канатную 14 подвески. Они соединены с крюком 3 механизма 2 и с Л
1, имеющим направляющий для кабеля
4 ролик (HP) 6. На оси HP 6 и подвески 9 установлены шкивы 10, 11 обра1330302 зующие талевую оснастку.Ее струны запакованы между шкивами 10, 11, а ходовые концы 16 соединены с верх.ней частью Л 1. Число струн с каждой стороны равно частному от деления значения усилия натяжения кабеля 4 на принятое значение усилия растяжения Л 1. Сборка Л 1 поднимается над устьем механизмом 2, а затем
Изобретение относится к технике добычи нефти и газа, в частности к процессам обслуживания нефтяных и газовых скважин, находящихся под давлением, приборами и инструментами, спускается на кабеле или канате.
Целью изобретения является повышение надежности и безопасности работы за счет регулирования усилия растяжения лубрикатора эксплуатации.
На фиг. 1 представлена общая конструктивная схема-компоновка устройства; на фиг. 2 — узел соединения лубрикатора с груэоподъемным устройством и схема действия сил при работе устройства.
Устройство включает лубрикатор 1, грузоподьемный механизм 2 с талевой системой и крюком 3.
Груэоподъемный механизм может быть автономным и может быть совмещен (фиг. 1) с лебедкой, несущей кабель
4, герметиэируемый в лубрикаторе уплотнителем 5.
Лубрикатор снабжен направляющим для кабеля 4 роликом 6, установлен-. ным в вилке 7 и кронштейне 8, с помощью которого направляющая канавка ролика ориентирует и направляет кабель по оси лубрикатора.
Ролик 6 имеет возможность вертикального перемещения относительно кронштейна 8 за счет перемещения оси вилки 7 с направляющей шпонкой в отверстии кронштейна 8. При этом перемещении расстояние, между осью ролика и осью лубрикатора не меняется.
На крюке 3 установлена штропная подвеска 9. Направляющий ролик 6 и штропная подвеска 9 снабжены шкивами соответственно 10 и 11 (фиг. 2, разсоединяется с ним. Подвеска 14 при этом натянута весом вилки 7 с HP 6, прибора 19 и кабеля 4.При увеличении силы натяжения на HP 6 направляющий вал смещается вниз. В результате происходит растяжение Л 1, При его подьеме действующая íà HP 6 сила уменьшается, а сила натяжения подвески 14 уменьшается до минимальной. 2 ил. рез А-A) расположенными консольно на осях 12 и 13.
Канатная подвеска 14, соединяющая лубрикатор 1 и грузоподъемное устройство 2, выполнена в виде талевой оснастки,где мертвый конец 15 пропущен через центральное отверстие полой оси 13, а ходовые концы 16 закреплены на опоре 17 лубрикатора 1.
Мертвый конец 15 выполнен в виде непрерывной ветви, объединяющей две стороны оснастки чем достигается выравнивание натяжения каната на каждую нз двух сторон крепления опоры 17 с ходовыми концами 16.
Число струн канатной оснастки между шкивами 10 и 11 (без учета КПД и без учета влияния действия поперечных составляющих усилий натяжения ка20 .беля и канатной подвески) выбирается из следующих условий:
2Р„. Р
Р— 2Р
2 Р
1 х где Р„ — выбранное допустимое усилие растяжения лубрикатора;,,Р— усилие натяжения каждого иэ х ходовых концов канатной подвески;
P — усилие натяжения кабеля (или каната); — число струн оснастки с каждой из сторон канатной подвески между шкивами 10 и 11.
Коэффициент 2 в числителе принят в связи с тем,что на направляющий ролик 6 действует двойное усилие натяжения в результате огибания его о кабелем на угол 180 . Коэффициент
40 2 в знаменателе указывает на наличие двух сторон канатной подвески.
1 3 3 0302
Из приведенных соотношений следует,что число струн оснастки с каждой из сторон канатной подвески равно частному от деления усилия натяжения кабеля на принятое допустимое усилие растяжения лубрикатора.
Например, на фиг. 2 показана двухструнная оснастка между шкивами 10 и 11, рассчитанная из следующих условий:
К
P .50 — 2, P„25 где Р„ = 50 кН вЂ” максимальное усилие натяжения кабеля (усилие разрыва);
Р„ = 25 кН вЂ” принятое допустимое усилие растяже- 20 ния лубрикатора.
Монтаж лубрикатора с помощью устройства и работа с ним в процессе спуска-подъема, приборов производит25 ся следующим образом.
Предварительно на земле производится заправка кабеля 4 через направляющий ролик 6 и уплотнительное устройство 5 лубрикатора.
Свободный конец кабеля пропуска-. ется затем через секции 1 лубрикатора и соединяется с прибором или инструментом, который должен быть заведен впоследствии внутрь лубрикатора.
Уплотнитель 5, представляющий собой одно целое с корпусом 17,кронштейном 8 и направляющим роликом 6 с вилкой 7 соединяется с верхней секцией лубрикатора. Крюк 3 грузоподьемного устройства 2 соединяется со штропной подвеской 9,и вся сборка лубрикатора приподнимается над устьем скважины. При этом натяжение канатной подвески 14 определяется ве- 4 сом лубрикатора, приложенным в точках соединения ходовых концов 16 подвески с корпусом 17 и в месте контакта упорной шайбы оси вилки 7 с кронштейном 8.
В начальный момент вся сборка лубрикатора с пропущенным через уплотнитель кабелем и размещенным в лубрикаторе прибором 18 поднимается с помощью грузоподъемного механизма 2 и подвешивается над устьем скважины.
При подъеме крюк 3 грузоподъемного механизма 2 захватывает штроп 9,который через ось 13 и канатную подвеску 14 предварительно тянет вверх вилку 7 с роликом 6 до упора шайбы в торец кронштейна 8,а после упора этой шайбы поднимает уже всю сборку лубрикатора.
Пока на крюк 3 действует сила тяжести сборки лубрикатора шайба всег— да упирается в нижний торец кронштейна 8.
Для соединения с устьем сборка лубрикатора приспускается грузоподъемным механизмом. После соединения и установки лубрикатора вилка 7 может сместиться вниз, но дополнительное натяжение сборки лубрикатора крюком
3 производить не требуется. Канатная подвеска 14 остается натянутой под действием веса вилки 7 с роликом 6, прибора 18 и незначительной длины кабеля 4.
По мере дальнейшего спуска в скважину происходит увеличение веса кабеля и увеличение его силы натяжения, действующей на ролик 6. Происходит дальнейшее смещение вниз направляющего вала со шпонкой вилки 7 в отверстии кронштейна 8, но на величину, не большую удлинения канатной подвески 14, обусловленного.действием сил упругости каната. Под действием этих сил с учетом выбранного соотношения полиспастных систем происходит и растяжение лубрикатора.
Длина направляющего вала со шпонкой вилки 7 должна быть больше возможного максимального удлинения канатной подвески 14.
При подъеме прибора на кабеле сила, действующая на ролик 6, уменьшается и сила натяжения канатной подвески 14 уменьшается до минимальной равной весу ролика 6, вилки 7 иприбора 18.
Формула из обретения
Устройство для монтажа и эксплуатации лубрикатора, включающее грузоподъемный механизм, штропную и канатную подвески, соединенные с крюком грузоподъемного механизма и с лубрикатором, имеющим направляющий для кабеля ролик, отличающеес я тем, что, с целью повышения надежности и безопасности работы за счет регулирования усилия растяжения чубрикатора при его эксплуатации, оно снабжено установленными на оси нап1330302 Х
Составитель И.Кепке
Техред В.Кадар Корректор С.Шекмар
Редактор Н.Горват,Заказ 3551/34 Тираж 532 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Н(-35, Раушская наб., д. 4/5.Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул.Проектная, 4 равляющего ролика и штропной подвески шкивами, образующими талевую оснастку, струны которой запакованы между шкивами штропной подвески и направляющего ролика, а ходовые концы соединены с верхней частью лубрикатора, при этом направляющий ролик лубрикатора установлен с возможностью вертикального перемещения, а число струн оснастки талевой системы с каждой стороны канатной подвески равно частному от деления значения усилия натяжения кабеля на принятое значение усилия растяжения лубрикатора.