Способ рекультивации глубоких карьеров

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к горному делу и м.б. использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Цель изобретения - сокращение капитальных затрат на рекультивацию глубоких карьеров (К) с широким дном. Формир1пот упорные стенки (УС) 1-3 поперек К на расстоянии друг от друга не более 2Hctgrf, где Н - глубина К; d- угол естественного износа складируемых пород. Далее начинают отсыпку вскрьшных пород слоями вдоль одного из бортов 4 отработанного К. Отсыпку ведут одним или одновременно несколькими передовыми параллельными забоями 5. Ширина их по верху равна не менее 3-4 минимальных радиусов разворота - подвижного состава карьерного транспорта . Причем УС 1-3 формируют с опережением над точками 8 смыкания бровок их откосов со стороны забоев 5, равным не более 1,5-2 минимальных радиусов разворота подвижного состава. Затем между УС 1-3 формируют секции путем отсьшки продольных перемычек. Внутри секции покрыты слоем водонепроницаемого материала, после чего пространство между УС 1-3 заполняют мягкими отходами горного производства . 2 з.п. ф-лы, 6 ил. У -J 4 S (Л 00 о со оо фие.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1330313 (1) 4 Е 21 С 41/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ з б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2!) 4051911/22-03 (22) 17.!2.85 (46) 15.08.87. Бюл. 9 30 (71) Днепропетровский горный институт им. Артема (72) А.Ю.Дриженко, О.И.Храпко, Н.К.Гардаш и В.Н.Домничев (53) 622 ° 271(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР !! 1040152, кл . Е 21 С 41/02, 1981.

Авторское свидетельство СССР

В 825711, кл. Е 02 D 17/20, 1979. (54) СПОСОБ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ГЛУБОКИХ

КАРЬЕРОВ (57) Изобретение относится к горному делу и м.б. использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Цель изобретения— сокращение капитальных затрат на рекультивацию глубоких карьеров (К) с широким дном. Формируют упорные стенки (УС) 1-3 поперек К на расстоянии друг от друга не более 2Hctga, где Н вЂ” глубина К; ct — угол естественного износа складируемых пород.

Далее начинают отсыпку вскрышных пород слоями вдоль одного из бортов

4 отработанного К. Отсыпку ведут одним или одновременно несколькими передовыми параллельными забоями 5.

Ширина их по верху равна не менее

3-4 минимальных радиусов разворота подвижного состава карьерного транспорта. Причем УС 1-3 формируют с опережением над точками 8 смыкания бровок их откосов со стороны забоев 5, равным не более 1,5-2 минимальных радиусов разворота подвижного состава.

Затем между УС 1-3 формируют секции путем отсыпки продольных перемычек.

Внутри секции покрыты слоем водонепроницаемого материала, после чего пространство между УС 1-3 заполняют мягкими отходами горного производства. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

1330313

Изобретение .относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.

Цель изобретения — сокращение капитальных затрат на рекультивацию глубоких карьеров с широким дном.

На фиг.l изображен карьер в процессе формирования поперечных упорных стенок, вид в плане; на фиг.2 сечение А-А на фиг.l; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг.1; .на фиг.4 - схема формирования продольных перемычек на фиг.5 - одна иэ секций при склади- 15 ровании мягких пород, сечение, на фиг.6 — секция при формировании экрана шламохранилища для складирования пульпы с отходами обогащения, сечение. 2Р

Способ заключается в следующем.

Имея размеры карьера — длину, ширину в верхней части и дна карьера, его глубину, определяют места распо.ложения упорных стенок 1 — 3 исходя 25 из условия L «< 2Hctgd, где L — расстояние. между смежными .упорными стен= ками; H — глубина карьера; Ы вЂ” угол откоса складируемых пород. После этого начинают отсыпку скальных пород 30 вскръппи с дневной поверхности одного из бортов 4 карьера в местах располо" .жения упорных стенок. Отсыпку скальных пород ведут одновременно, наращивая все стенки передовыми параллельными друг другу забоями 5. В процессе формирования стенок контролируют ширину площадки 6, чтобы она ие выходила за допустимые пределы, а также величину части площадки 7, выступаю- 4р щей над точкой 8 смыкания нижних бровок 9 откосов 10. В случае превьппения допустимого расстояния 7 скальные породы .отсыпают преимущественно со стороны боковых откосов 10. После 4 ликвидации аварийного состояния продолжают прерванные работы по наращиванию забоев вглубь карьера.. Работы ведутся до полного перекрытия упорными стенками рекультивируемого карье- 5р ра. Принципиального отличия нет и в случае одновременного ведения работ с противолежащих бортов карьера 4, 11 во встречном направлении. Однако такой вариант менее вероятен, поскольку в данном случае необходимо большее количество вскрьппных пород и, следовательно, удвоенное число транспортных средств.

Одновременно могут вестись работы по заполнению пространства между упорными стенками 12 отходами горного производства.

При необходимости вслед эа формированием упорных стенок начинают формировать продольные параллельные борту карьера перемычки 13 и 14, отстоящие одна от другой на расстоянии, ь е большем расстояния между поперечными упорными стенками. Ширину верхней площадки каждой перемычки также формируют равной 3-4 R„» Таким образом, вся площадь карьера оказывается разбитой на ряд секций, например 15 и

l6, После того, как полностью сформирована хотя бы одна секция, имеющая форму перевернутой вершиной вниз пирамиды, эту секцию можно заполнять либо мягкими породами, либо пульпой.

В случае заполнения секции мягкими породами их отсыпают слоями 17 и 18 толщиной, определяемой из условия безопасности их складирования. Породу в секцию доставляют автосамосвалами по автодороге 19. При необходимости складирования пульпы с отходами обогащения откосы секции предварительно покрывают экраном 20 из слоя водонепроницаемого материала, например из суглинков или глины, которые также доставляют автосамосвалами, и после этого секцию заполняют пульпой.

Формула изобретения

1. Способ рекультивации глубоких карьеров, включающий отсыпку вскрышных пород слоями вдоль одного из бортов отработанного карьера в направлении противоположного борта карьера с предварительным формированием упорной стенки и заполнение карьера подвижным карьерным транспортом, о т— л и ч а ю щ .и и с я тем, что, с целью сокращения капитальных затрат на рекультивацию глубоких карьеров с широким дном, упорные стенки формируют поперек карьера на расстоянии друг от друга не более 2Hctg d,где Нглубина карьера; cL- угол естественного износа складируемых пород, одним или одновременно несколькими передовыми, параллельными между собой забоями, шириной по верху равной не менее 3-4 минимальных радиусов разворота подвижного состава карьерного

133О313 7 транспорта, причем указанные упорные стенки формируют с опережением над точками смыкания бровок их откосов со стороны забоев, равным не более 1,5-2 миним-,ьных радиусов разворота подвижного состава карьерного транспорта, при этом по мере формирования упорных стенок пространство между ними заполняют отходами горного производства.

2 ° Способ по п.l, о т л и ч а ю— шийся тем, что перед заполнением пространства между упорными стенками мягкими отходами горного производства между ними формируют секции путем отсыпки продольных перемычек.

3. Способ по п.l, о т л и ч а ю— шийся тем, что внутреннюю поверхность секций покрывают слоем водонепроницаемого материала.

133О313

Составитель В.Тычина

Техред Л.Сердюкова Корректор M.Ïoæî

Редактор Н. Горват

Заказ 3559/35

Тираж 454 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4